Дирижер. Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля. Основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna (созданы в 2004 году, в период работы Курентзиса на посту главного дирижера Новосибирского академического театра оперы и балета (2004—2010)).
Оркестр musicAeterna, который ныне базируется в Перми, известен как один из самых передовых российских коллективов, специализирующийся на аутентичном исполнительстве. В то же время оркестр не ограничивается произведениями ранних эпох и успешно сочетает в своем репертуаре сочинения разных музыкальных периодов и направлений, включая музыку ХХ века и произведения ныне живущих композиторов. У маэстро и musicAeterna подписан контракт с Sony Classical на выпуск трех CD c операми Моцарта: Le nozze di Figaro (2014, премия ECHO Klassik как «Лучшая запись года: опера XVII—XVIII вв.»), Cosi fan tutte, Don Giovanni. В октябре 2014-го издан диск с программой сочинений Рамо — Rameau: The Sound of Light. Кроме того, готовятся отдельный релиз c Концертом для скрипки с оркестром П. Чайковского (солистка — Патриция Копачинская) и два диска с сочинениями Стравинского: «Весна священная» и «Свадебка». В августе 2014 года под фонограмму «Весны священной», записанную musicAeterna и Теодором Курентзисом, на Международном фестивале искусств RUHRtriennalle состоялся перформанс режиссера Ромео Кастеллуччи «Балет для 40 машин». Предыдущая дискография музыкантов включает Симфонию № 14 Шостаковича, Requiem Моцарта и оперу «Дидона и Эней» Пёрселла (все три на лейбле Alpha), а также фортепианные концерты Шостаковича в исполнении пианиста Александра Мельникова и Mahler Chamber Orchestra (Harmonia Mundi).
Своими успехами Теодор Курентзис заслужил репутацию лучшего в России исполнителя сочинений Моцарта. В 2012 году в российской музыкальной критике появилось такое понятие, как «Пермский Моцарт», получившее широкое употребление среди меломанов.
График выступлений и проектов оркестра мusicAeterna и Теодора Курентзиса насыщен. В сентябре 2013 года Пермский театр оперы и балета представил оперу Пёрселла «Королева индейцев» в постановке знаменитого американского режиссера Питера Селларса; это была копродукция Пермской оперы, Королевского театра Испании (Мадрид) и Английской Национальной оперы (Лондон). В феврале 2014-го с оркестром и хором musicAeterna вместе с международным ансамблем солистов маэстро совершил гастрольный тур (Пермь, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон) с программой: концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Пёрселла и псалом Dixit Dominus Генделя.
В марте 2015 года состоялось европейское гастрольное турне Теодора Курентзиса с оркестром musicAeterna: концерты прошли в рамках Klara Festival в Брюсселе, на фестивалях в Афинах, Хельсинки и Люцерне, а также в Берлине. Музыканты исполнили концертную версию балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и программу Рамо-гала, состоящую из сочинений великого французского композитора эпохи барокко.
В июле 2015 года по приглашению директора фестиваля в Экс-ан-Провансе Бернара Фокруля, солистки Пермской оперы Надежда Павлова и Наталия Ляскова, Станислав Леонтьев (Санкт-Петербург) и Дмитрий Ульянов (Москва), хор и оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят на престижнейшей площадке театральной Европы антемы Генри Пёрселла, «Свадебку» и произведения для хора a capella Стравинского и хоровую православную литургию. Кроме того, хор musicAeterna, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, выступит в Эксе с программой, состоящей из хоровой музыки разных эпох, от Средневековья до XXI века, а также примет участие в специальных фестивальных постановках опер «Альцина» Генделя и «Похищение из Сераля» Моцарта.
Также в планах Теодора Курентзиса и его коллективов — запись сочинений Бетховена.
В январе 2013 года дирижер Теодор Курентзис дебютировал с Венским филармоническим оркестром на фестивале Mozartwoche в Зальцбурге. В течение года состоялось выступление маэстро в Мюнхенской филармонии. В апреле 2012-го Теодор Курентзис дебютировал в Опере Цюриха в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Давние и плодотворные отношения связывают дирижера с мадридским Teatro Real: диптих «Иоланта/ Персефона» (2012). В числе совместных планов на ближайшее будущее знаменитого театра и дирижера такие проекты, как «Реквием» и «Дон Карлос» Верди, «Тристан и Изольда» Вагнера.
Предыдущие ключевые моменты биографии маэстро также включают: успешный дебют в Парижской национальной опере в 2008 году и там же постановку оперы Верди «Дон Карлос» в 2009-м (режиссер Дмитрий Черняков); в тандеме с Черняковым Курентзис также поставил две оперы в Большом театре России — «Воццек» Берга (2009), а в следующем сезоне «Дон Жуан» Моцарта. В сезоне 2009/2010 на Международном фестивале в Баден-Бадене в исполнении хора и оркестра Balthasar-Neumann под управлением Теодора Курентзиса прозвучала опера «Кармен» Бизе, а спустя два года — Cosi fan tutte Моцарта. В 2010 году он вместе с Венским симфоническим оркестром исполнил «Пассажирку» Вайнберга на фестивале в Брегенце. В 2014 году на сцене Пермского театра оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского «Носферату».
В 2006 году параллельно развивающиеся в творчестве Теодора Курентзиса страсть к старинной музыке и интерес к произведениям современным композиторов привели к тому, что дирижер совместно с другими выдающимися российскими деятелями искусства запустил фестиваль «Территория». В короткий срок «Территория» стала одним из самых ожидаемых и престижных фестивалей не только в Москве, но и, учитывая участие в форуме студентов театральных вузов из разных городов России, в целом на культурной карте страны.
С 2012 года Теодор Курентзис руководит Международным Дягилевским фестивалем, который проводится в Перми и нацелен на сохранение и развитие традиций великого импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Павловича Дягилева. Ежегодно программа фестиваля включает мировые премьеры опер и балетов, спектаклей в жанре современного танца и драматического театра, концерты симфонической, камерной, старинной и джазовой музыки, художественные выставки, киноретроспективы. Совместно с Теодором Курентзисом художественную стратегию Дягилевского фестиваля определяют artistic-in-residence; в 2013-м в этом качестве выступили пианист и композитор, представитель музыкального постминимализма Антон Батагов и итальянский режиссер, «неудержимый театральный новатор» Ромео Кастеллуччи.
В 2013 году Пермский театр оперы и балета, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, получил 17 номинаций на премию «Золотая маска», опередив другие театры в России. Лично Теодор Курентзис был представлен в номинациях четырежды как «Лучший дирижер»: за музыкальное воплощение оперы Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») и оперы Паскаля Дюсапена Medeamaterial, а также за трактовку двух балетов — «Свадебка» Стравинского и «Шут» Прокофьева. По результатам голосования членов жюри маэстро был удостоен двух «масок» — за Cosi fan tutte и «Шута». Итоги театрального сезона 2012/2013 принесли маэстро Курентзису номинацию на «Золотую маску» за достижения в спектакле «Свадьба Фигаро» в Пермской опере.
Теодор Курентзис родился в Греции, в Афинах. С начала 1990-х живет и работает в России. Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классе легендарного дирижера, профессора Ильи Мусина, учениками которого в разные годы были также Одиссей Димитриади, Валерий Гергиев и Семен Бычков.
Сергей Олегович Икрин Екатеринбург:
Удивительные молодцы! Только пожалйста просчитайте все ньюансы расширения бизнеса. Чем больше бизнес...
Полина Осетинская. Мировые фортепианные звездыНовосибирск:
Теодор Курентзис (дирижер) 22 ноября с гастролями в Америке.
Афиша Центрального дома ученых на Пречистенке на октябрь...Владимир, врач-психиатр, к.м.н., Москва:
Здравствуйте! Очень интересная и разнообразная программа. Хочу посещать хотя бы изредка Ваши концерты...