Добавлено 12 октября 2022 Тимур Халиуллин
Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Людмила Сидорова, Камерный оркестр Mezzo music, Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Николай Бирюков (тенор), Белгородская филармония
Написание «Реверансов» для органа и струнных было вдохновлено органистом Белгородской филармонии, который уже многие годы собирает репертуар из произведений для органа с оркестром и активно исполняет их по всей России. Необходимость органно-оркестрового концерта продиктована самой историей развития органа в 21 веке и связана как со стремительным ростом его популярности, так и с отсутствием достаточного разнообразия в репертуаре для подобного состава. Изначально органным концертом Николая Бирюкова планировалось открыть 10-й юбилейный сезон в органном зале Белгородской филармонии. Но ситуация с пандемией отодвинула сроки воплощения этой идеи сначала на первый юбилей органа, а затем и на только что задуманный в конце 2021 года Славянский органный фестиваль. В итоге, именно фестиваль мотивировал и вдохновил композитора к завершению работы и появлению специфической концепции и оригинального названия. «Реверансы» — они же «Поклоны» — это дань великим русским композиторам, своего рода приношение мастерам, стоящим у истоков нашей отечественной музыки. Вместе с тем, избрание автором «Реверансов» для своих «Поклонов» именно Модеста Мусоргского, Анатолия Лядова и Игоря Стравинского продиктовано самой сферой творческих интересов и композиторской школой Николая Бирюкова — продолжателя русских академических традиций своего учителя — Николая Пейко. Последний учился у Н. Мясковского, а он, свою очередь, у самого А. Лядова и Н.А.Римского-Корсакова. Продолжив эту линию, можно добраться и до ученика Римского-Корсакова — это Игорь Стравинский. Наконец, в этой же линии — традиции композиторов «Могучей Кучки», в которою входили и Н. Римский-Корсаков, и М. Мусоргский. Таковы первоистоки названия и стилевого преемничества «Реверансов» Николая Бирюкова. При этом в произведении нет ни одной цитаты из творчества данных композиторов, мастерство Бирюкова в оперировании стилевыми чертами через музыкальные аллюзии. Первая часть концерта — «Поклон Мусоргскому» — отсылает нас к кругу «разудалых» (сам автор даёт такую ремарку в первой части концерта) образов оперы «Борис Годунов». Здесь и знаменитая сцена с колокольным звоном, и песня Варлаама «Как во городе было во Казани». В то же время, на протяжении первой части «Реверансов» встречаются аллюзии на фантастические образы из творчества Мусоргского — «Баба Яга» и «Гном» («Картинки с выставки»). Творческий стиль Николая Бирюкова отличается тем, что он мастерски переплавляет русскую музыкальную традицию и сохраняет при этом свой голос, язык его творчества узнаваем и вовсе не тяготеет к стилизации или подражанию. Вторая часть «Реверансов» — «Поклон Лядову» — абсолютно импрессионистическая картина! Именно этот стиль был присущ творчеству автора «Кикиморы» и «Волшебного озера» — Анатолию Людову. Музыка органного концерта Бирюкова — образец русского модернизма, который сочетает в себе политональность и полиладовость, но в то же время имеет прочную связь с техниками фольклорной музыки — мотивно-попевочным развитием материала. Финал концерта — «Поклон Стравинскому» — мощнейший сгусток пульсирующей энергии. Эта часть «Реверансов» несёт в себе скрытые аллюзии на «Весну Священную» и «Свадебку», но более всего — на «Петрушку» И. Стравинского. Яркий тематизм финальной части концерта опирается на жанр русской народной веснянки, незамысловатая мелодия которой пронизывает всю часть и претерпевает развитие от солнечной жизнерадостной танцевальной «заклички» весны до неистовой пляски язычников у жертвенного костра… Именно языческая славянская природа волнует Николая Бирюкова больше всего. Это та квинтэссенция «славянскости», которая лежит в основе дохристианских культур славянских народов в принципе. Это скифы, печенеги, венеды, анты и т. п. (в связи с этим, можно упомянуть и С. Прокофьева с его «Скифской сюитой»).
