В третьем по величине в области городе в объявленный Президентом Год культуры из последних сил выживает единственная в России частная филармония. Уникальное учреждение, несущее эту самую культуру в массы. И нет никаких гарантий, что выживет, если ничего не изменится.
Открытая трибуна. Владимир. www.kp.ru. 11.11.2014 Оксана КОТОВА
ОБЩАЯ ТРАГЕДИЯ
На самом деле проблема — гораздо шире, чем кажется, и выходит далеко за рамки одного города. Она — масштаба всей страны.
После распада СССР концепция филармонической деятельности у нас изменилась радикально. Если раньше базу филармоний составляли штатные коллективы — оркестр, хор, солисты — силами которых устраивались концерты в филармонических залах, в селах, на заводах, в школах, то теперь никто просто так, бесплатно, гастролировать не хочет: невыгодно. Государство тоже «отмалчивается». Раньше в течение сезона в город приезжали 2−3 известных музыканта, и им из бюджета выделялись деньги на дорогу, на суточные, на гонорары. Сейчас средства на такие поездки не закладываются.
Эти разительные перемены объясняются просто: в советские годы искусство являлось частью идеологии, и централизованное планирование концертной жизни отвечало общим государственным задачам. Увы, у России в области культуры четкой государственной политики нет, и то, что мы сегодня слышим со сцены, истинными ценностями страны, мягко говоря, не является. Наоборот: только дебилизирует молодежь, а проблема не решается уже очень многие годы.
Ведь если задуматься: наверное, о государстве люди (в том числе и зарубежом) должны судить не по певцам-однодневкам, а по тому, что у нас творили такие писатели, как Пушкин, Достоевский, Чехов, звучала музыка великого Чайковского, Глинки, Прокофьева, писали свои картины Айвазовский, Васнецов, Левитан.
Разумеется, массовая культура была всегда, но если власти заинтересованы в воспитании народа — молодежи, в частности-то тогда людей надо приобщать к высокому искусству. Выражаясь современным языком: открыто его пиарить. Причем делать это с умом. А у нас даже довоенные песни с изумительной поэзией все забыли. Не то что Прокофьева или Глинку.
При такой рухнувшей централизованной концертной жизни высокое искусство в массы в городах продолжают нести лишь единицы — энтузиасты своего дела. Но и им зачастую приходится нелегко и требуется помощь. Как в случае той филармонии, о которой идет речь в этой статье.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА МУРОМСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
В 1995 году в Муроме появилась Филармония — концертный отдел Детской музыкальной школы № 3. Организовала ее Елена Пономарева, преподаватель этой самой школы, женщина, влюбленная в свое дело и в классическую музыку.
— После распада Советского Союза малые города типа нашего Мурома оказались в культурном вакууме: «роскошь» в виде собственной городской филармонии для нас не предусмотрена, а с концертами из областной или московской сюда просто не приезжали, — объясняет свой тогдашний поступок Елена. — Зарплата в провинции такая, что по концертам академических музыкантов особенно не поездишь — дорого. Где слушать хорошую музыку тем, кто без нее уже не может жить? Как прививать детям любовь к искусству и воспитывать ценителей прекрасного? А ведь было время, когда в провинциальном Муроме постоянно звучала классика. В город с доступными всем желающим концертами приезжали самые именитые гастролеры: Мстислав Ростропович, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Сергей Доренский, ансамбль скрипачей Большого театра под управлением Юрия Реентовича… На такие концерты люди ходили. А некоторые позволяли себе еще и выбирать вроде того, что: сегодня не пойду на квартет, пойду завтра на пианиста. То «золотое музыкальное время» Елена Пономарева до сих пор вспоминает с ностальгией.
— Чтобы хотя бы как-то восполнить внезапно образовавшийся пробел, мы стали организовывать творческие вечера.
Отмечали юбилеи Моцарта, Глинки, играли их произведения и жалели, что нас не слышат другие, так это было хорошо, — говорит она.
Елена Пономарева убеждена: по значимости для детей звуки музыки должны стоять в одном ряду с азбукой или с цветами радуги. Услышать в живом исполнении «Детский альбом» Чайковского или, скажем, «Детские сцены» Шумана должен каждый ребенок.
И чем раньше это произойдет, тем лучше. Януш Корчак на этот счет вообще был очень категоричен (почти цитирую): если до 14 лет ребенок не заразился музыкой, то она для него потеряна безвозвратно.
— Специалисты доказывают: в раннем возрасте у ребенка, как побеги у растения, разви ваются пристрастия ко всему без исключения — к познанию жизни, к видам искусства, — продолжает мысль Елена. — Если родители эту тягу не удовлетворяют, то желания «знать» и «мочь» «отмирают», как цветок, который вовремя не полили. Музыка — одно из таких пристрастий, которое можно и нужно развивать. Но чтобы этого добиться, должны быть и какие-то социальные предпосылки. А какие они могут быть, если культуру в городе по большому счету превратили в один большой клуб? Со своей идеей — создать в Муроме на базе музыкальной школы филармонию и организовывать концерты классических и академических музыкантов — Елена Пономарева отправилась прямиком к мэру.
Тогда им был ныне покойный Петр Кауров.
— Пришла в обед, без всякой записи, постучалась и вошла в кабинет, — вспоминает Елена. — Разговор длился ровно 15 минут. Я говорила, Кауров молчал. А через неделю вышел его приказ-резолюция: филармонию в городе создать. Я была счастлива! Вдохновленные первым успехом, муромские активисты-музыканты (а таких набралось 8 человек) начали работать буквально на износ: давали по 8 концертов в месяц (по профессиональным музыкальным меркам это очень много), в каждый вкладывали все свои знания и душу.
— Мы приглашали людей и на классических примерах раскрывали самые элементарные вещи: что такое музыка, зачем она нужна. Объясняли, что музыка может удивляться, плакать, размышлять, радо ваться, уговаривать, убеждать, ликовать… — вспоминает Елена Пономарева. — Помню, на первый концерт к нам с улицы в окно влетела птичка. Мы тогда играли Рахманинова… Все обрадовались: это был добрый знак! Поначалу выступления шли очень камерно — для одного или нескольких классов с учителем. Соблюдались неписаные правила и пропорции: музыка Моцарта на стадионе так же неуместна, как солонка Челлини в большом зале.
— Постепенно я поняла, что аудитория нужна другая — семейная, — говорит Елена. — Когда класс приходит на концерт с учителем — это все равно всегда некая повинность, где учитель невольно играет роль надсмотрщика. А нам хотелось увлечь детей процессом, сделать так, чтобы ребенок шел к нам думать, слушать и чувствовать не из-под палки, а максимально защищенным: с кем-то из своей семьи, а лучше всей семьей. Такие совместные вечера имеют огромное воспитательное значение. Это большая духовная и душевная работа, не «стадные» отношения.
Так в муромской филармонии родилась идея семейных абонементов, то есть концертов, музыка которых была бы доступна как детям, так и взрослым: их мамам, папам, бабушкам… И народ потянулся к прекрасному! На концерты стали приходить по 250−300 человек. Музыканты разработали десятки интересных программ.
«КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ»
Беда вошла, как обычно, не постучавшись. Началась реструктуризация бюджета, и на шею филармонии упал топор.
По иронии судьбы в городе тогда сократили две бюджетные организации: филармонию и… баню.
— Я не знаю, стали ли после этого люди чище и выше духовно, но для нас, вложившихся в филармонию всей душой, это был гром среди ясного неба. По всем раскладам получалось, что наше общее, социально востребованное дело никому не нужно, — до сих пор удивляется Елена Пономарева.
В тот год, чтобы исправить положение, она лично обежала почти все административные кабинеты и исписала тонну бумаги. Добилась того, что глава Мурома Валентин Качеван собрал на заседание администрацию и депутатов и пригласил ее на эту встречу. В который раз Елене пришлось заново объяснять взрослым людям простые истины: «Филармония, дети, музыка, душа, здоровье, девятый сезон…». Из присутствовавших на сторону Елены тогда встал всего один депутат, который тихо сказал, что филармонию закрывать нельзя. Остальные дружно посоветовали ему поискать на нее финансирование.
— Оставшись без поддержки властей, мы проболтались примерно год благодаря помощи местного предпринимателя Валерия Елистратова, потом был грант Сороса — Института «Открытое общество», — вспоминает Елена. — Это была большая удача. Мой грант стал одним из немногих, которыми поддержали не муниципальную структуру. На полученные средства мы отработали еще год, а после, по совету друзей, окончательно реорганизовались как частное предприятие.
С новым статусом получилась палка о двух концах: с одной стороны, он дал филармонии полную свободу действий, с другой — значительно осложнил работу с муниципальными структурами.
— Если четыре года подряд при Валентине Качеване администрация выделяла нам средства в размере ста тысяч рублей на год, то теперь мы остались вообще без поддержки, — говорит Елена Пономарева, организатор и художественный руководитель нынешней филармонии. — Чиновничий оловянный взгляд — и мне начинает казаться, что мы разговариваем друг с другом на китайском языке.
Я не могу понять, как можно в третьем тысячелетии объяснять, что Бах, Моцарт и дети — это хорошо. Пытаюсь — а мне каждый раз отвечают: «Хорошо-то оно хорошо, но платите деньги, вы же частные». Чиновники почему-то отказываются понимать, что «частное» не всегда означает «коммерческое», а «доход» — это еще не «прибыль».
ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО
Сегодня доход филармонии несопоставим с ее тратами. На гастроли в провинциальный Муром к Елене Пономаревой приезжают звезды международного масштаба: российский пианист, доцент Московской консерватории Михаил Лидский, победительница Конкурса пианистов имени Гезы Анды (2012), живущая теперь в Гамбурге Варвара Непомнящая, эстонец Танел Йоаметс, виолончелист Борис Андрианов, удивительная Жанна Металлиди, блестящие музыканты Михаил Рожков, Андрей Горбачев, Полина Осетинская, легендарный руководитель Ансамбля классической гитары Наталья Иванова-Крамская, божественная Яна Иванилова, Максим Кузьмин-Караваев, Людмила Шарнина, Ася Корепанова, Валентин Урюпин, Нижегородский Брассквинтет, «Моцарт-квартет», «Романтик-трио», трио им. С. В. Рахманинова, ансамбль солистов «Европа», владимирские коллективы — Камерный оркестр Александра Сонина, Губернаторский симфонический оркестр Артема Маркина и другие. С 2005 года муромская филармония активно сотрудничает с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. Бессмертную классику Чайковского, Шумана, Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шопена, Прокофьева, Шостаковича муромлянам в свое время играли стипендиаты МБФ Ника Лундстрем, Тигран и Сильва Мурадян, Станислав Христенко, Александр Синчук, Иван Кобыльский, Лиза Иванова, Анна Кавалерова, Дмитрий Бородаев, Марина Кан, Светлана Коновалова… За 20 лет работы всех не перечислить! Каждое имя — отдельная яркая страница в музыкальной биографии города.
Сколько бы ни было зрителей в зале, успех всегда оглушительный. Люди долго не расходятся после концерта, берут автографы, дарят цветы, задают вопросы. Чтобы все желающие смогли попасть на выступления, на концерты часто приходят семьями, билеты филармония продает по 100−200 рублей — больше Муром просто не потянет.
Проезд музыкантов, их проживание в гостинице, питание, рекламу и афиши Елена Пономарева оплачивает спонсорскими средствами. Если, конечно, таковые находятся.
Некоторые музыканты идут Елене навстречу и дают концерты бесплатно. Более того: согласны жить у нее дома, чтобы она не тратила лишние деньги на гостиницу. Тогда крохотная квартирка Пономаревой становится одновременно и гримерной, и столовой, и репетиционным залом, и швейным цехом, и складом декораций. Все для того, чтобы муромляне прикоснулись к высокому искусству.
— Конечно, отсутствие бюджета — главная беда, но есть и другие проблемы, — считает Елена. — Городу нужен камерный концертный зал, хороший рояль. Говорю об этом все 20 лет, но те, кто во власти, думают иначе.
Недавно в расходах филармонии появилась новая статья: арендная плата залов: 1000 рублей в час — если концерт проходит в музыкальной школе в зале на 90 мест, и 14500 рублей — за сцену главного городского ДК с залом на 600 посадочных мест.
— Пока мне идут навстречу — соглашаются на 50%. Говорят: мы к вам хорошо относимся.
А для меня эти суммы все равно запредельные. Средства на концерты и без того очень сложно найти, — печалится Елена. — Вроде бы на общее дело просишь — хорошее, нужное. И все равно, пока ходишь, наслушаешься всякого. Недавно мне открытым текстом сказали: на рок-концерт нашли бы, сколько нужно, а ваша музыка не востребована.
Руководство ДК признается: им легче сдать зал под продажу шуб, чем слушать классику и не получать арендной платы.
В нынешнем году многие концерты были просто на грани срыва. Понадобились длительные согласования, письма и звонки мэру и депутатам с просьбой о предоставлении зала безвозмездно. В нелегкой битве филармония получила право провести в 2014 году 8 концертов, не оплачивая аренды. На предложение сделать развернутый сюжет о новом, юбилейном сезоне местное телевидение ответило отказом: якобы повод малозначительный, только за деньги и на общих основаниях, 9 рублей секунда. А откуда их взять, если у Елены Пономаревой даже зарплаты нет? Единственные, кто сейчас поддерживает концертную деятельность филармонии — это муромский радиозавод.
ЗАВОДУ НАДО, ДРУГИМ — НЕТ?
Про муромский радиозавод история отдельная. По решению всего коллектива, он — постоянный участник районных и региональных благотворительных акций. Регулярно помогает вдовам солдат, сиротам, матерям-одиночкам, больным детям, ветеранам.
Вот уже второй год радиозавод выделяет посильные средства филармонии, которые Елена Пономарева тратит на приглашение музыкантов.
На днях оплатил участие замечательного муромского дуэта Наташи Левиной (вокал) и Саши Антонова (гитара) на X Международном фестивале конкурсе русского романса «Белая акация» в Йошкар-Оле. Увы, помочь землякам поучаствовать в этом престижном конкурсе больше никто не согласился.
Благодаря поддержке радиозавода, программа филармонии в этом году, как всегда, обещает быть насыщенной и прекрасной: ждут содружество музыкантов «AVE CLASSICA» (солисты оркестра Спивакова «Виртуозы Москвы»), камерный оркестр солистов Нижнего Новгорода под руководством Владимира Плаксина, несравненных Михаила Лидского и Варвару Непомнящую, Александра Князева и Андрея Коробейникова, Якова Кацнельсона и Владимира Байкова, Алису Гицба, Алексея Балашова и Олега Безинских, Никиту Мдоянца, Варвару Кутузову, Карена Шахгалдяна, Айдара Гайнуллина. Запланирован прекрасный концерт «Музыка старой Вены», выступление блестящего гитариста-виртуоза Ровшана Мамедкулиева. Билеты на их концерты коллектив завода покупает, как все, «в порядке общей очереди».
— Я все думаю, когда же государство обратит внимание на общественный вкус людей и на огромные провалы в нашей культурной жизни? — задается вопросом Лев Лазарев. — Спонсорская помощь — это хорошо, но взять мой пример: я же не собственник, меня в любой момент могут наказать за то, что прибыль завода я трачу вот так, на концерты. В конце концов, мы ведь и не обязаны помогать, это мое личное решение. А должно быть — государственное.
Директор радиозавода сравнивает Россию с Австрией: там в Вене для людей, которые по финансовым соображениям не могут купить билет в оперу, ее транслируют на уличных экранах. За 15 минут до начала администрация концертного зала раздает всем желающим коврики и народ слушает классику прямо под открытым небом. Собираются тысячи зрителей — пенсионеры, студенты, родители с детьми, все! Летом классические музыканты дают концерты прямо на улицах.
Что мешает нам прийти к такой-же практике? В этом году концерты в замке Храповицкого собрали почти 3 тысячи человек. Значит, людям это нужно — они готовы ходить.
Проблема в том, что некуда и не на что.
— Знаете, Софья Толстая тоже вынуждена была ездить на концерты симфонической музыки из своей Ясной Поляны, потому что в Туле не было ни филармоний, ни оркестров.
Садилась на поезд — и в столицу музыку слушать, — замечает Елена Пономарева. — И если бы речь шла только обо мне — одном конкретном человеке, то, наверное, мне и не надо было бы никаких административных решений или бюджета.
Ездила бы к друзьям и детям в Москву, Владимир, Нижний, Питер — наслушаться, насмотреться… В конце концов, могла бы переехать туда, где играют оркестры, есть опера… Но я говорю о 20 000 детей, которые живут в Муроме и учатся в муромских школах, горожанах, которые имеют конституционное право на удовлетворение культурных (не только досугово-развлекательных!) потребностей. Им что делать? От бездушия и часто некомпетентности чиновников устала. Если ничего не изменится, конечно, поставлю точку. Просто не смогу приглашать профессиональных исполнителей. Да и сколько можно доказывать, что живое общение с шедеврами классической музыки — это духовное взросление нашей молодой публики? Власти должны понимать: доступные концерты — такая же важная составляющая образования, как и доступные школы. Еще Отто Бисмарк писал: «Тот, кто экономит на школах, обязательно будет строить тюрьмы». Музыка — это та же школа, дорога в обратную от тюрьмы сторону.
Это совсем другие, правильные ценности.
Кто будет нести в муромский мир эти ценности, если под гнетом нищеты в городе закроется одно из самых бескорыстных учреждений — большой вопрос. Из истории мы знаем, что в свое время филармонию не закрыли даже в блокадном Ленинграде: измученные, едва передвигавшие ноги жители, многим из которых не суждено было пережить те девятьсот страшных дней, находили в себе силы приходить и отсиживать концерты, чтобы попросту не оскотиниться в тогдашних нечеловеческих условиях. А теперь скажите: на кого будем похожи мы, если в Год культуры мы потеряем одну из своих лучших интеллектуальных наработок?
Открытая трибуна. Владимир. «Комсомольская правда». 11.11.2014 Оксана КОТОВАСкачать файл: Оксана КОТОВА. Муром оставят без классической музыки? (pdf, 270 КБ)
Комментарии
Виктор Каслин, 10 января 2015:
Радость сквозь печаль. Радость, что есть ещё такие люди в России, что есть истинные очаги культуры. Печаль, что власть имущим таких очагов не нужно. Для информации - в Москве при Международном союзе музыкальных деятелей (президент народный артист СССР Владислав Пьявко) с 1989 года существует Лига друзей классической музыки России, объединяющая руководителей такого рода музыкальных салонов, клубов, народных филармоний. Материального обеспечения Лига не имеет, но общение, объединение "братьев по разуму" - большая поддержка для энтузиастов-просветителей.
Милости просим.
Каслин Виктор Михайлович (президент Лиги, председатель Клуба камерной музыки Физического института им.П.Н.Лебедева РАН, отметившего 20 ноября 2014 года своё 40-летие). kaslin@sci.lebedev.ru, 8(916) 852 71 49
елена, 10 января 2015:
Спасибо, Виктор Михайлович!
За понимание и поддержку! Это, действительно, очень важно. Легко пропасть поодиночке) Удачи Вашему детищу! Нет. Не так. Вашим многочисленным творческим начинаниям! Спасибо!
Елена Пономарёва
ionov.50, 13 ноября 2014:
Боль. горечь. недоумение. испытываешь. читая эту статью. Мурому "выпало"огромное счастье. слушать музыкантов. которым рукоплещут лучшие залы России. Европы и даже мира. И все это благодаря нашей филармонии и её худ. рук. Е.Л.Пономаревой,которая ценой невероятных усилий организовывает незабываемые концерты. Муром должен гордиться! А что происходит? Уникальный проект на грани выживания. Нашлись же средства на "возрождение" нашей футбольной команды. много делается позитивного в сфере физического воспитания молодежи. и это здорово, но нельзя забывать и о духовном развитии...Хочется верить. что местные власти. руководители предприятий и коммерческих структур помогут нашей филармонии и не допустят её распада. А перед такими людьми. как Лев Лазарев. который второй сезон "тащит" филармонию. надо снять шляпу!
muzkarta, 12 ноября 2014:
Не скачивается, не открывается. Елена, будьте любезны, или скопируйте текст из этого ПДФ прямо сюда, или перешлите его, пожалуйста, на muzkarta@gmail.com. Попробуем справиться. Спасибо!
елена, 12 ноября 2014:
Спасибо! Сейчас!