30 июня, в понедельник, в 20.00 Санкт-Петербургский Дом музыки (наб. Мойки, 122) приглашает на
заключительный концерт восьмого сезона. С сольной программой в этот вечер выступит блистательный петербургский пианист, покоряющий лучшие концертные площадки России и мира, победитель конкурса им. Чайковского (Москва, 2007) и международного конкурса Монте-Карло (Монако, 2012)
Мирослав Култышев. Он представит фортепианные шедевры
Петра Ильича Чайковского.
Всеми любимый цикл
«Времена года» состоит из 12-ти характеристических картин – месяцев года, раскрывающих душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего Здесь поэтичные образы русской природы, и волшебство петербургских белых ночей, и неповторимый колорит национальных традиций в «Масленице», «Охоте», «На тройке». Всем пьесам цикла композитор предпослал эпиграфы из известных стихотворений Пушкина, Некрасова, Фета, Майкова, Кольцова.
Продолжит концерт
Большая Соната. написанная в одно время с «Временами года» - одно из самых масштабных фортепианных сочинений композитора. Посвященное современнику Чайковского, известному немецкому пианисту Карлу Клиндворту, произведение сочетает в себе сдержанность и романтизм, глубокое переживание и тонкую лирику, отличается «многослойностью» и сложностью драматургического решения.
Аудитория 12+.Обувь на шпильках, объемные сумки, фото- и видеосъемка запрещены.Подробная информация на сайте www.spdm.ruСправки и аккредитации по телефону: (812)702-60-96
В концерте прозвучат фортепианные сочинения
П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл
«Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «
Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «
Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «
Белые ночи»; картинность «
Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «
Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «
Масленица», удалая «
Песня косаря», энергичная «
Жатва», динамичная «
Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «
На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «
У камелька» и праздничной картинкой «
Святки».
1. "
У камелька". Январь:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин.2. "Масленица". Февраль:"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
П.А.Вяземский.3. "Песнь жаворонка". Март:"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.4. "Подснежник". Апрель: "Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков.5. "Белые ночи". Май:"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет.6. "Баркарола". Июнь:"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев.7. "Песнь косаря". Июль:"Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов.8. "Жатва". Август:"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов.9. "Охота". Сентябрь:"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин.10. "Осенняя песнь". Октябрь:Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой.11. "На тройке". Ноябрь:"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов.12. "Святки". Декабрь:Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
В.А.Жуковский Одно из немногих крупных фортепианных сочинений —
Большая соната ор. 37 была написана
П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена немецкому пианисту Карлу Клиндворту, который в 1868-1881 годах был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории, и с Чайковским его связывали профессиональные отношения. Клиндворт был автором переложений для фортепиано произведений русских композиторов, в том числе Испанских увертюр М. И. Глинки.
Соната не входила в число любимых композитором сочинений, несмотря на успешность ее приема исполнителями и публикой. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский отмечал: «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих». Несмотря на это, Соната остается одним из наиболее значительных инструментальных сочинений: масштабная по форме, концертная по типу звучания, она раскрывает романтическое, во многом «шумановское» начало в творчестве Чайковского.
Первая часть (
Moderato e risoluto), словно продолжающая традиции любимого немецкого композитора, построена на контрасте мужественного, почти флорестановского образа главной партии и мечтательной лирики побочной партии.
Вторая часть (
Andante ma non troppo quasi moderatо)
написана в трехчастной форме, где крайние части характеризуются Б. В. Асафьевым как «скорбная дума», как «стон и мольба о покое и забвении», а средняя выступает как элемент успокоения и просветленности.
Скерцо, которое включено композитором в качестве третьей части (
Allegro giocoso), оправдывает свое «шутливое» название, здесь композитор применяет остроумные ритмические приемы.
Финал (
Allegro vivace) — яркая инструментальная пьеса, засталяющая забыть о драматизме первых частей
Сонаты. Строгость композиции и оправданность ее драматургического решения делают сочинение Чайковского одним из лучших образцов русской фортепианной сонаты.