Орган и оркестр на протяжении всех «Реверансов» вступают в активный диалог, а в финале концерта — даже в противостояние. Соотношение оркестровой и органной партий свидетельствует о высоком мастерстве композитора и глубоком знании репертуара для подобного состава исполнителей. Фактура произведения изобилует яркими перекличками, любопытными мотивными наслоениями и намеренными противопоставлениями тематизма и гармоний. Всё это делает «Реверансы» увлекательными и очень интересными для слушателей самых разных вкусов. В органном мире это редкий образец концерта с подобной трактовкой органа — язычество, сказка, русский фольклор, песни и пляска, колокольный звон, жалейки, кувиклы и волынки, скоморошьи наигрыши… Никогда ещё орган не становился настолько славянским инструментом, насколько он им стал в «Реверансах» Николая Бирюкова!
Год создания: 2022 г. Белгород
Премьера: 16 сентября 2022, Белгородская филармония
Редакция оркестровой партитуры: Елена Латыш-Бирюкова
Редакция органной партии: Тимур Халиуллин
Стиль произведения: Модернизм, неофольклоризм, фовизм, неоимпрессионизм
Источники музыкальных образов: славянская языческая культура, русский фольклор
Ладогармонический язык: тональность, политональность, лады народной музыки (семиступенные и пятиступенные), лады ограниченной транспозиции (целотоновый лад, искусственные структуры), сонорика, кластерная техника
Методы развития материала: мотивная репетитивность, минимализм, остинатные техники
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
Добавлено 31 августа 2022 Тимур Халиуллин
Даниэль Зарецкий (орган), Алексей Шмитов (орган), Елена Привалова-Эпштейн (орган), Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Людмила Сидорова, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Малый зал Белгородской филармонии, Карильон Белгородской филармонии, Камерный оркестр Mezzo music, Галина Зольникова (сопрано), Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония
Показать все фотографии
Первый Международный СЛАВЯНСКИЙ ОРГАННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ пройдёт в Белгороде с 16 сентября по 27 октября 2022 г.
Шесть концертов, четыре приглашённых органиста, два органа (духовой и цифровой), карильон, два оркестра (Камерный и Русский), солисты филармонии, огромное количество премьер и десятки новых и уже признанных фамилий славянских композиторов! Первый в музыкальном мире органный фестиваль со славянским лицом! Орган стал НАШИМ инструментом!
16.09.2022, 19.00, органный зал Белгородской филармонии
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Камерный оркестр MEZZO MUSIC, художественный руководитель Наталья Боровик, дирижёр Олег Хегай, Тимур Халиуллин, орган.
В программе органные сочинения В. Одоевского, А. Гречанинова, Д. Шостаковича, М. Таривердиева
С.Слонимский «Славянский концерт» для органа с оркестром (1988г.)
Специальная премьера — Н. Бирюков «Реверансы» для органа и струнных (2022) в трёх поклонах: поклон М. Мусоргскому, поклон А. Лядову, поклон Ф. Стравинскому
17.09.2022, 17.00, Парк Ленина, вход свободный
OPEN AIR: ОРГАН И КАРИЛЬОН — НОВЫЕ РУССКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Концерт под открытым небом, объединяющий звучание двух голландских инструментов — цифрового органа JOHANNUS-2021 и единственного в России мобильного карильона PETIT AND FRITSEN-2012
Тимур Халиуллин, орган, карильон, Михаил Пидручный, волынка, флейта Пана
18.09.2022, 17.00, органный зал Белгородской филармонии
ПЯТЬ ВЕКОВ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ БЕЛАРУСИ, Юрий Габрусь, Минск, Республика Беларусь
В программе концерта В. Бакфарк, И. Д. Голланд, С. Монюшко, Л. Симакович, Ю. Захарова, О. Подгайская, К. Яськов
03.10.2022, 19.00, органный зал Белгородской филармонии
ОРГАННЫЕ СТОЛИЦЫ РОССИИ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА
Даниэль Зарецкий, заслуженный артист России, орган, Санкт-Петербург
Алексей Шмитов, орган, Москва
В программе концерта М. И. Глинка, С. Прокофьев, П. Чайковский, Х. Кушнарёв, Г. А. Мушель, А. Шмитов
22.10.2022, 17.00, органный зал Белгородской филармонии
РУССКАЯ ШКОЛА ОРГАННОЙ МУЗЫКИ, Елена Привалова, Рига, Латвия/Москва
Камерный оркестр MEZZO MUSIC, художественный руководитель Наталья Боровик
дирижёр Олег Хегай. В программе концерта А. Ф. Гедике, Х. С. Кушнарев, С. И. Танеев, С.М.Ляпунов
27.10.2022, 19.00, органный зал Белгородской филармонии
ЗАКРЫТИЕ ПЕРВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
Белгородский академический русский оркестр под управлением Евгения Алешникова,
Тимур Халиуллин (орган, клавесин), Галина Зольникова (сопрано), Людмила Петрова (фортепиано), Михаил Пидручный (украинская сопилка), Ирина Литвинова (гусли звончатые), Юрий Фукалов (балалайка), Ольга Косович (домра)
В программе концерта И. С. Бах, М. Мусоргский, С. Слонимский, Ю. Таннонов, В. Маляров, Н. Бирюков, русская народная музыка
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
Добавлено 25 июля 2022 Тимур Халиуллин
Белгородская филармония, Наталья Гирявенко, Никита Давыдов (скрипка), Никита Давыдов (скрипка), Галина Зольникова (сопрано), Органный зал Белгородской филармонии, Геннадий Панкратов (аккордеон), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель)
В Белгороде есть удивительное по красоте место для проведения органных концертов! Неоготический замок UTARK на берегу реки Северский Донец
В лучших традициях крупнейших европейских OPEN AIR’ов Белгородская государственная филармония радует слушателей эксклюзивными программами под открытым небом!
На этот раз мы подготовили изысканную эксклюзивную программу из старинных барочных произведений в первом отделении и романтических — во втором:
1. И. С. Бах Фантазия соль минор
2. И. С. Бах Прелюдия и фуга ми минор
3. Дж. Фрескобальди Токката in d «Fiori Musicali»
4. Дж. Фрескобальди Canzona Sesta in g
5. И. С. Бах Экзерсис для педали соло
6. Дж. Каччини Мадригал «Амариллис»
7. А. Вивальди Симфония До мажор
8. Г. Гендель Прибытие царицы Савской из оратории «Соломон»
9. Г. Гендель «Аллилуйя» из оратории «Мессия»
Второе отделение
1. Дж. Раттер Ария из «Античной сюиты»
2. Л. Боэльман Менуэт из «Готической сюиты»
3. Й. Райнбергер «Вечерняя песня»
4. Марко Маринанджелли L’Ultima note
5. Э. Артемьев «Три товарища»
6. А. Роули Медитация для органа и струнных
7. Т. Пикетти «Кантабиле»
8. А. Пьяццолла «Либертанго»
9. Л. Коен «Аллилуйя»
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
Добавлено 19 декабря 2021 Тимур Халиуллин
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Алексей Шмитов (орган), Владимир Скоморохов (орган, фортепиано), Римско-Католический Кафедральный Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Евгения Кривицкая (орган), Красноярская филармония, Зал Калининградской филармонии, Евгений Авраменко (орган), Олег Шейна (виолончель), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Людмила Петрова (фортепиано), Органный зал Белгородской филармонии, Никита Давыдов (скрипка), Никита Давыдов (скрипка), Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Владимир Бойко (баритон), Белгородская филармония, Даниэль Зарецкий (орган), Ирина Козлова (карильон, клавесин, орган)
00:00 Даниэль Зарецкий, Санкт-Петербург, Заслуженный артист России, профессор
01:20 Йозеф Хаазен, Бельгия/Россия, профессор, карильонист Санкт-Петербургского собора Петра и Павла
01:41 Вера Таривердиева, Москва, директор кафедрального собора на острове Канта, Калининград
02:14 Алексей Шмитов, органист, старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, Лауреат международных конкурсов
04:06 Евгения Кривицкая, Москва, музыковед, органистка, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории
04:32 Антон Танонов, Санкт-Петербург, композитор, доцент Санкт-Петербургской консерватории
05:27 Эльмир Низамов, Казань, композитор, пианист, заслуженный деятель искусств республики Татарстан
05:46 Евгений Авраменко, Калининград, титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде
06:31 Андрей Бардин, Красноярск, органист Красноярской краевой филармонии
07:10 Екатерина Поризко, Германия, органистка, карильонистка, капельмейстер, композитор, дирижёр
07:37 Ирина Козлова, Санкт-Петербург, карильонистка Петропавловского собора на Заячьем острове
08:43 Олеся Ростовская, Москва, композитор, карильонистка, органистка
08:56 Ольга Проскурина, Москва/Ижевск преподаватель музыкального колледжа г. Пушкино
09:18 Елена Ханнанова, Москва/Ижевск, музыковед, преподаватель музыкального колледжа в г. Пушкино
09:40 Владимир Скоморохов, Москва, Студент Московской государственной филармонии, ЛМК
12:07 Владимир Чиликин, Калининград, историк-реставратор, экскурсовод, художник Кафедрального собора в Калининграде
12:51 Наталья Гирявенко, лектор-музыковед Белгородской филармонии
16:00 Людмила Петрова, Белгород, Заслуженная артистка России, пианистка Белгородской филармонии
16:59 Равиль Хисматуллин, Белгород, трубач Белгородской филармонии
17:44 Ирина Литвинова, Белгород, лауреат международных конкурсов
18:12 Владимир Бойко, Белгород, Заслуженный артист России, баритон
20:04 Мария Боруха, Москва/БЕлгород, специалист компании ЯНДЕКС
21:00 Валерия Пересыпкина, Белгород, постоянный слушатель Белгородской филармонии
22:14 Людмила Кичаева и Марина Дубровская постоянные слушатели
22:33 Мария Черепанова, Кучатов, Курская область
22:45 Эльвира Никиташова, Администрация г. Белгорода
22:54 Спенсер Квао, Гана, Африка, студент мед. факультета БелГУ
23:19 Иван Мокшин, Старый Оскол, студент Белгородского муз. Колледжа, пианист, органист
23:29 Никита Давыдов, Крым, г. Саки, студент Санкт-Петербургского училища им. Римского-Корсакова
23:42 Михаил Пидручный, солист Белгородской государственной филармонии, мультиинструменталист
23:50 Надя Валш, Испания, постоянный слушатель, модератор конкурса ORGAN TAURIDA
24:04 Александр Пирогов, Красноярск, постоянный слушатель Красноярской филармонии
24:50 Виктория Иваницкая администратор группы Российские органисты и Алёна Богачёва, постоянный слушатель
26:00 Музыкальная семья Ланиных, Валуйки
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
Добавлено 18 декабря 2021 Тимур Халиуллин
Марина Андрейкина, Белгородская филармония, Большой зал Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Камерный оркестр Mezzo music, Людмила Сидорова, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель), Алексей Шмитов (орган), Даниэль Зарецкий (орган), Олеся Фиалко
Показать все фотографии
Белгородский орган отметил 10 лет!
В юбилейном концерте приняли участие Заслуженный артист России профессор Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург), Лауреат Международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории Алексей Шмитов (Москва), органный мастер Владимир Кротов, Камерный оркестр MEZZO MUSIC под управлением Натальи Боровик, Дмитрий Хегай (кларнет), театр Олега Кравцова
К празднованию присоединился и цифровой орган JOHANNUS
В филармонии собрались все друзья органной музыки!
Программа:
1. И. С. Бах Фантазия соль мажор (Т.Халиуллин)
2. Ш. М. Видор Токката Фа мажор (Д.Зарецкий, Санкт-Петербург)
3. А. Гильман Соната для органа (А.Шмитов, Москва)
4. И. Штраус Вальсы в 4 ноги (Д.Зарецкий, Т. Халиуллин)
5. И. С. Бах Токката ре минор для двух органов — орган JOHANNUS
6. Орган JOHANNUS Х. Циммер Интерстеллар + театр О. Кравцова
Второе отделение:
Поздравительное слово органного мастера Владимира Кротова
1. Мишель Корретт Концерт для органа с оркестром (Д.Зарецкий)
2. А. Шмитов Духовная поэма ВЕРУЮ для органа, кларнета, и струнного оркестра (исполняет автор)
3. А. Шмитов Романс-поэма для органа, скрипки и струнного оркестра
4. Г. Гендель Аллилуйя (ансамбль двух органов, трёх органистов и оркестра)
5. Л. Коен Аллилуйя (ансамбль двух органов, трёх органистов и оркестра)
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal
23715 просмотров | (1) | Комментировать