Добавлено 15 декабря / 19 orgelvesper
воскресенье
Санкт-Петербург
15 декабря 2019
Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины
Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2
Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет
Андрей Коломийцев (клавесин, орган)
Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Хоральные прелюдии:
Vater unser im Himmelreich, BWV 737
O Lamm Gottes, unschuldig
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Ricercar a 3 из цикла «Музыкальное приношение», BWV 1079
Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767
Хоральные прелюдии:
Jesus, meine Zuversicht, BWV 728
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 731
Прелюдия до минор, BWV 999
Пассакалия до минор, BWV 582
Исполнитель:
Андрей Коломийцев — орган
-------------
«Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет»
Творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха — безусловно одна из величайших сокровищниц музыкального мира. В программу настоящего концерта вошли произведения различных периодов творчества композитора: от ранних сочинений до написанных в последние годы его жизни. Внушительную часть органных произведений Баха составляют хоральные обработки: как правило это небольшие пьесы, за основу которых взят лютеранский хорал. Зачастую пьесы на один и тот же хорал объединяются автором в хоральную партиту.
Для слушателей времени Баха, знавших все мелодии хоралов наизусть, эти мелодии являлись по существу знаками, отражающими содержание хорала. Встречаясь в музыкальном тексте с другими подобными знаками, они выстраивались в ассоциативные ряды, в результате чего обогащались и превращались в символы. Возникало сразу несколько ассоциаций: с содержанием хорала, с конкретным эпизодом библейской истории, с ритуальным действом, которому предназначался этот хорал.
В наши дни восприятие лютеранского хорала как элемента мироощущения значительно менее распространено. Зачастую содержание хоралов в той или иной мере полно отражено в их названии:
• «Vater unser im Himmelreich» (нем. Отче наш на небесах)
• «O Lamm gottes unschuldig» (нем. Невинный Агнец Божий)
• «Jesus meine Zuversicht» (нем. Ты, Господь, мне жизни свет)
• «Liebster Jesu wir sind hier» (нем. Иисусе, мы с тобой)
• «O Gott du frommer Gott» (нем. О Боже, Боже правый).
Хоральные обработки, вошедшие в программу настоящего концерта, относятся в основном к раннему периоду творчества Баха.
Оставляя свои ранние произведения такими, какими они возникли, в более зрелом возрасте Бах неустанно работал над своими сочинениями до тех пор, пока они не приобретали своей окончательной формы. Например, прелюдия и фуга ля минор (BWV 543) претерпела несколько редакций, прежде чем автору удалось наиболее точно воплотить свои идеи. Интересно, что фантазия и фуга до минор (BWV 537) — произведение, не подвластное словесному описанию — лишь чудом дошло до наших дней. После смерти автора рукопись едва ли не попала в руки лавочника, который хотел использовать ее как макулатуру. К счастью, придворный органист Рейхардт из Альтенбурга успел спасти это сочинение.
Самое позднее произведение Баха, вошедшее в программу концерта — Ричеркар из сборника «Музыкальное приношение». Основой всего сборника выступает тема, данная Баху для импровизации королем Фридрихом II во время их встречи в Постдаме в 1747 году. Вернувшись после встречи в Лейпциг, Бах разработал эту тему на три и шесть голосов, создал на нее несколько канонов, сонату, фугу. Издание, озаглавленное как «Музыкальное приношение», Бах посвятил королю.
Поразительно узнавать, что некоторые из величайших сочинений Бах написал в возрасте около 25 лет. Таким сочинением стала, например, Пассакалия до минор (BWV 582). Это масштабное произведение, вдохновленное работами Дитриха Букстехуде, Бах построил в форме 21 вариации на тему, заимствованную из сочинения французского композитора Андре Резона (1640−1719). Бах продлил эту тему с глубоким регистровым опусканием линии, символизирующим смерть, и с введением в мелодию острого интервала, символизирующего страдание. 21-я вариация в этом сочинении — двойная фуга на основную тему, заимствованную у Резона и тему, состоящую из «мотивов страдания» (уменьшенных кварт), дописанную Бахом. Распространено толкование музыкального текста Пассакалии как органного пассиона, завершающегося изображением вознесения Христа и явлением Христа ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле… Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
Автор текста: Надежда Зубова
-------------
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org
Начало концерта в 16:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj