38-66-00, 38-65-95, 98-52-24
ПРЕДИСЛОВИЕ Поедем в Венгрию…
8 сентября ЦКЗ 17.00
Волгоградский академический симфонический оркестр
Ференц Лист. Симфонические поэмы «Прелюды», «Праздничные звучания»
Второй фортепианный концерт
Золтан Кодай. «Танцы из Галанты»
Солист – лауреат Международных конкурсов
Константин ШАМРАЙ фортепиано, Москва
Дирижер – заслуженный артист России
Марк КАДИН Москва
Венгрия – страна с удивительно красивыми ландшафтами, знаменитыми памятниками истории и архитектуры, поэтичными народными сказаниями и самобытным «мадьярским» музыкальным языком. Главным достоянием романтической музыки является для Венгрии Ференц Лист – великий пианист-виртуоз и композитор-новатор, создавший жанр симфонической поэмы. Поэма «Прелюды» написана по мотивам философского стихотворения Ламартина, а в «Праздничных звучаниях» композитор воспел свой союз с княгиней Каролиной Витгенштейн и не смог обойтись без портретных характеристик самого себя и своей подруги. Золтан Кодай занимает особое место в венгерской и европейской культуре ХХ века как мастер соединения национального фольклора с языком современного искусства.
Пианист Константин ШАМРАЙ – выпускник ССМШ и РАМ им. Гнесиных, аспирант РАМ по классу проф. В.М. Троппа. Лауреат Международного конкурса «Концертино-Прага» (I премия, 2000), Всероссийских Дельфийских игр (Золотая медаль, 2007). Победитель IX Международного конкурса пианистов в Сиднее (I премия и 6 специальных призов, 2008). После конкурса дал 27 сольных концертов в городах Австралии и 13 концертов с Австралийским струнным квартетом. Концертирует в городах России, Австрии, Германии, Голландии, Франции, Чехии, Италии, США, на Мальте.
Дирижер Марк КАДИН работал в Российском национальном оркестре, оркестре «Виртуозы Москвы», с 2004 – художественный руководитель и главный дирижер Красноярского академического симфони-ческого оркестра. География гастролей маэстро охватывает 4 континента – Европу, Азию, Америку и Австралию, – это симфонические оркестры Великобритании, Швеции, Италии, Польши, Израиля, Турции, Латвии и Литвы, Японии, Кореи, Китая, Филиппин, Бразилии и других стран. Марк Кадин – участник международных фестивалей в Кольмаре (Франция), International East Anglian Summer Music Festival (Великобритания), The Meeting of Nations (Латвия), Sofia Music Weeks и Varna Summer Festival (Болгария). Записи дирижера выпущены на фирмах SEM и Le Chant du Monde.
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
15 сентября ЦКЗ 17.00
Волгоградский академический симфонический оркестр
Волгоградская хоровая капелла
Государственный хор Республики Калмыкия
Хор мальчиков «Камертон»Образцовый камерный хор "VIKTОRIA" ДШИ №14
Первый концерт абонемента №7 «Собрание русской музыкальной классики»
Сергей РАХМАНИНОВк 140-летию со дня рождения
Кантата «Весна»
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Дмитрий ШОСТАКОВИЧОратория «Песнь о лесах»
Дирижёр – народный артист России
Эдуард СЕРОВ Солисты:.
Заслуженный артист РФ
Андрей АНТОНОВЗаслуженный артист РФ
Николай БУБЕНЦОВВадим ГРАЧЕВЛауреат международных конкурсов
Илья РАМЛАВ2-й фортепианный концерт – один из величайших в мировой инструментальной литературе. Создан Рахманиновым в 1900 году, премьера – 21 октября 1901 г. в Москве, солист автор, дирижер Александр Зилоти. Концерт представляет квинтэссенцию об-разных и выразительных приемов рахманиновского стиля. Это и суровая колокольность (вступление), и мужественная поступь марша (главная тема 1-й части), и возвышенно-экстатическая лирика (побочная тема 1-й части, 2-я часть), и полнокровная праздничность апофеозных звучаний в финале.
ВПЕРВЫЕ В ВОЛГОГРАДЕ!
Кантата Рахманинова «Весна» на стихотворение Некрасова «Зеленый шум» была создана чуть позднее Второго концерта, в 1902 году. Настроение радостных весенних ожиданий и восторженного ликования молодости можно объяснить светлыми обстоятельствами в личной жизни композитора: весною 1902 года состоялось его венчание с горячо любимой и любящей девушкой Наталией Сатиной.
Оратория Шостаковича «Песнь о лесах» была на-писана в 1949 году вскоре после зловещего партийного постановления, заклеймившего «формалистические» искания семерых ведущих советских композиторов, в том числе и Шостаковича. Стремясь снять с себя эти обвинения, композитор обращается к абсолютно идеологически «правильной» теме восстановления народного хозяйства, порушенного войной. Он пишет ораторию на достаточно ходульный текст популярного тогда поэта Евгения Долматовского, однако с избегает и трафаретности, и упрощенности. Он трактует тему со свойственной гениальному мастеру силой и искренностью, его музыка полна скрытых смыслов, метафор, неподдельного драматизма и глубины.
ШЕДЕВРЫ ИЗ РЕПЕРТУАРА МАЭСТРО…
22 сентября ЦКЗ 17.00
Волгоградский академический симфонический оркестрПервый концерт абонемента № 1 «Мировая музыкальная классика»
Абонемент посвящается 110-летию со дня рождения великого русского дирижера, народного артиста СССР Е.А.МРАВИНСКОГО (1903 -1988)
Вагнер. Траурный марш из оперы «Гибель богов»
Брукнер. Симфония № 7
Дирижер – народный артист России
Эдуард СЕРОВИмя Мравинского – одно из самых значительных среди имён дирижёров XX века. Его великое искусство стало апогеем развития русской дирижёрской школы, прошедшей бурный путь становления и развития. «Когда-то, слушая музыку, я испытал потрясение, как удар молнии или грома. Искусство должно потрясать. Иначе это не искусство». Эти слова Евгения Александровича можно расценить как главный девиз и основной критерий его творчества.
Мравинский был человеком русской культуры в её наиболее «европейском», петербургском проявлении. С Санкт-Петербургом, Петроградом, Ленинградом он был неразрывно связан всю свою долгую жизнь. Здесь он родился 22 мая 1903 года, и здесь же ушел из жизни 19 января 1988 года. В течение полувека, с 1938 по 1988 годы, он возглавлял один из лучших оркестров мира - Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр филармонии. Человек трагической эпохи, верный сын своей Родины, переживший с нею судьбу своего народа, он явился удивительным примером того, как искусство становится явлением вне времени и границ, служащим миру, обществу, человеку и Вселенной.
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом BBC Music Magazine, Мравинский занял 17-е место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён. В эту «двадцатку» вошли Артуро Тосканини, Леонард Бернстайн, Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Пьер Булез, Вильгельм Фуртвенглер, Саймон Рэттл…
Газета «El Pais», Мадрид, 1982 год: «Концерт Евгения Мравинского был не только необыкновенным концертом. Настоящие любители музыки утверждали, что это было нечто большее, а именно мы стали свидетелями особого, редкого явления, своеобразного художественного действа… Без дирижерской палочки, сидя на табурете, порой касаясь левой рукой партитуры, 79-летний маэстро взглядом, еле заметным движением руки или даже запястья руководит оркестром, и музыка льется, совершенная и глубокая. Это результат не одних репетиций, а всей артистической карьеры, лучше сказать, всей жизни…»
...И ЛЬЕТСЯ ПЕСНЯ
26 сентября ЦКЗ 18.30Первый концерт абонемента №14 «Благодарю, волшебный мой романс»
Волжский русский народный оркестр им. Н.Н. Калинина
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженная артистка РФ
Галина ИВАНКОВА
Солисты Лауреат Всероссийских конкурсов
НАТАЛЬЯ ДОЛГАЛЕВА (сопрано, Волгоград)
Заслуженный артист РФ
ВАСИЛИЙ ПЬЯНОВ (баритон, Москва)
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА ОРГАННОЙ МУЗЫКИ
27 сентября ЦКЗ 18.30Прошлое и настоящее испанской органной музыки
Дебют в России!
Саския РОУРЕС Испания
Хусеп Хименес (ок. 1600 – 1672)
«Битва» VI тона
Мануэль Кастильо (1930 – 2005)
Вариации на тему Мануэля де Фальи (1976)
Антонио де Кабесон (1510 – 1566)
Вариации на песню кабальеро из «Музыкальных произведений для клавира, арфы и виуэлы», Мадрид, 1578
Себастьян Агилера де Эредиа (1561 – 1627)
Пьеса в VIII тоне: Энсалада
Франсиско Корреа де Араухо (1583? – 1654)
Тьенто II тона («Органная школа» Алькала де Энарес, 1626)
Пабло Бруна (1611 – 1879)
Тьенто на тему Литании Девы Марии
Тьенто во II хроматическом тоне
Хосеп Джил де Паломар (? – 1796)
Пьеса II тона на Amen из «Stabat Mater» Перголези
Хуан Баутиста Кабанильес (1644 – 1712)
Гальярда
Игнасио Рибас Таленс (1963)
Пассакалья с украшениями (2011) памяти Хуана Баутисты Кабанильеса
Саския Роурес Наварро родилась в 1975 году в г. Сарагосе (Испания).
Музыкальное образование начинает в своём родном городе, и блестяще заканчивает консерваторию по двум специальностям: клавесин (1996) и орган (1998, в классе Хосе Луиса Гонсалеса Уриолы) с награждением Высшей Премией.
Плодотворными для творческого роста как концертного исполнителя на органе явились последующие годы (1998 – 2001), проведённые в классе Микаэля Радулеску в Университете Музыки и Изобразительного Искусства в Вене. Там же она дополнительно получает образование по басу континуо в классе Августы Кампагне.
Саския Роурес прошла стажировку на курсах совершенствования в Испании, Швейцарии, Италии и Австрии, у звезд европейского искусства: Daniel Roth, Jan Willen Jansen, Andrea Marcon, J?rgen Essl, Wofgang Gl?xam, Jacques Ogg. Закончилоа аспирантуру у профессора Монтсеррат Торрент в Барселоне.
Концертная деятельность Саскии Роурес как органиста и клавесиниста проходит во многих городах Испании, Португалии, Италии, Словакии, Швейцарии, Голландии и Австрии. Артистка регулярно сотрудничает с барочным оркестром Университета Саламанки и с группой El Trovar de los Afectos.
С 2002 по 2008 год Саския вела классы баса континуо и камерной музыки в консерватории Саламанки.
С ноября 2008 года преподаёт класс органа в консерватории Сарагосы именуемой “ Conservatorio Superior de M?sica de Arag?n”.
Концерт в Волгограде – первое выступление Саскии Роурес в России!
По странам и континентам с зарубежными маэстро
ФРАНЦИЯ
29 сентября ЦКЗ 17.00Абонемент № 10, концерт № 1
Волгоградский академический симфонический оркестр
Дирижер –
Элиан РОДРИГЕС Бельгия
К
лод Дебюсси«Прелюд к послеполуденному отдыху фавна»Морис Равель«Дафнис и Хлоя», сюита № 2
Вальс. БолероДариюс Мийо«Бык на крыше» - премьера в Волгограде!Дирижер и пианистка ЭЛИАН РОДРИГЕС родилась в Рио-де-Жанейро. Обучалась игре на фортепиано у А.Эстреллы, ученика А.Корто. В возрасте 3 лет сочинила первую мелодию, а в 6 лет сыграла концерты Гайдна и Моцарта с Бразильским симфоническим оркестром под управлением Э. Де Карвальо. Получила специальный приз жюри на конкурсе имени Вана Клиберна в США, стала призером одного из самых престижных соревнований пианистов в мире – конкурса Королевы Елизаветы – первая и единственная из бразильских исполнителей. Выступала более чем в 20 странах мира, записала более 20 CD. С 1998 является ведущей солисткой фестиваля Musica Romantica, проходящего в Швейцарии. В 2000-2001 записала все фортепианные концерты Прокофьева с оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
Элиан Родригес профессионально занимается композицией. Помимо виртуозных каденций к исполняемым ею фортепианным концертам других авторов, она написала 15 музыкальных моментов, 2 фортепианных концерта и ряд других сочинений.
Гастролирует в России и как пианистка, и как дирижер. Дирижированием занялась под руководством профессора Эдуарда Серова. Неоднократно с успехом выступала в Волгограде, а также с Волгоградским академическим симфоническим оркестром – во время гастролей коллектива в Москве и за рубежом.