Добавлено 15 марта / 20 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

15 марта 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Иоганн Себастьян Бах: «Органная месса»

Иоганн Себастьян Бах: «Органная месса»

Григорий Варшавский – орган

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)

Clavier Übung III: «Органная месса»

Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1

Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit, BWV 669
Christe, aller Welt Trost, BWV 670
Kyrie, Gott Heiliger Geist, BWV 671

Allein Gott in der Höh' sei Ehr, BWV 675
Allein Gott in der Höh' sei Ehr, BWV 676
Fughetta super: Allein Gott in der Höh' sei Ehr, BWV 677

Dies sind die heil’gen zehn Gebot', BWV 678
Wir glauben all an einen Gott, BWV 680
Vater unser im Himmelreich, BWV 682
Christ, unser Herr, zum Jordan kam, BWV 684
Aus tiefer Not schrei ich zu dir, BWV 686
Jesus Christus unser Heiland, BWV 688

Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552/2

Исполнитель:
Григорий Варшавский — орган

——————————————————

Третья часть «Клавирных упражнений» («Clavier-Übung III») Иоганна Себастьяна Баха, также именуемая «Органной мессой», по праву является самым значительным сборником органных пьес композитора. Пьесы из третьей части «Клавирных упражнений» представляют собой «высший опыт игры на клавире» и демонстрируют мастерство и изобретательность позднего стиля великого композитора. Все четыре тома «Клавирных упражнений» были подготовлены к изданию самим автором и опубликованы прижизненно под его непосредственным руководством и контролем, что ставит их на особое место в творческом наследии Баха. Такой счастливой участи удостоились также «Музыкальное приношение», «Канонические преобразования на рождественский гимн Vom Himmel Hoch da komm ich her», 6 хоральных обработок для органа (известные как «Шюблеровские хоралы») и, в некоторой степени, «Искусство фуги»; остальное же клавирное и органное наследие композитора дошло до нас преимущественно в рукописном виде.

Сегодня в исполнительской практике третью часть «Клавирных упражнений» часто именуют «Органной мессой», однако такое название не соответствует исторически сложившейся лютеранской традиции. Образцами для создания Бахом такого цикла послужили сборники пьес таких французских композиторов как Н.-А. Лебега, А. Резона — и, в частности, «Органная книга» Николя де Гриньи, которую Бах в своё время собственноручно переписал. В своих хоральных обработках из «Клавирных упражнений» Баху также удалось соединить и претворить богатый опыт его немецких предшественников, блестяще владевших техникой создания хоральной обработки.
На титульном листе третьей части «Клавирных упражнений» 1739 года издания значится следующее: «Третья часть Клавирной школы, состоящая из различных Прелюдий для органа на песни катехизиса и прочие песнопения, ради увеселения души любителям оных и в особенности знатокам подобного труда подготовил Иоганн Себастьян Бах, …» (пер. М. Сапонова из «Предисловия» к 4-му тому русскоязычного издания Полного собрания произведений для органа И.С. Баха). Стоит отметить, что в приведенном тексте не упоминается ни о Прелюдии и фуге ми-бемоль мажор, ни о четырех Дуэтах, которые можно наблюдать в сборнике, поскольку решение о включении этих композиций в сборник было принято Бахом уже в момент осуществления его издания.

Основу сборника составляют хоральные обработки на песнопения лютеровского Катехизиса. Обработки объединены в две группы, соответствующие частям богослужебной мессы, а именно: Missa (Kyrie — Kyrie II — Gloria, 9 пьес) и Credo (6 пьес). Такова была первоначальная идея сборника, однако уже в процессе подготовки сборника к изданию, композитор начал менять его концепцию. Для начала он решил дополнить раздел, соответствующий Credo, и дописал на хорал каждой включенной в него обработки ещё по одной композиции, но уже меньшего масштаба (мануальные), после чего общее количество пьес выросло до 21. Затем Бах решил предварить цикл Прелюдией ми-бемоль мажор и завершить его сложной фугой на три темы, и уже на самом позднем этапе реализации издания сборника композитор добавил Четыре дуэта перед фугой. Таким образом, окончательный вариант третьей части «Клавирных упражнений» становится сложно назвать Органной мессой, поскольку пьесы, добавленные на поздних этапах издания сборника, не имеют отношения к первоначальной идее создания такого рода цикла.

Наличие разных вариантов органных композиций на один и тот же хорал позволяют исполнителю выбрать те или иные обработки, тем самым исполнив на своё усмотрение «малую» версию Органной мессы, корпус которой в разделе Credo составят мануальные хоральные обработки, или же «большую» Органную мессу, включающую в себя более сложные стилистически и технически первоначальные версии обработок. На концерте 15 марта 2020 г. главный органист Евангелическо-лютеранской церкви св. Екатерины Григорий Варшавский представит «большую» версию «Органной мессы», обрамлением которой послужат Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор.

——————————————————
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору