29 апреля ЦКЗ 17:00 РЕНЕ ГУЛИКЕРС |
ВОЛГОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
В программе: Мендельсон. Увертюра «Гебриды» Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3 Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового света». Солист Альберт ЖМАЕВ скрипка Дирижёр Рене ГУЛИКЕРС
Феликс Мендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», си минор, соч. 26. Концертная увертюра «Гебриды» — самая яркая из шести увертюр Мендельсона, которые заложили традицию увертюры как особого жанра программной симфонической музыки. «Для того, чтобы показать, сколь сильно впечатлили меня Гебриды, шлю … музыку, которая пришла там в мою голову», — пишет он в 1829 году родным после посещения Фингаловой пещеры (из группы Гебрид) во время путешествия по Великобритании и Шотландии. Работа композитора над увертюрой продолжалась несколько лет и завершилась в декабре 1830 года. Изначально пьеса получила название «Одинокий остров», но впоследствии Мен-дельсон переозаглавил её, написав на партитуре «Фингалова пещера», а на оркестровых партиях — «Гебриды». Премьерное исполнение увертюры состоялась 14 мая 1832 года в Лондоне. Камиль Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3, си минор, ор. 61. К. Сен-Санс — первый французский композитор XIX века, проявивший не только устойчивый интерес к инструментальной музыке, но и совершенное техническое мастерство в этой области. Для его скрипичных концертов характерно стремление к совершенству формы, что является краеугольным камнем композиторской эстетики и отражено в его стиле, сочетающем классический тип мышления, безупречное композиционное мастерство, оптимистичное мировосприятие и тонкий вкус. Скрипичный концерт № 3 демонстрирует типичное для сочинений Сен-Санса 1870−1880-х гг. тяготение к чувствительности и патетике, стремление автора к совершенству формы, что подтверждают слова французских исследователей: «У Сен-Санса стиль выше мысли». Антонин Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света», ми минор, соч. 95. Последняя симфония чешского композитора А. Дворжака была написана в 1893 году. Она открыла в творческой биографии композитора «американский период», связанный с его работой на посту директора Нью-Йоркской консерватории (с 1891 года). Является самой известной его симфонией и принадлежит к наиболее часто исполняемым произведениям мирового репертуара. Премьера состоялась 16 декабря 1893 года в Карнеги-холле. Успех был сенсационным: исполнение произведения расценивалось как самое значительное событие в истории музыкальной жизни Америки. По жанру — лирико-драматическая симфония, основу музыкального языка которой составляют негритянские спиричуэлы и индейские мелодии. Солист Альберт Жмаев (скрипка), концертмейстер Волгоградского академического симфонического оркестра. Закончил Волгоградский институт искусств им. П. А. Серебрякова по специальности «струнно-смычковые инструменты» в 2005 году (класс профессора Голоядова В. В). С 2006 года является концертмейстером Волгоградского академического симфонического оркестра. Ведет активную творческую деятельность. Является первым скрипачом в квартете Волжской городской филармонии и вторым скрипачом в Волгоград — квартете. Преподает в Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова. Лауреат международных конкурсов. Лауреат Государственной премии Волгоградской области (2015 г.)
Дирижёр — Рене Гуликерс (Голландия). Яркий интерпретатор современной музыки. Получил образование в консерватории Маастрихта (Нидерланды) по специальности оркестровое дирижирование. Совершенствовал свое мастерство у известных дирижеров в Голландии и за рубежом, в том числе у Фердинанда Лейтнера в Зальцбурге (Австрия). Именно в Зальцбурге он получил первый приз на конкурсе молодых дирижеров. В 1992 году Маэстро Гуликерс стал одним из победителей телевизионного конкурса в Безансоне (Франция). Дирижер не раз выступал в концертных залах России с такими известными коллективами, как Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Светланова, оркестр Московской филармонии, Уральский государственный филармонический оркестр и др. Маэстро дирижировал оркестрами в Литве, Китае, Южной Корее, Японии, Германии и, конечно, в Нидерландах. Дирижировал оперными спектаклями, выступал с оркестрами национального радио Польши, Румынии и Словении. Рене Гуликерс является одним из основателей и членом «Общества новой музыки Мюнстера» и одним из организаторов ежегодного фестиваля «Музыка нашего времени».
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
|
6 мая ЦКЗ 17:00 ВОЕННЫЕ СТРОФЫ |
ВОЛГОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Солистка Наталья ДМИТРИЕВСКАЯ (сопрано, г. Ростов-на-Дону) Дирижёр Андрей АНИХАНОВ В программе: Мясковский Симфония № 22 Глиэр Концерт для голоса Воробьёв Поэма (Премьера! посвящена 75-летию Победы в Сталинградской битве) Шостакович Симфония № 9 Новая программа Волгоградского академического симфонического оркестра посвящена 75-летию победы в Сталинградской битве. Основу её составили сочинения отечественных музыкальных классиков, cозданные непосредственно в годы Великой Отечественной войны. Откроет концерт Симфония-баллада Н. Я. Мясковского (1881−1950). Выдающийся мастер в жанре симфонии, Мясковский первым откликнулся на трагические события в жизни своего народа. Уже осенью 1941 года появилось новое масштабное сочинение, непосредственный и мгновенный эмоциональный отклик на происходящее. Композитор первоначально обозначил, что под конкретным содержанием Симфонии-баллады «надо понимать как личное моё отношение: смутные предчувствия пронизывают прекрасную безмятежную жизнь, затем всё погружается в жуткий мрак и страдания; возникающие силы сопротивления дают надежду на освобождение, а разражающиеся в финале резкие столкновения приводят к освобождению и гимну победы. «Но этот автор, как всегда, строг к себе: «Грубо — так в музыке всё, конечно, гораздо складнее». Впоследствии он сам снял и подзаголовок («Об Отечественной войне 41-го года»), и текстовое объяснение программы, оставив слушателя наедине с музыкой, делая его самостоятельно мыслящим и давая возможность каждому пережить через музыку свои личные ощущения. Старший современник Мясковского — Р. М. Глиэр (1875−1956), знаменитый композитор и педагог, один из духовных лидеров нашей культуры, написал в эвакуации в 1943 году удивительное по чуткости и изяществу сочинение — концерт для колоратурного сопрано и оркестра. Казалось бы, образный строй концерта далёк от ужасов войны. Но печальная лирика первой части и наилегчайшие настроения второй создали для людей трепетный образ — мечту о светлой мирной жизни, о чистой красоте и счастье. Гениальный музыкальный мыслитель Д. Д. Шостакович (1906−1975) создал в годы войны два монументальных симфонических полотна, ставших всемирно известными: 7-ю «Ленинградскую» (1942) и 8-ю (1943) симфонии. Замысел 9-ой симфонии (1945) первоначально был грандиозен: предполагалось создать оду Победе с участием хора и солистов и огромного оркестра. Но в процессе работы композитор изменил концепцию, обозначив главную идею сочинения, как «вздох облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». Вот почему в симфонии так много светлых настроений, звучащих убедительным контрастом вдумчивым внутренним драматическим музыкальным монологам . В концерте прозвучит и мировая премьера сочинения нашего современника, известного петербургского композитора Игоря Воробьёва (р. 1965) специально созданная к 75-летию Сталинградской битвы для волгоградского оркестра. «Остаётся лишь свет» — строка греческого поэта Яниса Рицоса, обозначающая один из главных смыслов сочинения: за любой трагедией следует очищение, наполняющее человеческую душу теплом сострадания и благодарности. Сама же поэма стремится не столько иллюстрировать героические события, сколько запечатлеть их современное видение. Произведение строится на контрастах лирической кантилены, рисующей образ Родины, и холодной звукописи органа, символизирующей величественный, но враждебный ныне мир. В разработке музыкального повествования мы услышим и образы вражеского нашествия, обозначенные через ритмы немецких военных маршей. В пике кульминации, когда образ Родины вытесняет образ Врага, происходит символическое переключение ритма времени. Слушатель словно переносится в наши дни. Поэма заканчивается тихой кодой, в которой сосредоточена главная мысль произведения: боль утраты никогда не стихает, как не стихает тревога за будущее. (АНДРЕЙ АНИХАНОВ) Солистка Наталья Дмитриевская (сопрано, г. Ростов-на-Дону) По окончании Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова (специальность «сольное пение») в 2004 году была приглашена в Ростовский музыкальный театр. Лауреат международных конкурсов: им. М. И. Глинки (2005), оперных певцов Галины Вишневской (2006), вокалистов им. Бориса Христова (г. София, Болгария, 2015). С 2010 года — приглашенная солистка Большого театра (г. Москва). Н. Дмитриевская неоднократно выступала в Кисловодской государственной и Ростовской государственной филармониях с концертом Р. Глиэра для колоратурного сопрано с оркестром; принимала участие в концерте с Ростовским академическим оркестром («Колокола» С.В. Рахманинова), в концерте «Exsultate jubilate» Mozart с дирижером Маурицио Донес (Италия, 2006). Сотрудничала с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова (Московская государственная филармония). С успехом прошли её зарубежные гастроли в Японии, Великобритании, Ирландии, Испании, Италии, Португалии, Австрии, Польше, Венгрии, Финляндии. Выступала с выдающимися музыкантами, среди которых режиссер Энтони Макдональд, дирижеры Кристофер Мулдс, А. Поляничко; В. Понькин; А. Аниханов; А. Анисимов; А. Богорад; А. Соловьев и др.
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
|
9 мая ЦКЗ 15:00 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОРОНЕЖСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР |
ВХОД СВОБОДНЫЙ! Волгоградцам в День Победы споет Воронежский хор 9 Мая на главной концертной площадке Волгограда — в Центральном концертном зале филармонии состоится бесплатный концерт Государственного академического Воронежского русского народного хора имени К. И. Массалитинова. Художественный руководитель — народный артист РФ, профессор Вячеслав Помельников. Этот прославленный профессиональный народный коллектив, который хорошо знаком и любим волгоградским зрителем, представляет концертные программы, основанные на уникальных традициях южнорусского воронежского песенного и танцевального фольклора. Ведь именно на воронежской земле хоровое народное пение переродилось в форму профессионального исполнительства. — Не случаен визит этого уникального коллектива в наш город-герой именно в День Победы, — говорит Станислав Малых, директор Волгоградской филармонии. — Дело в том, что особое место в репертуаре хора занимают именно песни о войне. Ведь история Воронежского хора неразрывно связана с темой Великой Отечественной войны. Хор помогал соотечественникам выстоять в борьбе с врагом: по инициативе артистов на их личные сбережения был построен танк Т-34 «Русская песня», который в боевом марше прошел от Дона до Дуная. За вклад в дело Победы над врагом 105 артистов хора были удостоены правительственных наград. Первый художественный руководитель хора Константин Массалитинов (1905−1979) собрал певцов и музыкантов в прифронтовом поселке Анна зимой 1943 года, когда враг все еще был в Воронеже. Только что организованный на базе лучших самодеятельных коллективов хор, разделившись на бригады, выступал перед военнослужащими и жителями окрестных сел. А затем с концертами прошел с бойцами Красной Армии фронтовые дороги. До наших дней в выступлениях хора, посвященных Великой Победе, отдельным блоком звучат песни, исполнявшиеся когда-то на фронтовых концертах и бережно сохраненные в репертуаре. В программе концерта прозвучат многие из них. телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
|
16 мая ЦКЗ 18:30 ИЗДАЛЕКА ДОЛГО ТЕЧЕТ РЕКА ВОЛГА |
ВНИМАНИЕ! ОТМЕНА КОНЦЕРТА!
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
|
17 мая ЦКЗ 18:30 К 30-ЛЕТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ВОЛГОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Солистка Варвара КУТУЗОВА фортепиано, Москва Дирижёр Андрей АНИХАНОВ
В программе: Дворжак. Увертюра «Карнавал» Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, ми минор Чайковский. Симфония № 4 2018-ый год отмечен яркими, знаменательными событиями в культурной жизни Волгоградского региона. Одно из самых значимых в юбилейном ряду — 30-летие творческой деятельности Андрея Аниханова, художественного руководителя и главного дирижера, Волгоградского академического симфонического оркестра, который маэстро возглавил в 2017 году. Пресса справедливо называет Аниханова одним из самых востребованных современных российских дирижеров, имеющих заслуженный авторитет в мире музыкального искусства. С ним уже работают и мечтают сотрудничать многие театры и концертные организации, режиссеры и хореографы, композиторы и исполнители. Многогранная деятельность Андрея Анатольевича отмечена высокими наградами: Заслуженный артист России (1999), лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства (1994, 1995, 2006). Лауреат премии «Человек года» (Ростов-на-Дону, 2014). Заслуженный деятель искусств РФ (2017). В 2009—2013 гг. приглашенный дирижер Большого театра (Москва). Главный приглашенный дирижер New City Symphony Orchestra Tokyo. Доцент кафедры оркестрового и оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. В 1991—1996 годах — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга. С 1992 по 2008 г. — главный дирижер Государственного театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (ныне — Михайловский театр). С 2010 по сезон 2017 года был главным дирижером Ростовского государственного музыкального театра. «…Андрей Аниханов за пультом может быть сдержанным, экономным в жестах и движениях, порой он дает лаконичные указания оркестру одной рукой, опустив другую на никелированное ограждение подиума за спиной. Но может демонстрировать и яркие вспышки темперамента, когда раскрытые ладони с длинными пальцами взлетают вверх, и неведомая сила отрывает его на мгновение от пола. И в любом случае он излучает мощную энергетику, которая ощущается и на сцене, и в зрительном зале». (А.Я. Селицкий). В честь юбилея своей профессиональной деятельности, маэстро приглашает волгоградцев на уникальную творческую встречу. Праздничная программа концерта Волгоградского академического симфонического оркестра, несомненно, сможет удовлетворить самые изысканные музыкальные вкусы и предпочтения, а узнаваемый почерк Андрея Аниханова, буквально заставит затаить дыхание неравнодушного слушателя.
Юная пианистка Варвара Кутузова родилась в 2003 году. В настоящее время обучается в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Мирославы Марченко). Варя — стипендиат благотворительных фондов Владимира Спивакова «Новые имена» и фонда имени Валерия Золотухина. Достижения Кутузовой были отмечены наградами многих международных конкурсов
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
В программе: Дворжак. Увертюра «Карнавал» Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, ми минор |
19 мая ЦКЗ 17:00 Перенос с 26 мая ЗАКРЫТИЕ ОРГАННОГО СЕЗОНА |
КОНЦЕРТ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ Мансур ЮСУПОВ Санкт-Петербург
Иоганн Себастьян Бах — Пассакалия до минор Юлиус Ройбке- Соната на 94-й псалом Луи Вьерн- Симфония для органа № 3 Ор.28 fis moll I. Allegro maestoso II. Cantil? ne III. Intermezzo IV. Adagio V. Final Оливье Мессиан — «Бог среди нас» из цикла «Рождество Господне» Мансур Юсупов один из самых ярких и перспективных представителей нового поколения российских органистов. С 2012 года занимался в органном классе Казанской государственной консерватории под руководством замечательного педагога, превосходного мастера органного искусства, профессора, народного артиста России Рубина Абдуллина. В 2014 году стал обладателем специального приза II Международного конкурса органистов им. И. А. Браудо (г. Санкт-Петербург), специального диплома жюри Международного конкурса им. О. Янченко (г. Волгоград) за исполнение музыки эпохи барокко и сочинений И. С. Баха и победил на Первом Международном конкурсе им. А. Немтина (г. Пермь). С 2015 — студент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России, профессора Даниэля Зарецкого). В 2016 году стал победителем XVII Открытого фестиваля-конкурса органной музыки «Гатчина-Санкт-Петербург», покорив жюри виртуозным владением сложнейшей мануальной и педальной техникой игры на органе. В марте 2017 года получил почетную должность титулярного органиста Кафедрального собора в Калининграде. Любители органной музыки в Волгограде тоже наверняка запомнили Юсупова по его самобытному, глубокому выступлению на международном конкурсе им. О. Г. Янченко, который проходил в нашем городе, начиная с 2002 года. В этом состязании молодой музыкант прекрасно выступил и в романтической, и в старинной, и в современной частях программы. Во всех турах конкурса молодой органист оказался был в числе лидеров голосования на приз зрительских симпатий, и именно это обстоятельство стало решающим фактором для его приглашения дать сольный концерт в Волгограде.
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
|
23 мая ЦКЗ 18:30 ДЖАЗ И ОРКЕСТР |
ВОЛГОГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Солисты: Петр ЛАУЛ фортепиано Квартет тромбонов : Игорь Гладилин, Виталий Силин, Дмитрий Сторублевцев, Сергей Корякин Дирижёр Андрей АНИХАНОВ
В программе: Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» Бернстайн Увертюра «Кандид» Стравинский «Рэгтайм» Давид Концертино для 4 тромбонов с оркестром Цфасман Сюита
Андрей Аниханов, художественный руководитель и главный дирижёр Волгоградского академического симфонического оркестра, дарит волгоградскому зрителю новую концертную программу, в которой смелый, раскрепощенный и заводной характер джаза прекрасно сочетается с аристократической утонченностью и изысканностью звучания симфонического оркестра. Петр Лаул — российский пианист, лауреат международных конкурсов в Бремене (Германия, 1995; 1997) и конкурса им. А. Н. Скрябина в Москве (Россия, 2000). Награжден почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2003). Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (2000) и аспирантуру консерватории (2002), класс профессора А. Сандлера. П. Лаул регулярно выступает как солист и ансамблист на лучших концертных площадках России и Европы. Среди них — Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Большой и Малый залы МГК, концертный зал им. П. И. Чайковского (г. Москва), залы Лувра, Музея Орсэ, театров Шатле и де ля Вилль (г. Париж), Стейнвей-холл и Линкольн-центр (г. Нью-Йорк), Концертгебау (г. Амстердам), музыкальный центр «Вреденбург» (г. Утрехт), Die Glocke (г. Бремен), Le Corum (г. Монпелье), Opera City Hall (г. Токио), концертный зал театра La Monnaie (г. Брюссель) и прочее. П. Лаул принимал участие в фестивалях в Кольмаре и Сен-Рикьё (Франция), «Арт-ноябрь» (г. Москва), Printemps des Arts (Монако) и других. Среди оркестров, с которыми он постоянно сотрудничает — Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Мариинского театра, Московский симфонический оркестр, Nordwestdeutsche Philharmonie, оркестры театров Дессау, Бремергафена, Ольденбурга, оркестры Уральской, Воронежской, Казанской, Самарской, Карельской, Северокавказской филармоний. Пианист сотрудничает с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Николай Алексеев, Владимир Зива, Василий Синайский, Феликс Коробов, Туган Сохиев, Жан-Клод Казадезюс, Максим Шостакович. Активно сотрудничает с Radio Franse Classique (Франция), Radio Bremen (Германия), радио «Орфей» (Россия), а также с телеканалами Arte (Франция), «Культура», «РТР» и «Санкт-Петербург — 5 канал» (Россия). Записал ряд дисков для фирм Naxos, Aeon, Harmonia mundi, Querstand, Integral Classic, King Records, «Северные цветы». В 2006 году вышел диск фирмы Aeon с произведениями А. Н. Скрябина.
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
|
24 мая ЦКЗ 18:30 ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ… |
вечер русской песни и романса ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ в программе принимают участие: Лауреаты Международных конкурсов: Наталья Долгалёва (г. Волгоград), Ольга Чиркова (г. Воронеж), Заслуженный артист РФ Василий Пьянов (г. Москва) Художественный руководитель и главный дирижер — заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии Волгоградской области Галина ИВАНКОВА
Концертная программа «Дорогой длинною…» познакомит зрителя с наполненными красочным звучанием инструментальными композициями и проникновенными песнями и романсами.
Программа: в исполнении оркестра: Городовская. «Фантазия на 3 русские народные темы» и музыкальная картина «Выйду на улицу» Троцюк. «Звени, звени, златая Русь», Токарева. «Рапсодия»; в исполнении солистов: Руденко, Новичихина. «Что за песни распевают на Руси» р.н.п. «Уж как по мосту-мосточку» р.н.п. «Солома» р.н.п. «Вдоль по Питерской» Дробушин. «Балалайка» р.н.п. «Бывали дни весёлые» сл. и муз. М. Шишкина. «Что ты, барин, щуришь глазки» р.н.п. «Подул, подул осенний ветер» р.н.п. «Эх, матушка» Булахов, Чуевский. «Гори, гори, моя звезда» Николаевский, Гарницкий. «Под дугой колокольчик поёт» Фомин, Герман. «Только раз бывает в жизни встреча» Кручини, Лахтин. «И льется песня» сл. и муз неизвестного автора. «Скучно, грустно» сл. и муз. неизвестного автора. «Москва златоглавая» Фомин, Подревский. «Дорогой длинною»
телефоны: 38−66−00, 38−66−05, 98−52−24
Концертная программа «Дорогой длинною…» познакомит зрителя с наполненными красочным звучанием инструментальными композициями и проникновенными песнями и романсами.
Программа: в исполнении оркестра: Городовская. «Фантазия на 3 русские народные темы» и музыкальная картина «Выйду на улицу» Троцюк. «Звени, звени, златая Русь», Токарева. «Рапсодия»; в исполнении солистов: Руденко, Новичихина. «Что за песни распевают на Руси» р.н.п. «Уж как по мосту-мосточку» р.н.п. «Солома» р.н.п. «Вдоль по Питерской» Дробушин. «Балалайка» р.н.п. «Бывали дни весёлые» сл. и муз. М. Шишкина. «Что ты, барин, щуришь глазки» р.н.п. «Подул, подул осенний ветер» р.н.п. «Эх, матушка» Булахов, Чуевский. «Гори, гори, моя звезда» Николаевский, Гарницкий. «Под дугой колокольчик поёт» Фомин, Герман. «Только раз бывает в жизни встреча» Кручини, Лахтин. «И льется песня» сл. и муз неизвестного автора. «Скучно, грустно» сл. и муз. неизвестного автора. «Москва златоглавая» Фомин, Подревский. «Дорогой длинною» |