Читайте на эту же тему



Добавлено 22 января / 21 mgk-info2

пятница


Москва

22 января 2021


Московская консерватория

Большой зал Московской консерватории

ул. Большая Никитская, 13

«Эхо Рождества». «Рождественский органный марафон» к 120-летию открытия органа Большого зала консерватории

«Эхо Рождества». «Рождественский органный марафон» к 120-летию открытия органа Большого зала консерватории

Константин Волостнов (орган)

В программе:
И. С. Бах
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552
Два хорала «Приди, язычников Спаситель», BWV 660, BWV 659
Концерт № 2 для органа ля минор (по А. Вивальди), BWV 593
Хорал «Слава в вышних Богу», BWV 663
Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

С. Франк
Пастораль
Хорал № 3 ля минор
Большая симфоническая пьеса

Билеты можно купить в кассах и на сайте Московской консерватории

Органный марафон, приуроченный к 120-летию великолепного инструмента Кавайе-Коль Большого зала Московской консерватории, завершается сольным вечером одного из ведущих российских органистов — победителя международных конкурсов Константина Волостнова.
Программа выступления посвящена двум композиторам, в наследии которых орган занимает одно из центральных мест: Баху и Франку. Жизненный и творческий путь обоих гениев был неразрывно связан и с органом, и со служением в церкви. И Бах, и Франк поднимают планку органного жанра на небывалые высоты, наделяя свои сочинения для этого инструмента глубиной и масштабностью замысла, удивительной рельефностью образа, а также проникновенностью и выразительностью. Всё это ставит органную музыку обоих в ряд выдающихся явлений мирового музыкального искусства.
В первом отделении Константин Волостнов исполнит произведения Баха. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, обрамляющая три хорала, и Концерт по А. Вивальди ля минор, составляет идеальную драматургическую арку, ведь самим Бахом она была предназначена открывать и закрывать его так называемую «Органную мессу». В этих Прелюдии и Фуге Бах, при помощи музыкальной риторики, обращается к символике Святой Троицы: каждая из частей содержит по три темы. Особенно интересна Прелюдия, где вторая тема, стилизованная Бахом в манере своего сына Карла-Филиппа-Эммануэля, — явное указание на Бога-сына. Весьма уместными будут и хоралы времени Адвента «Приди, язычников Спаситель», входящие в круг предрождественских.
Второе отделение целиком посвящено Сезару Франку. При этом две из трёх его пьес, заявленных в программе, звучат крайне редко. Сегодня практически невозможно услышать Пастораль Ми мажор и Большую симфоническую пьесу, входящие в первый органный цикл композитора. Откроет отделение рождественская Пастораль. Эта пьеса с одной стороны — дань старинной традиции, с другой — пример франковского религиозного мировоззрения, тонкого и нетривиального. Следом прозвучит знаменитый Третий хорал, ставший последним органным сочинением автора. В завершение вечера Константин Волостнов исполнит грандиозное и уникальное в своём роде сочинение — «Большую симфоническую пьесу». На волне достижений в области оркестровой музыки XIX века, орган, в особенности во Франции, в силу своей масштабной природы, всё больше и больше уподобляется симфоническому оркестру. А с вступлением в права выдающегося органостроителя Аристида Кавайе-Коля, чьим последним детищем мы имеем счастье обладать на сцене Большого зала Московской консерватории, этот процесс обретает завершённые и высокохудожественные формы. Именно Кавайе-Колю принадлежит первенство в создании так называемого «симфонического органа». Сезар Франк, как и многие другие органисты Франции и не только, в своей парижской церкви Сент-Клотильд располагал именно таким инструментом, вышедшим из мастерской великого мастера. Стоит также отметить, что орган Франка был довольно сильно похож на наш. Органы Кавайе-Коля позволяли композиторам и органистам воплощать самые смелые замыслы, поручая лишь одному исполнителю то, что обычно мог сыграть только целый оркестр.
Большая симфоническая пьеса Франка — это развёрнутое музыкальное полотно, заключающее в себе все признаки симфонической музыки: контрастность и развитость образов, эпический размах повествования, драматизм и интенсивность драматургического развития, наконец, монотематизм (сочинение тематического материала на основе единого интонационного ядра) и тембровое разнообразие. Эту масштабную форму, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, можно уподобить крупному литературному произведению. Содержание же, и сквозная линия развития (от задумчиво-серьёзного начала пьесы, через подчеркнуто характерные, сказочно-мистические и лирические эпизоды к лучезарному восторженному финалу) как нельзя лучше подходит образам какой-нибудь новогодне-рождественской истории.

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору