Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)Органные хоралы из Собрания Ноймайстера(«Йельский манускрипт»)
Первый концерт циклаDer Tag, der ist so freudenreich, BWV 719
Wir Christenleut, BWV 1090
Das alte Jahr vergangen ist, BWV 1091
Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf, BWV 1092
Herzliebster Jesu, was hast du verbrochen, BWV 1093
O Jesu, wie ist dein Gestalt, BWV 1094
O Lamm Gottes unschuldig, BWV 1095
Christe, der du bist Tag und Licht, BWV 1096
Ehre sei dir, Christe, der du leidest Not, BWV 1097,
Wir glauben all an einen Gott, BWV 1098
Aus tiefer Not schrei ich zu dir, BWV 1099
Allein zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 1100
Ach Gott, von Himmel sieh' darein, BWV 741
Ach Herr, mich armen Sünder, BWV 742
Durch Adams Fall ist ganz verderbt, BWV 1101
Du Friedefürst, Herr Jesu Christ, BWV 1102
Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort, BWV 1103
Wenn dich Unglück tut greifen an, BWV 1104
Jesu, meine Freude, BWV 1105
Исполнитель:
Григорий Варшавский — орган
-------
В современном мире основой успеха является способность грамотно «продать» свой товар или услугу. Видимо поэтому от организаций, проводящих концерты, для реализации рекламы мероприятия через общедоступные платформы продаж и всевозможные кассы, требуется придумывать название к каждому концерту — «Вселенная Баха», например.
Конечно, название это достаточно популярное, часто употребляемое и, наверное, ничего не означающее, однако творчество Иоганна Себастьяна Баха действительно можно соотнести с Вселенной, хотя бы уже потому, что творческое наследие Баха не имеет четких границ: со временем, подобно Вселенной, оно то расширяется, то сужается. Некоторые произведения, которые раньше не приписывались Иоганну Себастьяну Баху, вдруг оказываются сегодня в списке его подлинных сочинений и, наоборот, композиции, которые мы привыкли считать исконно баховскими, оказываются принадлежащими совсем другим авторам. Такая неопределённость в отношении авторства применима и к хоральным обработкам, найденным в сборнике Иоганна Готфрида Ноймайстера — второго органиста церкви провинциального города Фридберга, жившего в первой половине XVIII — начале XIX вв.
Данный сборник был найден в 1984 году в коллекции Мэсона Лоуэля в библиотеке Йельского университета, где до сих пор и хранится. Всего в найденной рукописи 77 хоралов, 38 из которых считаются принадлежащими перу Иоганна Себастьяна Баха (при этом ранее известными были всего 5 из них). Необходимо отметить, что большая часть этих сочинений были созданы возможно ещё 10-ти или 11-тилетним Бахом и являются плодом его занятий композицией с братом Иоганном Кристофом Бахом. Многие хоралы из этого сборника, которые в оригинале подписаны авторством совершенно другого Баха — Иоганна Михаэля, который приходился И. С. Баху одновременно и старшим дальним родственником, и тестем — были опубликованы некоторыми издательствами как авторские сочинения Иоганна Себастьяна. Так, например, хоральная обработка In dulci Jubilo, BWV 751, была опубликована издательством Петерс в девятом томе собрания органных сочинений И. С. Баха как баховский хорал, хотя в рукописи стоит подпись J.M. Bach (Иоганн Михаэль Бах).
Собственно, авторство Иоганна Михаэля и Иоганна Себастьяна Бахов стоит над большей частью композиций сборника и лишь некоторые пьесы подписаны именами Иоганна Кристиана Баха, Фридриха Вильгельма Цахова, по одной композиции Даниеля Эриха (ученик Дитриха Букстехуде) и Иоганна Пахельбеля (в рукописи обозначен как Bachelbel). Авторство 6-ти анонимных композиций сборника также приписывают И. Пахельбелю. Ещё две хоральные обработки И. С. Баха — а именно Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 и Herr Christ der einige Gottes Sohn, BWB 601 — были добавлены И. Г. Ноймайстером уже постфактум, после переписи сборника, наряду с четырьмя хоралами его учителя, композитора Георга Андреаса Зорге. Несмотря на то, кто является подлинным автором той или иной композиции, у всего сборника хоральных обработок есть некое стилистическое единство. В настоящем концерте будет исполнена лишь часть хоральных обработок, обнаруженных в сборнике Ноймейстера, поскольку количество произведений потребовало от исполнителя «разбить» программу на цикл из двух концертов.
В 2010 году в церкви св. Екатерины был начат цикл концертов, посвящённых органному творчеству И. С. Баха. При этом ставилась задача исполнить все сочинения: как доподлинно баховские, так и спорного авторства, в том числе те, которые считались баховскими ранее. Новые произведения Баха открываются до сих пор — некоторые из них были найдены в XX веке, и даже уже в XXI веке — и подобные сочинения также должны быть включены в цикл этих органных концертов, который пока, к сожалению, так и остался незавершенным.
-------
Григорий Варшавский (Санкт-Петербург) родился в 1956 году. Окончил Ленинградскую консерваторию (в 1982) как пианист (класс профессора Л.Е. Гаккеля), органист (класс профессора Н.И. Оксентян) и музыковед (класс доцента В.П. Широковой). Продолжил обучение в аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством профессора О. П. Коловского (окончил в 1987). Концертирует с 1981 года, выступает с сольными органными концертами в Санкт-Петербурге, городах России, странах СНГ и Балтии, в Германии, Швейцарии, Финляндии.
Преподаёт специальный орган на Кафедре органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского Государственного университета. Главный органист лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове в Петербурге (с 1990), где регулярно организует общедоступные концерты духовной музыки. Уделяет особое внимание музыке европейского Барокко. Также выступает в составе различных ансамблей старинной музыки. Имеет многочисленные записи на компакт-дисках.
Григорий Варшавский исключительно много делает для популяризации органа среди любителей этого инструмента в Санкт-Петербурге. Более четверти века ведёт студии и преподаёт игру на органе для желающих учиться играть на инструменте вне системы высшего профессионального образования, читает лекции. В настоящее время совмещает преподавание в университете с работой в музыкальной школе (для взрослых) им. Н.А. Римского-Корсакова. Сложившийся за много лет вокруг музыканта широкий круг людей, интересующихся органом, сделал его фигуру наиболее заметной и известной как в профессиональном сообществе, так и самых широких сферах любителей органа и органной музыки в Санкт-Петербурге.
-------
Стоимость билета — 500 рублейСтоимость льготного билета — 400 рублейБилеты можно приобрести на входе или онлайн:
orgelvesper.ticketscloud.org