Лауреат национальной премии ГДР имени Р. Шумана (1976).
Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Ш. Руставели (1983).
Лауреат Государственной премии России (2000).
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).
Лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 2 премия, серебряная медаль);
Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 3 премия);
II Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1962, 3 премия, бронзовая медаль);
IV Международного конкурса имени Р. Шумана в Цвиккау (1966, 1 премия).
Родилась 14 сентября 1942 года в Тбилиси. В 1950–1960 училась в ССМШ имени З. И. Палиашвили, в 1960-1966 — в Тбилисской консерватории у своей бабушки Анастасии Давидовны Вирсаладзе, известной пианистки и педагога, ученицы А. Н. Есиповой, профессора, народной артистки Грузинской ССР. В 1966-1968 училась в аспирантуре Московской консерватории у профессора Я. И. Зака.
С 1959 солистка Тбилисской, в 1962-69 — Грузинской, с 1977 — Московской филармоний. Интенсивно гастролирует по стране и за рубежом с сольными, камерными и симфоническими концертами. В обширном репертуаре пианистки произведения русских, советских и зарубежных композиторов разных эпох: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Чайковского, Прокофьева и др.
Исполнительское искусство Вирсаладзе высоко ценили выдающиеся музыканты XX столетия: А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз (часто слушавший пианистку в ее школьные и консерваторские годы, а также консультировавший ее в период подготовки к конкурсу имени Чайковского), Я. И. Зак, М. И. Гринберг, С. Т. Рихтер и многие другие. «Её игра удивительна и гармонична, в ней чувствуется настоящая поэзия», — отмечал Я.В. Флиер после выступления 19-летней пианистки на конкурсе имени Чайковского. «Можно ли пожелать лучшего Шумана после Шумана, которого сегодня играла Вирсаладзе? Думаю, что после <Генриха> Нейгауза я такого Шумана не слыхал», — записал в своем дневнике С.Т. Рихтер, с большим уважением относившийся к творчеству Вирсаладзе. По приглашению Рихтера пианистка принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени» и «Декабрьские вечера». Вирсаладзе — бессменный участник фестиваля в Кройте (с 1990) и Московского Международного фестиваля «Посвящение Олегу Кагану (с 2000). Основала международный фестиваль камерной музыки в Телави (ежегодно проводился в 1984-1988 годах, возобновлен в 2010 году).
Свыше 70 концертов для фортепиано с оркестром были исполнены Вирсаладзе с такими дирижерами как К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. Х. Темирканов, А. И. Рудин, К. Мазур, К. Зандерлинг, Р. Мути, В. Заваллиш и др. В 70-е годы Вирсаладзе первой из отечественных пианистов исполнила все фортепианные концерты Моцарта.
Значительное место в творческой деятельности пианистки занимает камерное музицирование. Среди ее постоянных партнеров — Н. Г. Гутман и О. М. Каган, В. В. Третьяков и Э. Бруннер, квартет имени Бородина и др.
Осуществила многочисленные записи, изданные фирмами «Мелодия», «Русский диск», «Live classic» и др.
Педагогическая деятельность
С 1967 года Э.К. Вирсаладзе преподает в Московской консерватории: сначала как ассистент Л. Н. Оборина (до 1970), затем Я. И. Зака (1970-1971). С 1971 ведет собственный класс, с 1977 — доцент, с 1993 — профессор (ученое звание — 1997). В 1995-2011 также преподавала в Мюнхенской Высшей школе музыки и театра. С 2010 — профессор Scuola di musica di Fiesole (Италия). Пианистка дает мастер-классы во многих странах мира.
В числе ее учеников — лауреаты крупнейших международных конкурсов Б. Березовский, Е. Воскресенская, В. Броневецкий, Я. Кацнельсон, А. Володин, Д. Каприн, М. Коломийцева, А. Осминин, Л. Акопова, М. Нахапетов, Т. Черничка, О. Мачератини, Э. Миркасимова и другие.
В течение ряда лет студенты и аспиранты Э.К. Вирсаладзе принимали участие в филармонических концертах абонемента «Вечера с Элисо Вирсаладзе», ежегодно выступая в Большом зале Московской консерватории с исполнением сольных программ и сочинений для фортепиано с оркестром.
Среди концертных программ-монографий последних лет, сыгранных студентами и аспирантами класса Вирсаладзе — сочинения Моцарта в транскрипциях для двух фортепиано (2006), 32 фортепианные сонаты Бетховена (цикл из четырех концертов, 2007/2008), все этюды (2010) и все венгерские рапсодии Листа (2011), фортепианные сонаты Прокофьева (2012) и др.
С 2009 года Вирсаладзе и студенты ее класса регулярно участвуют в абонементных концертах камерной музыки, проводимых в Московской консерватории (проект профессоров Н. Г. Гутман, Э. К. Вирсаладзе и И. М. Кандинской).
Начиная с 1975 года Э. К. Вирсаладзе — член жюри многочисленных международных конкурсов, в их числе — конкурсы имени П. И. Чайковского, имени Королевы Елизаветы (Брюссель), имени Ф. Бузони (Больцано), имени Гезы Анды (Цюрих), имени Вианы да Мота (Лиссабон), имени А. Рубинштейна (Тель-Авив), имени Р. Шумана (Цвиккау) и др.
Воспоминания:
- О Л.Н. Власенко: в сб.: Лев Власенко. Статьи, воспоминания, интервью.
- М., Издательский дом «Композитор», 2002. С. 24-25.
- О М.И. Гринберг: в сб.: Мария Гринберг. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1987. С. 114-116; «Наследие пианистки»// Там же. С. 289-291.
- О Я.И. Заке: «Вдохновенный и строгий художник»// в сб.: Статьи, материалы, воспоминания, М., 1980. С.185.
Элисо Вирсаладзе — это имя знают и ценят во всем мире. Без преувеличения можно сказать, что каждый концерт выдающейся артистки становится художественным событием, в каждом она потрясает необыкновенной силой воздействия, одухотворенностью, искренностью, эмоциональной самоотдачей. С.Т.Рихтер, неоднократно слушавший Элисо Вирсаладзе, называл ее «несравненной исполнительницей произведений Шумана». Великий пианист писал: «Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина…».
Элисо родилась в Тбилиси, в артистической среде. Ее бабушка, профессор Тбилисской консерватории А.Д.Вирсаладзе (в ее классе начинали свой путь Л.Н.Власенко и Д.А.Башкиров) — была первым наставником пианистки в школе и консерватории (1965). Среди своих московских учителей Элисо Вирсаладзе называет Г.Г.Нейгауза и Я.И.Зака, ее руководителя по аспирантуре в Московской консерватории.
Пианистке сопутствовал успех в соревнованиях разных рангов. Уже в 15 лет юная Вирсаладзе стала победительницей республиканского молодежного конкурса, через два года завоевала звание лауреата Всемирного Молодежного фестиваля в Вене (1959). Затем последовали бронзовые награды на Всесоюзном конкурсе 1961 года и Втором Международном конкурсе имени Чайковского (1962). Важной вехой в творческой биографии артистки стал 1966 год, принесший первую премию на Международном конкурсе имени Шумана в Цвиккау (Германия).
С тех пор Элисо Вирсаладзе много и успешно концертирует. С 1959 года она — солистка Тбилисской, а с 1977 — Московской филармонии. Ее сольные программы, в которых почетное место занимают произведения Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, Брамса, Шопена, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, а также камерное исполнительство и выступления с выдающимися оркестрами и дирижерами мира принесли ей всемирную известность и восторженные отзывы музыкальных рецензентов.
Пианистка награждена Государственной премией Грузии (1983) и премией имени Р.Шумана (1976). В 1971 году ей присуждено почетное звание — Народная артистка Грузинской ССР, а в 1989 году — Народная артистка СССР. В 2000 году она удостоена Государственной премии России. В 2007 году Э.Вирсаладзе награждена Орденом «За заслуги перед отечеством IV степени».
С 1967 года Э.Вирсаладзе преподает в Московской консерватории (с 1977 г. — доцент, с 1993 г. — профессор) и является профессором Высшей Школы Музыки в Мюнхене.
волонтер:
Екатерина, купить билеты можно по ссылке:
Единственный фестиваль Элисо Вирсаладзе пройдет в ...ПРО ОТКАЗ СВЕРДЛОВСКОЙ И ЧЕЛЯБИНСКОЙ:
ЭТО СТРАННО ВЫГЛЯДИТ. ПО СРАВНЕНИЮ С КУРГАНСКОЙ ЭТИ ФИЛАРМОНИИ- ОПЛОТЫ КЛАССИКИ! КУРГАНСКАЯ- ПРОСТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО...
Оксана КОТОВА. Муром оставят без классической музыки...елена:
Спасибо, Виктор Михайлович!
Юрий Темирканов: Без компромиссовЗа понимание и поддержку! Это, действительно, очень важно. Легко пропасть...
Наталья ВК:
Люблю его. В Темирканове есть какой-то стержень, который позволяет ему заниматься творчеством и делом...