История создания Органного зала в Белгороде началась 8 лет назад: в январе 2004 года в Белгород были приглашены московские акустики П. Н. Кравчун (МГУ) и М. Ю. Ланэ (МНИИП), изучившие все залы города и санатория «Красиво» на предмет установки концертного органа и давшие отрицательные заключения обо всех залах, кроме Овального зала администрации г. Белгорода.
В том же году выполнены архитектурный проект реконструкции и новое акустическое решение Овального зала для установки в нём органа. Однако руководство Белгорода решило передать Белгородской государственной филармонии Дворец культуры железнодорожников и реконструировать его для концертных целей. Поскольку Большой зал здания не подходил для установки органа, было решено пристроить новый Органный зал к основному реконструированному зданию.
Проект реконструкции основного здания и нового Органного зала на 200 мест выполнил коллектив белгородских архитекторов А. М. Берестовой, С. В. Парамонова, О. Н. Нерубенко, Ю. С. Гончарь. Автор проекта и главный архитектор — И. Н. Чечель (г. Белгород), автор акустического решения Органного зала — Х. А. Щиржецкий (НИИСФ, г. Москва).
Строительство нового комплекса залов для филармонии выполнили в 2009 — 2010 гг.
В декабре 2010 г. Белгородская государственная филармония получила современный комплекс зданий, в котором разместилось сразу четыре концертные площадки:
— Большой зал на 580 мест;
— Органный зал на 238 мест;
— Малый зал на 300 мест (другие названия — Камерный зал, Круглый зал, многофункциональный зал для проведения концертов, танцевальных вечеров, совещаний, круглых столов, фуршетов)
— конференц-зал на 50 мест (VIP-зал);
а также:
— тренажёрный зал для сотрудников филармонии;
— гостиница для артистов с собственной структурой обслуживания;
— кафе на 50 посадочных мест и лобби-баром с кухней;
— весь необходимый набор репетиционных комнат, грим-уборных, костюмерных помещений для работы артистов;
— помещения инженерной инфраструктуры.
Эксперты газеты «Музыкальное обозрение» назвали открытие этого здания событием 2010 года, а в рейтинг издания в номинации «Персоны года» попали губернатор области Евгений Степенович Савченко и Иван Григорьевич Трунов, бывший в те годы директором филармонии
В августе 2011 года состоялась приёмка органа в монтажном зале фирмы в Баутцене, после чего он был разобран и перевезён в Белгород, где с середины сентября происходила работа по его сборке, наладке, интонировке и настройке. Монтажной бригадой руководил Дирк Пфайфер, а главным интонировщиком был Альфред Маттиас Ульманн.
15 декабря в 45-й день рождения Белгородской государственной филармонии состоялась торжественная церемония открытия Органного зала и инаугурация органа. В ней приняли участие органист белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (г. Санкт-Петербург), органист из Германии Юрген Вюстефальд, камерный оркестр «Mezzo music» Белгородской филармонии под управлением Натальи Боровик, а также заслуженная артистка России Нина Стрижова (меццо-сопрано, г. Белгород).
16 и 17 декабря в Органном зале состоялись первые концерты.
Орган был приобретён на деньги спонсоров — г-на Клеменса Тённиеса, руководителя предприятий группы Тённиес, и Владимира Зотова, генерального директора группы компаний «Агро-Белогорье».
В соответствии с пожеланиями немецкого спонсора орган был заказан на фирме «Hermann Eule Orgelban» (г. Баутцен, Саксония). Исходя из размеров и акустических особенностей органного зала, фирма спроектировала и изготовила орган на 39 регистров (из них 34 реально звучащих и пять трансмиссионных расширений в педали) с двумя мануалами и педалью, механической игровой трактурой и электрической регистровой (с современной системой зетцер-комбинаций, банк памяти на 9999 комбинаций). Акустика зала достаточно «влажная», реверберация 2,5 секунды.
В органе четыре этажа, 3000 труб.
Органный зал оборудован современной системой климат-контроля, поддерживается постоянный температурно-влажностный режим (20°С, 55% влажности).
В стилевом решении органный зал оформлен в неоготическом стиле, с типичными высокими сводами (высота свода потолка 17 метров), арками и витражами. Витражи выполнены УКС Белгородской области. Дизайн проект помещения и витражей «Золотая линия». Толщина витражного стекла усилена до 8 мм. Специально для этого были изготовлены мощные кованые рамы с выпуклым сечением необычной формы в стиле арт нуво. Для достижения специального светового эффекта в ниши за витражами установлены мощные прожекторы, скрытые светорассеивающими экранами.
Цветовое решение — кремовый белый цвет, расширяющий пространство зала, красные стулья и синий задник фасада органа, объединённые в цветовой палитре витражей. Стены обиты деревом калифорнийского клёна, выкрашенным в натуральную охру. Светильники выполнены в форме органных труб, рифмуются с трубами фасада органа.
Над игровой консолью органиста по центру органа размещён герб города Белгород. Над органом располагается конструкция в виде ракушки, которая несёт как практическую функцию (акустический отражатель звука) так и идейно эстетическую — сцена и нависающая над ней часть по форме напоминают раскрытую раковину в центре которой находится главная жемчужина филармонии и всего Черноземья — орган. Сцена оборудована современной системой холодной подсветки, позволяющей устраивать световое представление. Орган может быть расцвечен любым цветом в отдельности, в различных комбинациях и режимах (переливы, мерцания, стробоскоп, перетекания и т. д.).
Органист — Тимур Ильясович Халиуллин
Органные мастера — Владимир Викторович Кротов, Илья Николаевич Гращенко
Художник по свету — Андрей Жигалов
Ведущие — Марина Андрейкина, Наталья Гирявенко, Людмила Сидорова
Зам.худ.рук. — Лариса Николаевна Барбар
Директор — Светлана Юрьевна Боруха
Худ.руководитель — Евгений Алексеевич Алешников
Елена:
добрый день!! можете ли прислать ноты этой песни? заранее спасибо за ответ.
Фредерик Шопен — Революционный этюдТимур Халиуллин:
Эмоции, конечно, зашкаливают! Спасибо )
Орган в творчестве Александра ГречаниноваТимур Халиуллин:
Большое спасибо, Валерия!
Иоганн Бах — Органная прелюдия Соль мажор BWV 568Москва:
Всегда, когда слушаю орган, благодарю Бога, что этот инструмент дожил до наших дней, что есть талантливые...