8 декабря во Дворце творчества детей и молодежи Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижера Эдуарда Дядюры исполнит музыку немецкого композитора Иоганнеса Брамса.
Солистка — лауреат международных конкурсов, солистка Санкт-Петербургского Дома музыки София Яковенко (скрипка, Москва).
«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени», — так отзывался о Брамсе его старший коллега Роберт Шуман.
Получивший признание при жизни, Иоганнес Брамс был чрезвычайно строг в оценке своих сочинений, которые не только впитали основные тенденции романтической эпохи, апеллируя при этом к наследию прошлого, но и стали источником вдохновения для многих современников и потомков. В своей музыке величайший немецкий романтик воспроизводил удивительно правдивую картину внутренней жизни человека, полную противоречий и стремящуюся к гармонии. Его герой проявляет мужество в преодолении препятствий, но остается элегически мягким и душевно отзывчивым, а порой мудрым и строгим в отстаивании вечных ценностей человеческой жизни.
Над своей
Первой симфонией (1876) Брамс работал около 15 лет. Многое роднит ее с героическими по складу симфониями Бетховена, а главная тема финала звучит как вариант бетховенской «темы радости». Известный дирижер Ганс фон Бюлов называл Первую симфонию Брамса «Десятой симфонией Бетховена». В то же время в ней немало романтических черт: драматически взволнованные, порывистые образы чередуются с типично венскими песенными и танцевальными мелодиями, а сюжет симфонии, раскрывающий душевную драму героя, вызывает непосредственное сопереживание слушателей.
Концерт для скрипки и оркестра Брамса — блистательный образец романтического письма для солирующей скрипки, гимн единению человека и природы, наполненный венским изяществом и венгерскими мотивами, столь модными в Австро-Венгерской империи конца 1870-х. Композитор создавал его в живописных местах на юге Австрии, где любил проводить летние месяцы. Радость, безмятежность, светлая лирика и экспрессивная танцевальность в финале — вот, пожалуй, основные образы этого произведения.
Свой единственный Скрипичный концерт Брамс посвятил преданному другу, великолепному скрипачу Йозефу Иоахиму, еще в юношеские годы познакомившего его с четой Шуманов. Вместе с Иоахимом композитор выверял сольную партию: позднее иные скрипачи с мировым именем называли ее неисполнимой. Брамс в мастерстве солиста был совершенно уверен. Он даже не стал писать каденцию в первой части, предложив другу написать ее самому. Йозеф Иоахим стал первым исполнителем Концерта в Лейпциге в 1879 году.
София Яковенко родилась в 2003 году в Донецкой области. Начала обучение музыке в городской ДМШ, продолжила в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных.
В 2021 году поступила в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Татьяны Беркуль).
Лауреат региональных, российских и международных конкурсов: имени Михаила Эрденко (2013, Гран-при), имени Леонида Когана (2014 — Гран-при), имени Леопольда Ауэра (2017, І премия), имени Андреа Постаккини в Фермо (2019, І премия), Демидовского юношеского конкурса «ДеМЮКС» (2019, I премия), V Манхэттенского международного музыкального конкурса (2020, Серебряная медаль), IV Всероссийского музыкального конкурса (2022, II премия), I Всероссийского музыкального конкурса «Звезды EXEED» (2023, I премия). Победитель Большого всероссийского отбора Российского национального оркестра (2021). Обладательница Гранта мэра Москвы (2018).
Выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Каунасе, Париже, Дюссельдорфе, Хельсинки и других городах. Играла в сопровождении Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Российского национального оркестра, Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Камерного оркестра Игоря Лермана, Камерного оркестра Московской консерватории, оркестров Белгородской, Ульяновской, Ярославской, Донецкой и Киевской филармоний, оркестра Днепропетровского театра оперы и балета, Калининградского и Каунасского симфонических оркестров и других коллективов под управлением дирижеров Владимира Спивакова, Александра Чернушенко, Филиппа Чижевского, Павла Петренко, Александра Канторова, Александра Титова, Александра Андреева, Эдуарда Дядюры, Вильмантаса Калиунаса, Винченцо Миллетари, Вячеслава Реди, Владимира Гаркуши, Валерия Матюхина, Сергея Смбатяна, Феликса Коробова, Айрата Кашаева, Игоря Манашерова, Дмитрия Филатова и других.
Принимала участие в фестивалях «Музыкальный Олимп», «Москва встречает друзей», молодых музыкантов в Каунасе, «Gnessin Air на Знаменке», III Санкт-Петербургском международном фестивале скрипки «Скрипка. Фестиваль. СанктПетербург» и других. С 2022 года — участница проектов Санкт-Петербургского Дома музыки.
Билеты — 400−900 рублейПодробную информацию о концерте и билетах вы можете узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала (8422) 27−35−06, отдел работы со слушателями (8422) 44−19−73, на сайте www.leninmemorial.ru/">www.leninmemorial.ru/
и в официальной группе филармонии ВК:
vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты вы можете на сайте
www.leninmemorial.ru/«>www.leninmemorial.ru/