Добавлено 23 ноября / 19 kvolostnov
суббота
Москва
23 ноября 2019
Российский национальный музей музыки
Концертный зал Музея музыки
Абонемент «Бах. Органная музыка», концерт No.2 «Бах — Виртуоз»
Константин Волостнов (орган)
Программа концерта цикла № 2
«БАХ — ВИРТУОЗ»Прелюдия и фуга до минор BWV 549Трио-соната Соль мажорКонцерт по А. Вивальди До мажор «Великий Могол»«Фуга-жига»Прелюдия и фуга Ре мажор BWV 532Хоралы времени Адвента (из различных собраний)БИЛЕТЫ:
iframeab-pre2173.intickets.ruПри жизни исполнительское мастерство Баха было больше оценено, нежели его творчество. Сохранилось множество свидетельств о его выступлениях. Бах слыл не только блестящим импровизатором, способным на ходу сочинить сложнейшую фугу, но и виртуозным органистом, впечатлявшим слушателей доселе невиданными пассажами как в руках, так и, что самое интересное, в ногах. Обладавший невероятной координацией и уникальной педальной техникой, Бах поднял исполнительский уровень на новые высоты, это стало важнейшим этапом развития органного искусства.
Бах-исполнитель конечно повлиял на Баха-композитора. Пьесы, созданные уже в юности, демонстрируют Баховскую технику и его интерес к возможностям органиста. Прелюдия и фуга до минор — один из таких примеров. Сегодня весьма популярная в Америке, благодаря своей открытой и юношеской восторженности, фуга-жига Соль мажор, требует от органиста недюжинной техники. Относящаяся также к раннему периоду творчества Прелюдия и фуга Ре мажор входит в число самых виртуозных пьес, когда-либо написанных для органа.
Владение самыми широкими выразительными возможностями органа, а не только способность в быстром темпе исполнять сложнейшие пассажи, отразилось в значительной части баховского наследия. Он заставляет орган петь, быть проникновенным и столь же гибким и подвижным, как и прочие инструменты. Эти свойства баховского стиля мы находим в первую очередь в Сонатах, чаще называемых Трио-сонатами, транскрипциях для органа инструментальных концертов по А. Вивальди и во многих хоральных обработках.
Цикл из 6 сонат и сборник коротких хоралов, называющийся «Органной книжечкой», были написаны для старшего сына Баха — Вильгельма-Фридемана. Хоралы должны были помочь ему на церковной службе (в сегодняшней программе прозвучат хоралы на время Адвента — это 4 воскресенья до Рождества, что соответствует предпраздничному посту в России), а Сонаты совершенствовали навыки как в композиции, так и в игре на органе. Тесная связь органных и инструментальных приёмов изложения здесь совершенно естественна. В целом Бах с лёгкостью поручает органу исполнение инструментальной или даже оркестровый музыки, используя один и тот же материал. И если сонаты, написанные в эстетике инструментального трио, лишь отчасти пересекаются с инструментальными версиями той же музыки, то органные Концерты написаны на основе оркестровых сочинений.
Находясь на службе в Веймаре, Бах открывает для себя творчество итальянских композиторов и, главным образом, жанр итальянского концерта. Знакомство Баха с нотами Вивальди и Марчелло трудно переоценить. Помимо виртуозной, полетной остинатности, Бах черпает в их музыке прихотливость и изобретательность гармонии, почти что оперную выразительность и образность мелодической линии.
Знаменитый концерт Ре мажор не редко называемый «Великим Моголом», в честь известного восточного правителя Акбара, чья слава необычайно просвещенного человека дошла и до Италии — один из самых виртуозных и крупных концертов Вивальди. Бах перерабатывает его для органа в До мажоре. Особо поражает смелость, с которой он подходит к исполняемым в оригинале на скрипке огромным сольным разделам, дословно перенося их на клавиатуру и заставляя органиста состязаться с одним из самых выразительных инструментов
Начало концерта в 19:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj