Добавлено 18 февраля / 15 Наталия Сергушова

среда


Санкт-Петербург

18 февраля 2015


Концертный зал «Яани Кирик»

ул. Декабристов, 54

Французская и итальянская музыка XVI—XVIII вв.еков.

Французская и итальянская музыка XVI—XVIII вв.еков.

Ирина Иванова — виоль д’амур
Игорь Гольденберг — орган

Концерт абонемента «ОРГАНичный союз»

«Французская и итальянская музыка XVI–XVIII веков»

Ирина Иванова — виоль д"амур
Игорь Гольденберг — орган

18 февраля в 19.00

В XVI, XVII и даже XVIII столетиях не существовало понятий «барочной» или «добарочной» музыки. Однако в XVIII веке каждый уважающий себя композитор имел ясное представление о том, что такое немецкий, итальянский, а также французский музыкальный стиль и мог виртуозно воспроизвести каждый из них. На предстоящем вечере прозвучат опусы известных представителей французского и итальянского стилей. Старинную музыку представит слушателям концертирующий органист и педагог Игорь Гольденберг. В дуэте с ним выступит известная дирижерам и оркестрам разных континентов альтистка и виолистка Ирина Иванова. Она познакомит публику с аристократичным и требовательным барочным предком альта виолой д' амур (что дословно переводится как «виола любви»).

Французские и итальянские композиторы, заявленные в программе, охватывают больше трех столетий, в течение которых в музыке постоянно что-то происходило, поэтому не стоит удивляться стилистическому разнообразию того, что мы привыкли, не углубляясь в детали, называть «стариной». Среди тех композиторов, чья музыка будет исполнена, французский композитор, потомственный органист Н. де Гриньи (1672–1703), неумолимая сложность сочинений которого известна многим исполнителям. Прозвучат и произведения А. Ариости. Этот барочный виолончелист и органист помимо множества ораторий, месс и камерных опусов создал и методическое пособие по игре на популярной тогда виоле д’ амур. А. Вивальди (1678–1741), слава музыки которого не утихает до сих пор, также будет представлен в программе. Любители органа наверняка будут рады произведениям одного из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположника итальянской органной и клавирной школы Дж. Фрескобальди (1583–1643). Любители французской культуры пожалуют Ж.-П. Э. Мартини (1741–1816), французского композитор эпохи классицизма, в своё время отказавшегося от университетского образования философа ради занятий музыкой. Наконец, прозвучат сочинения клавесиниста и композитора Д. Скарлатти (1685–1757), сумевшего «заглянуть в будущее», отчасти предсказав в эпоху позднего барокко классицистский стиль музыкального письма.

Но вернемся к таинственной для многих «родительнице» современного альта виоле д’амур. Этот сложно устроенный «музыкальный организм», популярный у композиторов в XVII—XVIII вв., отличает некоторая «изысканная капризность» — и голоса, и характера. Несколько зудящий, ноющий тембр виолы, позволяет ей наилучшим образом передавать аффект барочного lamentо (страдания). При этом семь струн виолы д’амур (против альтовых четырех) и особенности смычка требуют от исполнителя сверх внимательности, т. к. любое неточное прикосновение отражается на качестве звука. С другой стороны, такая чувствительность позволяет передавать массу интересных оттенков эмоций и смыслов, заложенных в музыке.

Альтистка и виолистка Ирина Иванова наверняка сможет поведать о виоле д’амур намного больше — она очень увлечена этим инструментом (вот здесь, например, Ирина делится любопытными деталями из его биографии). Получив образование в Академии им. Гнесиных, Ирина приобретала сценический опыт по всему миру: в оркестрах России (камерный оркестр г. Москва, Большой симфонический оркестр п/у В. И. Федосеева), Южной Африки (Национальный оркестр радио), Испании (Филармонический оркестр севера Испании п/у Виктора Пабло Перес и т. д.).

Сценический партнер Ирины Игорь Гольденберг — не менее увлеченная своим делом личность. Его профессиональные интересы затрагивают не только сольное фортепианное и органное исполнительство, но и композиторскую деятельность (он закончил Московскую консерваторию как пианист, органист и композитор). После выпуска из консерватории Гольденберг начал выступать в качестве солиста-органиста в России и за рубежом, принимал участие в различных органных фестивалях: «Похвала органу» в Архангельске (с произведениями композиторов Н. де Гриньи, И. С. Баха, Ф.Листа, И. Гольденберга), «Bach de Lausanne» в Швейцарии (с произведениями композиторов Северо-немецкого барокко) и т. д. Дуэт столь глубоких и разносторонне образованных музыкантов наверняка приведет к новым слушательским открытиям и большему понимаю музыки, которая, как известно, несколько веков ждала своего часа.

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору