Добавлено 15 сентября / 14 Татьяна

понедельник


Москва

15 сентября 2014


Московская академическая филармония

Концертный зал имени Чайковского

пл. Триумфальная, 4/31

Гендель (к 330-летию со дня рождения). «Александр» — опера в концертном исполнении

Гендель (к 330-летию со дня рождения). «Александр» — опера в концертном исполнении

Юлия Лежнева (сопрано)
Оркестр Armonia Atenea /Греция/

Дирижёр: Георгий Петру /Греция/

Макс Эмануэль Ценчич (контратенор) /Австрия/,
Хавьер Сабата (контратенор) /Испания/
и другие

Оригинальный продакшн компании «Parnassus Arts Productions»

15 сентября в Концертном зале имени Чайковского будет исполнена опера Генделя «Александр». Эта блестящая концертная постановка собрала в прошлом сезоне огромное количество самых престижных музыкальных наград, в первую очередь благодаря великолепному исполнительскому составу. И перед московскими слушателями выступит супер-звёздный состав, покоривший лучшие сцены Европы.

Предлагаемая московским слушателям концертная постановка оперы Генделя «Александр» была представлена на самых престижных сценах Европы, среди которых Королевская опера Версаля, Опера Виши, театр Ан дер Вин, Государственный театр земли Гессен (Висбаден), залы «Плейель» в Париже, Консертгебау в Амстердаме, «Мегарон» в Афинах и на фестивале Дж. Энеску в Бухаресте. После версальской премьеры «Александра» исполнитель заглавной партии Макс Эмануэль Ценчич был удостоен престижной премии Arabella de Platine от журнала Forumopera.com. Запись оперы Генделя «Александр» с этим исполнительским составом (2012, Decca), выпущенная на средства Общества друзей музыки в Афинах, получила высочайшие оценки мировой прессы, критиков и многочисленные награды: Diapason d’Or, Choc Classica (декабрь 2012 / январь 2013), «Запись месяца» BBC Music Magazine (декабрь 2012), «Шок года» (2012), международная оперная премия «Лучшая запись года» (2013), Stanley Sadie (2013).

Опера «Александр» сочинена в 1726-м, когда талант Генделя достиг расцвета. В этой, как и в других операх этого же времени, композитор существенно обновил трактовку жанра оперы-seria — аллегорические сюжеты насытил глубоко драматическим, психологическим содержанием, и в музыкальном языке достиг подлинного совершенства, простыми средствами создавая незабываемые и величественные образы. В опере «Александр» легендарные персонажи следуют людским порывам и страстям. Сюжет основывается на исторических фактах о взятии Александром Македонским города Оксидракия в Индии, на стену которого Александр поднялся сам и вслед за ним его армия вошла в город. Канвой этого легендарного сюжета становится многое: спор между македонским военачальником Клитом и Александром, который безжалостно расправляется с Клитом, осмелившимся сомневаться над притязаниями Александра считать себя сыном Юпитера. Лирико-драматическими кульминациями становятся сцены, раскрывающие необычайную любовь Александра к красавице Роксане, персидской принцессе и его рабыне, существование которой также является историческим фактом. А вот любовь Лизауры, скифской принцессы, к Александру, и Таксила, индийского царя, к Лизауре, — уже вымышленные сюжеты. Но все персонажи, главные и второстепенные, исторические или вымышленные, раскрываются в прекрасной музыке, которой насыщены все сольные партии оперы «Александр». Поэтому в исполнении этого шедевра так важен исполнительский ансамбль. И в этой части предстоящее исполнение обещает многое.
Заглавные партии исполнят уже известные московской публике Юлия Лежнева и Макс Эмануэль Ценчич.

Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt) и «безукоризненной техники» (The Guardian), 24-летняя Юлия Лежнева — одна из немногих певиц, добившихся широкой международной известности в столь раннем возрасте. «Лежнева обладает экстраординарным потенциалом как барочная певица и исполнительница в стиле bel canto», — писал о ней обозреватель американской газеты New Yorker. Знаменитый британский критик Норман Лебрехт, описывая дарование певицы, назвал ее «взлетающей в стратосферу». Юлия Лежнева выступает в самых престижных оперных театрах и концертных залах Европы, США и Азии, включая королевский Альберт-холл и Барбикан-центр в Лондоне, Театр Елисейских Полей, залы «Плейель» и «Гаво» в Париже, амстердамский Консертгебау, венские Концертхаус и Театр Ан-дер-Вин, Берлинскую государственную оперу и дрезденскую Земпер-оперу, Театр Ля Моннэ в Брюсселе и Большой театр в Москве, а также на фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Халле (Фестиваль Генделя), Сан-Себастьяне, Кракове и многих других. Среди наиболее резонансных выступлений Юлии Лежневой прошлых сезонов — выступление молодой певицы в Королевском Альберт-холле в Лондоне на церемонии вручения музыкальных наград Великобритании в области классической музыки (Classical Brit Awards), куда она была приглашена знаменитой Кири Те Канава и где её партнерами по сцене стали Анжела Георгиу, Роландо Виллазон и Брин Терфель. Ю. Лежнева исполняла партию Трасимеда в мировой премьере оперы Вивальди «Оракул в Мессении» (Краков, Кан, венский Концертхаус), запись которой вышла на Virgin Classics. Дебютировала в театре Ля Моннэ (Брюссель) в новой постановке оперы Мейербера «Гугеноты» (режиссер Оливье Пи). За это выступление Юлия была удостоена одной из наиболее престижных международных наград — «Молодая певица года» от журнала Opernwelt (2011). Юлия постоянно сотрудничает с фестивалем «Неделя Моцарта» и Летним фестивалем в Зальцбурге, в рамках которых принимала участие в исполнении опер «Соловей» Стравинского, «Иоланта» Чайковского (в партии Иоланты — Анна Нетребко). В Зальцбурге певица участвовала в исполнении оперы «Тамерлан» Генделя (вместе с певцами Пласидо Доминго, Беюном Метой и Франко Фаджоли), Магнификата Баха, Мессы до минор и Литании Моцарта. Американский дебют артистки также был связан с музыкой Моцарта. Дебютное выступление Юлии Лежневой в США состоялось в нью-йоркском Линкольн-центре (Реквием Моцарта с оркестром Mostly Mozart под управлением Луи Лангре). Также она сотрудничала с Кливлендским оркестром п/у Франца Вельзер-Мёста (Большая месса до мажор Моцарта).
Одним из главных проектов прошедшего сезона певицы стала концертная версия оперы Генделя «Александр», в которой Юлия выступала со звездами барочной оперной сцены и была удостоена премий «Золотой диапазон года» и Choc de l’Annee (2013). Высоких оценок были удостоены и выпущенные ранее два сольных диска: арии Россини с оркестром Sinfonia Varsovia (Naïve, 2011) и альбом Alleluia с виртуозными мотетами Вивальди, Генделя, Порпоры и Моцарта в сопровождении ансамбля Il Giardino Armonico (Decca Classics, 2013). Оба диска возглавляли многие европейские чарты классической музыки и были удостоены премии Diapason d’Or в категории «Молодой артист года», а также премий Echo-Klassik, Luister 10 и «Выбор редактора» журнала Gramophone.

Звезда мировой величины, непревзойденный Макс Эмануэль Ценчич — один из наиболее знаменитых контратеноров мира. Критики прославляют не только вокальное мастерство этого певца, виртуозно использующего все возможности своего голоса, но и признают в нем выдающегося знатока музыкальных стилей и прекрасного драматического актера. «Одной арии достаточно, чтобы не осталось сомнений в величии Ценчича. В нём сосредоточено то лучшее, чего сегодня достигли исполнители музыки барокко. Он стоит во главе новой эры выдающихся контратеноров и устанавливает стандарты», — писал критик журнала L’Opera. Певец принимает участие в постановках в главных оперных театрах мира, его сольные концерты проходят в лучших залах. Каждая работа певца становится событием. Среди наиболее заметных работ певца — исполнение партии Нерона в опере «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди, за которую он был удостоен титула «Лучший молодой певец» от немецкого журнала Opernwelt (2003). Также широкий резонанс получили проекты, связанные с исполнением редко звучащих или забытых сочинений Антонио Вивальди (серенада «Освобожденная Андромеда», партия Персея) и Генделя (опера «Фарамунд», заглавная роль). В сезоне 2010–2011 сенсационный успех сопровождал постановку оперы Вивальди «Фарнак», где Макс Эмануэль исполнил заглавную роль, и мировая премьера оперы Ариберта Раймана (р. 1936) «Медея» (Венская государственная опера). В сезоне 2012/13 Макс Эмануэль Ценчич выступил инициатором постановки недавно открытой оперы Леонардо да Винчи «Артаксеркс», в исполнительский состав которой вошли только мужчины (что соответствовало премьере оперы в Риме в 1730 году, когда женщины еще не были допущены к выступлению на сцене). В сезоне 2013—2014 гг. состоялся дебют Ценчича в Опере Франкфурта (партия Валентиниано в опере «Эцио» К. В. Глюка). Он участвовал в исполнении Stabat mater Перголези и Carmina Burana Карла Орфа, а также выступал во многих городах Европы с программой из оперных арий Моцарта и Россини и с новыми сольными программами «Венеция» и «Рококо». Эти программы легли в основу последних альбомов певца, которых у него множество и практически каждый удостоен таких престижных наград, как Diapason d’Or, Echo Klassik, «Золотой Орфей» Французской академии грамзаписи и др. Прошлогодними записями певца стали сольные альбомы «Венеция» (с оркестром Il Pomo d‘oro под управлением Р. Минази, EMI/Virgin Classics) и «Рококо» (с оркестром Armonia Atenea под управлением Г. Петру, Decca). Сотрудничество связывает певца с ведущими знатоками барочного репертуара, и один из постоянных партнёров Ценчича — дирижёр Георгий Петру и возглавляемый им афинский оркестр Armonia atenea.

Armonia Atenea — новое название оркестра «Афинская Камерата». Оркестр был основан в 1991 году Обществом друзей музыки в Афинах в связи с открытием и инаугурацией афинского концертного зала Мегарон. С тех пор этот зал является резиденцией оркестра. С 2011 года оркестр, помимо зала «Мегарон», также постоянно выступает в Культурном центре Онассиса. Armonia Atenea — универсальный коллектив, репертуар которого охватывает широчайший период от раннего барокко до XXI века, концертные программы, оперные и балетные постановки. Основатель оркестра и его первый художественный руководитель — Александр Мират. Затем оркестром руководили сэр Невилл Мэрринер, Кристофер Уоррен-Грин. Ныне пост художественного руководителя занимает Георгий Петру (обладатель приза The Echo Klassik). Оркестром дирижировали такие знаменитые маэстро, как Фабио Бионди, Томас Хендельброк, Филипп Антремон, Кристофер Хогвуд, Хельмут Риллинг, Хайнрих Шифф, Стефан Ковачевич, Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин. В числе солистов, выступавших с коллективом, — Марта Аргерих, Юрий Башмет, Джошуа Белл, Леонидас Кавакос, Раду Лупу, Миша Майский. Оркестр ведет активную концертную деятельность в Афинах, Греции, выступает на самых престижных концертных площадках мира (таких, как Музикферайн в Вене, Театр Елисейских Полей и Зал Плейель в Париже, Королевская опера в Версале, амстердамский Консертгебау) и популярных фестивалях (летний фестиваль ранней музыки в Инсбруке, фестиваль в Версале, фестиваль Энеску в Бухаресте и др.). Обширная дискография Armonia Atenea включает записи на студиях Decca, Sony Classical, EMI Classics, MDG, ECM Records и т. д. Среди недавних релизов — первые записи опер «Триумф Клелии» Глюка и «Александр Великий» Генделя (MDG). В сезоне 2013/2014 оркестр выпустил пять новых альбомов: «Барочные дивы» — собрание редко звучащих арий из барочных опер в интерпретации Сони Прина, Ромины Бассо, Вивики Жено и Мари-Эллен Неси (Sony Classical); «Рококо» — сольный альбом знаменитого хорватского контратенора Макса Эмануэля Ценчича (Decca); «Арии из опер Глюка» — альбом швейцарского тенора Даниэля Беле (приношение к 300-летию композитора, отмечаемому в 2014 году) (Decca); «Контр-тенор-гала» с участием шести знаменитых исполнителей (Sony Classical); балет «Творения Прометея» Бетховена (Decca).

Нынешний художественный руководитель Armonia Atenea Георгий Петру специализируется на барочном, классическом и романтическом репертуаре, уделяя особое внимание аутентичному исполнению сочинений XVIII и XIX веков, прежде всего, опер. Он сотрудничал с лондонским оркестром Philharmonia, Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, «Солистами Лондона», Симфоническим оркестром Чешского радио, «Базельской симфониеттой»; ассистировал таким выдающимся дирижерам, как Мишель Плассон и Владимир Федосеев. Г. Петру одинаково успешно работает с камерными и с симфоническими оркестрами. Возглавляемый маэстро оркестр Armonia Atenea выступает и осуществляет записи как на исторических, так и на современных инструментах. Концерты Георгия Петру проходили в Барбикан-холле, Куин Элизабет-холле, Вигмор-холле в Лондоне, Карнеги-холле в Нью-Йорке, зале Берлинской филармонии, пражском Рудольфинум, парижском Зале Плейель, лучших залах Греции. Предстоящие выступления маэстро включают тур с «Александром» Генделя на сценах амстердамского Консертгебау, венского театра Ан дер Вин, зала Плейель, афинского Мегарон; а также новые постановки опер: «Золушка» Россини в Национальной опере Греции, «Семела» Генделя в Опере Ниццы, «Король Артур» Пёрселла в театре Ла Монне (Брюссель) с участием бельгийского Барочного оркестра (B’Rock orchestra), «Джинервы» Майра с оркестром Мюнхенского радио в Ингольштадте и «Театро Доницетти» в Бергамо. Георгий Петру будет дирижировать оркестром Armonia Atenea в концертном турне с Максом Эмануэлем Ценчичем, которое пройдёт по многим престижным сценам Европы, среди которых зал «Арсенал» в Метце, Театр Монте-Карло, театр в Экс-ан-Прованс, Тонхалле в Цюрихе, Национальная опера Бордо. Помимо выступлений с Armonia Atenea Георгий Петру встанет за пульт оркестров радио Мюнхена, Афинского государственного, Бернского симфонического оркестра. С оркестром Armonia Atenea дирижер сделал большое число записей на лейблах Decca, Sony Classical, MDG. В ближайших планах — запись музыки балета Бетховена «Творения Прометея», альбомов «Рококо» с контратенором М. Э. Ценчичем и «Арии Глюка» с тенором Д. Беле (все — на Decca).

Хавьер Сабата завоевал известность не только благодаря постоянному сотрудничеству с ведущими ансамблями старинной музыки, но и как актёр театра и кино, участник телесериалов, а дискография певца включает многочисленные записи на лейблах Winter & Winter, Harmonia Mundi Iberica и Virgin Classics / EMI.

Павел Кудинов дебютировал в Самарском театре оперы и балета и в московском театре «Геликон-опера». Зарубежная карьера певца начиналась в венской Фолксопере и в оперном театре Лейпцига, а сейчас он выступает на сценах многих театров Европы, а также является приглашенным солистом Большого театра.

Хуан Санчо выступает со многими известными дирижерами, симфоническими, камерными и барочными оркестрами Европы. О разнообразии пристрастий певца свидетельствует перечень его работ последнего сезона: участие в постановках опер «Фарнак» Вивальди и «Артаксеркс» Винчи в Королевской опере Версаля с ансамблем «Кончерто Кельн»; «Турок в Италии» Россини на фестивале в Экс-ан-Провансе под управлением Марка Минковски; «Александр» Генделя в афинском зале «Мегарон»; выступления на фестивалях Генделя в Галле и Энеску в Бухаресте; исполнение партии Евангелиста в «Страстях по Иоанну» Баха во Дворце музыки в Барселоне, участие в исполнении Мессы Баха в Liederнalle Штутгарта, в постановке оперы «Принцесса Наваррская» Рамо в Teatro de la Maestranza в Севилье под управлением Эрве Нике.

Исполнитель партии Клеона в «Александре» Генделя Василий Хорошев, несмотря на молодость (род. 1986), исполнял партии в целом ряду барочных опер: «Юлий Цезарь в Египте» Генделя (Птолемей), «Артаксеркс» Леонардо да Винчи (Мегабиз), «Представление о душе и теле» Кавальери (Удовольствие). Наряду с исполнением барочной музыки, Василий Хорошев принимает участие в постановках сочинений современных композиторов. Так, он исполнял партию богини Артемиды в опере «Федра» Ханса Вернера Хенце на сцене Немецкой оперы Рейна в Дуйсбурге, получив высокую оценку критиков журнала Opernglas, и партию тенора в кантате К. Орфа Carmina burana в постановке компании La Fura dels Baus.

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору