Добавлено 27 декабря / 20 svetlanaviolino

воскресенье


Нижний Новгород

27 декабря 2020


Старый Актовый зал ННГУ им. Лобачевского
ул.Покровская, 37

BEETHOVEN

BEETHOVEN

Евгений Брахман (фортепиано)
Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»

Людвиг ван Бетховен
(1770−1827)
Квартет № 11, ор.95 (версия для струнного оркестра)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, ор.37
солист — Евгений БРАХМАН (фортепиано)

Квартет ор.95 написан в 1810 году. Но, опережая своё время, он по праву соперничает с эталонными поздними квартетами Бетховена, созданными спустя десятилетие. В письме сэру Джоржу Томасу Смарту композитор пояснил: «Квартет написан для небольшого круга ценителей и никогда не должен исполняться публично». Самый лаконичный из всех квартетов (~20 мин) Бетховена «Quartetto Serioso» является экспериментом, квинтэссенцией композиционных приёмов и одновременно ретроспективой смятенных чувств композитора, вероятно, больше, чем в остальных сочинениях, привязанных к экзистенциальному контексту: крушение любовных и гуманистических надежд (несостоявшийся брак с Терезой Мальфати в мае 1810 года), надежд на финансовую стабильность и творческую независимость (как следствие войны с Францией, девальвация местной валюты и банкротство крупнейших меценатов Бетховена).
То, что Квартет «серьезный», слушатель понимает с первого такта, который звучит как угроза, что-то вроде «я тебе покажу!», хотя название сочинения — всего лишь ссылка на характер третьей части. И действительно, он смело демонстрирует то, что другой, в силу закомплексованности музыкальными штампами начала девятнадцатого века, не рискнул бы: внезапные смены настроения (гром среди ясного неба), столь же свободные и слишком радикальные тональные сдвиги, метрическая двусмысленность. В топке композиторского гения накаляются не только разработки (сжатые до предела), но даже «pianissimo» вдруг достигает пронзительного накала, и кульминация смещается в точку тишины. Искры этого неудержимого пламени мелькают даже в укромной заводи лирических партий. Говорят, что Бетховен не любил иронизировать на свой счет, но, тогда как объяснить лёгкий и весёлый фа-мажор последних 42-х тактов, резко контрастирующих с драматической интроспекцией всего квартетного туловища. Эта оконечность, этот «бешенный» хвостик непослушно виляет, выдавая в заявленной серьёзности театр абсурда. Вот она истина!

Начало концерта в 17:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору