Добавлено 27 марта / 20 orgelvesper
пятница
Санкт-Петербург
27 марта 2020
Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины
Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2
«Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет»
Григорий Варшавский – орган
КОНЦЕРТ СОСТОИТСЯ!!!
VII Международный фестиваль органной музыки
«В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОЙ НЕДЕЛИ»
Открытие фестиваля
Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 533
Хоральная партита Ach, was soll ich Sünder machen, BWV 770
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
Шесть хоральных прелюдий из Собрания Ноймайстера:
Herzliebster Jesu, was hast du verbrochen, BWV 1093
O Jesu, wie ist dein Gestalt, BWV 1094
O Lamm Gottes, unschuldig, BWV 1095
Christe, der du bist Tag und Licht, BWV 1096
Ehre sei dir, Christe, der du leidest Not, BWV 1097
Ach Herr, mich armen Sünder, BWV 742
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
-----------
Концерт «Иоганн Себастьян Бах: с юности до поздних лет», открывающий фестиваль «В преддверии Великой Недели» — это своего рода музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. В программу вошли произведения разных периодов творчества мастера.
В начале концерта прозвучит Прелюдия и фуга ми минор (BWV 533), созданная Бахом в 1704 году в возрасте 19 лет. Английский музыкант Винсент Новелло, впервые издавший это сочинение в 1833 году, отзывался о прелюдии как о «чрезвычайно редком образце экстраординарного музыкального гения Себастьяна Баха», о фуге Новелло писал, что «в отношении оригинальности темы, мастерского с ней обращения, утонченного вкуса и патетической выразительности, эта потрясающая фуга пожалуй так и не превзойдена даже самим Себастьяном Бахом»
(Новелло, 1833, перев. Н.З.)
Хоральная партита «Ach, was soll ich Sünder machen» (нем. «Ах, что мне, грешнику, поделать», BWV 770) — также написанная в 1704 году — по форме представляет собой сюиту из вариаций на одноименный хорал. Текст хорала — молитва человека, осознающего себя как грешника, преступающего волю Всевышнего, но верящего, что Бог все равно его любит. Каждая строфа хорала завершается словами «meinen Jesum laß ich nicht» (нем. «моего Иисуса я не оставлю»).
Продолжающая программу Фантазия и фуга ля минор (BWV 561) — произведение, дошедшее до нас лишь в копиях, оно приписывается И. С. Баху, однако Питер Уильямс в книге «Органная музыка Иоганнат Себастьяна Баха» пишет, что существуют различные мнения относительно этого сочинения. С одной стороны, возможно, это одно из ранних сочинений, написанное для педального клавесина, с другой — «кем бы ни был композитор, он знал Прелюдию и фугу ля минор BWV 543; возможно это был Киттель [один из последних учеников Баха]» (перев. Н.З.). Некоторые музыковеды приписывают это сочинение Вильгельму Фридеману Баху (одному из талантливейших сыновей И.С. Баха), однако Вильямс отмечает, что причины тому неясны.
Смысловой центр концерта составляют шесть хоральных прелюдий страстного цикла: прелюдий на исполняющиеся во время Великого поста хоралы, тексты которых освещают различные аспекты страстных событий. Приведем переводы названий этих хоралов на русский язык:
— Herzliebster Jesu, was hast du verbrochen (нем. «Возлюбленный Иисусе, какое преступление ты совершил», BWV 1093)
— O Jesu, wie ist dein Gestalt (нем. «О Иисус, каков твой облик», BWV 1094)
— O Lamm Gottes, unschuldig (нем. «Невинный Агнец Божий», BWV 1095)
— Christe, der du bist Tag und Licht (нем. «Христе, ты день и свет», BWV 1096)
— Ehre sei dir, Christe, der du leidest Not (нем. «Слава тебе, Христе, принимающий страдания», BWV 1097)
— Ach Herr, mich armen Sünder (нем. «Ах, Господи, меня, бедного грешника, не накажи во гневе Твоём», BWV 742)
Эти прелюдии — вошедшие в широко известное Собрание Ноймайстера — созданы Бахом во время обучения в ордфурдском лицее в 1695−96 годах.
В завершение концерта прозвучит Прелюдия и фуга си минор (BWV 544), сочиненная Бахом в Лейпциге в 1729 году. Альберт Швейцер пишет об этом сочинении: «Из лейпцигских произведений, может быть, непосредственнее всего на нас воздействуют цветущие арабески си-минорной прелюдии». Несмотря на то, что строение этого сочинения «предельно просто», Швейцер относит его «к произведениям, которые доставляют органистам наибольшие страдания». Интересно отметить, что в эпоху барокко каждая тональность имела свой особый облик, си минор в этот период относили к тональностям странным и меланхоличным. Бах, как правило, использовал си минор в величественных и скорбных случаях (например, в арии «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею»). С этой точки зрения Прелюдия и фуга си минор как нельзя лучше предвосхищает «Великую неделю», готовя нас к восприятию событий Страстной пятницы, в которых объединение трагичности и величественности нашло свое наиболее
яркое эмоциональное воплощение.
Автор текста: Надежда Зубова
------------
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org
Начало концерта в 19:30
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj