Добавлено 22 сентября / 18 Zhenya Lianskaya-Lininger
суббота
Москва
22 сентября 2018
ГМИИ им. А. С. Пушкина
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
God save the Queen
Светлана Сумачева (сопрано), Анна Синицына (меццо-сопрано), Петр Налич (тенор), Надежда Котнова (фортепиано)
Музыкальный сезон, посвященный Англии и Америке, в Мемориальной квартире С. Рихтера продолжит концерт «God save the Queen», в котором прозвучат сочинения Т. Морли, Т. Кэмпиона, Д. Доуленда, Г. Доницетти, Э. Элгара и Р. Шумана.
В концерте принимают участие Светлана Сумачёва (сопрано), Анна Синицына (меццо-сопрано), Пётр Налич (тенор) и Надежда Котнова (фортепиано).
Образ страны туманного Альбиона прочно ассоциируется в нашем воображении с такой незыблемой константой, как фигура английской королевы. История Англии знала множество выдающихся правительниц, начиная с королевы Матильды Английской, которая провела на троне всего несколько месяцев, с апреля по декабрь 1141-го года, и заканчивая ныне здравствующей Елизаветой II, которая вот уже 66 лет стоит во главе английской монархии. Программа концерта «God save the Queen» посвящена трем английским королевам — Марии I Тюдор (также известной как «Мария кровавая»), Елизавете I («добрая королева Бесс», чье правление считается «золотым веком» для культуры Англии) и королеве Шотландии Марии Стюарт (чья трагическая судьба и противостояние с Елизаветой I легли в основу многих произведений искусства).
Годы правления королевы Елизаветы I представлены песнями и инструментальными сочинениями для лютни таких известных английских композиторов эпохи возрождения, как Томас Морли, Томас Кэмпион (1567—1620) и Джон Доуленд. Сама Елизавета I музицировала исключительно для себя и всячески избегала обнародования своих исполнительских способностей. Однако именно эпоха ее правления стала золотой эрой для английской музыки и музыкантов. Никогда Англия не была так богата гениальными поэтами и лютнистами, как при Елизавете I. Музыкальные вечера были важной частью времяпрепровождения в обществе, как для знати, так и для простых горожан. Каждый образованный человек того времени должен был уметь петь, читать ноты, и играть на разных музыкальных инструментах. И неспособность к музицированию могла выглядеть даже постыдной в глазах общества. Так, в предисловии к своей книге «Практическая музыка» Томас Морли (1557—1602) описывал один из неприятных эпизодов своей юности во время обеда в знатном доме: «после застолья внесли музыкальные книги, которые раздали гостям. Хозяйка дома указала на партию, которую мне надлежало петь. После долгих извинений я признался, что не научен нотной грамоте. И как же стали удивляться все вокруг — гости начали шептаться, что же за воспитание я получил. Именно после этого я попросил своего старого друга Гноримусавзять меня к себе в ученики». Позднее именно Морли получит от королевы право на монополию в музыкальном издательстве — он был страстным пропагандистом итальянской музыки, и как издатель, икак музыковед, и как композитор. Томас Кэмпион (1567—1620), человек ренессансного склада — композитор, поэт, ученый, врач, теоретик музыки — настоящую известность получил благодаря своим галантным лютневым песням. Лютневая песня стала истинным украшением английского Возрождения. И, конечно, подлинным королем этого жанра был Джон Доуленд(1563—1626), автор нескольких сборников лютневых песен. Усвоив опыт французской куртуазной песни и нарождающейся итальянской монодии, Доуленд чувствовал себя весьма свободным в выборе формы. Его полные обаяния мелодии совершенно естественно сочетались с поэтическими текстами, слово и музыка достигали полного художественного равновесия, взаимно обогащая друг друга и образуя гармоничное целое. Королеве Марии IТюдор посвящена песня «QueenMary'sSong» английского композитора Эдуарда Элгара (1857−1934), автора знаменитых «Энигма-вариаций». Элгар, родившийся в конце правления королевы Виктории, занимал почетную должность «мастера королевской музыки» (пост композитора, в число обязанностей которого входит сочинение музыки для особо торжественных случаев при дворе). Песня Элгара о королеве Марии входит в вокальный цикл «SevenLieder» (1907) на стихи английских поэтов и написана на стихотворение Альфреда Теннисона — фрагмент его поэтической драмы, посвященной Марии I. Мелодия песни о несчастной женской доле стареющей королевы мерцает между минорным и мажорным ладами, а инструментальное сопровождение выдает экспрессию, не высказанную словами. Трагической судьбе и казни Королевы Марии Стюарт посвящена одноименная опера Гаэтано Доницетти (1797−1848), созданная по мотивам драмы Фридриха Шиллера. Написанная в 1834 году для неаполитанского театра «Сан-Карло», эта опера была запрещена непосредственно перед премьерой. Как гласит «легенда», причиной запрета послужил инцидент на генеральной репетиции — присутствующая там Мария Кристина, вдовствующая жена короля Фердинанда VII и дальняя родственница шотландской королевы, упала в обморок, потрясенная сценой исповеди Марии Стюарт в последнем акте оперы. Композитору пришлось внести ряд изменений в либретто. Лишь годы спустя опера вернулась на театральную сцену в своем первоначальном виде. В программу концерта войдут выходные каватины Марии Стюарт и Елизаветы I, а также сцена неудавшегося примирения двух королев из второго акта. И, наконец, еще одно музыкальное приношении Марии Стюарт — вокальный цикл Роберта Шумана (18100—1856) на стихи шотландской королевы «Gedichte der Konigin Marie Stuart» op.135 (1852). Мария Стюарт писала стихи на протяжении всей жизни. Ее дарование впервые раскрылось в пору пребывания юной принцессы во Франции, где Мария воспитывалась при утонченном и великолепном дворе короля Генриха II. Литературной основой вокального цикла послужил ряд стихотворений из сборника староанглийской поэзии в немецких переводах Г. Ф. Финке. Шуман расположил стихотворения в той последовательности, которая соответствовала биографической канве жизни Марии Стюарт: «Abschied von Frankreich» («Прощание с Францией»), «Nach der Geburt ihres Sohnes» («После рождения сына»), «An die Königin Elisabeth» («К королеве Елизавете»), «Abschied von der Welt» («Прощание с миром»), «Gebet» («Молитва»). Между первым и последним событиями проходит долгих 25 лет, и в воображении слушателя проносится вся жизнь героини, а также изменения ее внутреннегомира — не только королевы, но и поэтессы, творческой личности. Светлана Сумачёва (сопрано) — закончила Государственное музыкальное училище имени Гнесиных по классу скрипки, а затем поступила в Ленинградскую государственную консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на вокальный факультет (класс проф., народной артистки РСФСР Т. Н. Лавровой и проф. К.В. Изотовой), а затем в аспирантуру. Вернувшись в Москву, Светлана стала стажером, а потом и солисткой Московского академического театра им. К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На сцене театра Светлана исполнила партии Розины и Берты в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Людмилы в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Мюзетты в «Богеме» Дж. Пуччини, Луизы и Лауретты в «Обручени в монастыре» С. Прокофьева, Поварихи в «Сказке о Царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, Джанетты в «Любовном напитке» Г. Доницетти и др. Светлана выступала с известным барочным оркестром «Le Petite Band» под управлением Сигизвальда Кейкина. С начала 2000 года она плодотворно сотрудничает с ансамблем «Telemann Consort Moscow» под управлением Валерия Прошутинского. Репертуар Светланы охватывает огромный временной диапазон от раннего Барокко до музыки современных композиторов. Светлана Сумачёва принимает участие в различных фестивалях старинной и современной музыки, дает концерты в России и за рубежом: в Италии, Франции, Норвегии, Бельгии, Эстонии. Хорватии, Азербайджане. Светлана Сумачёва — лауреат Международного конкурса им. Шумана в Цвиккау (II премия). Анна Синицына (меццо-сопрано) — в 2008 году поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных на факультет академического вокала, а в 2014 окончила магистратуру (класс доцента Н.А.Дмитриевой). С 2008по 2014 год Анна — солистка Оперной студии при РАМ им. Гнесиных. В 2006 году Анна Синицына была награждена именной стипендией губернатора Московской области за выдающиеся успехи в области искусства. С 2013 года — ведущая солистка Московского театра «Новая Опера им. Е.В. Колобова».В 2017 году Анна исполнила партию Флоры («Травиата» Дж. Верди) на Международном фестивале Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго (Италия), дирижер Ян Латам-Кёниг; в 2018 году — партию Александрин в мировой премьере оперы К. Боярского «Пушкин. Поэт и царь» в Grange Park Opera (Англия). Пётр Налич (тенор) — родился в Москве в семье архитекторов. В 2004 году окончил Московский архитектурный институт, а в 2007 году начал заниматься академическим вокалом у педагога Ирины Мухиной. До 2009 года учился в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу академического вокала (педагог Игорь Воронов). В 2015 окончил РАМ имени Гнесиных по классу академического вокала (класс В. Левко). В настоящее время — солист студенческого театра-студии (партии Ленского из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, Рудольфа из «Богемы"Дж. Пуччини, Альфреда из «Травиаты"Дж. Верди, Тамино из «Волшебной флейты» В.А. Моцарта). В сезоне 2017−2018 года с партией Германа принимал участие в опере-променад «Пиковая Дама» П. И. Чайковского (опера-триллер в особняке на Яузской). Пётр — автор и исполнитель песен, основатель группы"Музыкальный коллектив Петра Налича» (МКПН). 7 марта 2010 года «Музыкальный коллектив Петра Налича» с песней «Lost and Forgotten» был выбран в качестве участника от России на конкурс «Евровидение». Выступление на конкурсе в Осло принесло группе 11-е место. Ася Гречищева (лютня) — закончила в 1988 году училище при Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского по классу гитары (педагог Н.Н. Дмитриева). Обладатель специальной премии (в составе гитарного дуэта) на 1-м Всероссийском конкурсе им. А.М. Иванова-Крамского. В 1993 году поступила в Академию им. Маймонида (класс профессора А.К. Фраучи). В этот период увлеклась старинной музыкой, игрой на лютне и теорбе, брала уроки у А. Суетина, Х. Смита, Н. Норта. Дипломную программу играла уже на теорбе и лютне. Сотрудничала с такими певцами, как Ольга Гречко, Филипп Ярусский, Алиса Гицба, Яна Иванилова, Марк Мойон, ансамблями «Мадригал», «Telemann-Consort», «AltaCapella», «Pocket Simphony», «Солисты Москвы», Bach-Concort, «La Stravaganza», «La Spiritata», «Questa musica» и другими. Участвовала в постановках барочных опер, ораторий, балетов. Надежда Котнова (фортепиано) — в 2000 году поступила в Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, где обучалась в классах проф. А. С. Струкова, проф. О. Ч. Мусорина и Ю .Н. Юшиной. Окончив в 2000 году с отличием РАМ им. Гнесиных, Надежда поступила в концертмейстерскую аспирантуру в класс профессора Т. В. Кандинской, которую закончила в 2012 году. С 2008 года — концертмейстер на кафедре оперно-симфонического дирижирования в Московской Государственной консерваторииим. П. И. Чайковского (класс М. В. Рядчиковой), с 2010 года работает в должности концертмейстера и солиста оркестра в оперной студии РАМ им. Гнесиных, с 2015 года -старший преподаватель ВГИКа. Надежда — лауреат (I премия) Международного конкурса камерных ансамблей им. М. В. Юдиной (Москва, МГК им. П. И. Чайковского, 2009), обладатель гран-при Международного конкурса-фестиваля камерных ансамблей «Краснодарская камерата». В настоящее время ведет активную концертную деятельность в качестве солиста, ансамблиста и аккомпаниатора.
Начало концерта в 18:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj