Добавлено 11 февраля / 18 Zhenya Lianskaya-Lininger

воскресенье


Москва

11 февраля 2018


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Из английской и  русской поэзии

Из английской и русской поэзии

Екатерина Сычёва (сопрано), Николай Гладских (контртенор), Игорь Степанич (фортепиано)

11 февраля в рамках цикла «Годы странствий Святослава Рихтера: Англия — Америка» состоится концерт «Из английской и русской поэзии». В программу концерта войдут вокальные циклы Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Екатерина Сычёва (сопрано), Николай Гладских (контратенор), Игорь Степанич (фортепиано).

Вокальный цикл Дмитрия Шостаковича (1906−1975) на стихи английских поэтов (У. Ралея, Р. Бёрнса и У. Шекспира) и вокальный цикл Бенджамина Бриттена (1913−1976) на стихи А. С. Пушкина образуют своеобразную поэтически-музыкальную «рифму» в творчестве двух гениальных композиторов. Подобные переклички были не случайны для них, поскольку они оба очень высоко ценили друг друга — Бриттен посвятил Шостаковичу оперу «Блудный сын», созданную под впечатлением от картины Рембрандта в Эрмитаже (1968), а Шостакович — Бриттену Четырнадцатую симфонию (1969). Впервые композиторы встретились в сентябре 1960 года, когда Дмитрий Шостакович приехал в Лондон, чтобы послушать свой Виолончельный концерт в исполнении Мстислава Ростроповича. Позднее Бриттен и Пирс несколько раз приезжали в Россию, дружба двух композиторов расцвела летом 1965 года, когда Бриттен и Пирс побывали в Доме творчества «Дилижан», в Армении, где отдыхали их русские друзья. Бриттен и Шостакович быстро почувствовали дружеское расположение и до конца жизни сохранили искреннее восхищение творчеством друг друга.

Объединяет обоих композиторов и любовь к жанру вокального цикла (возможно, «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти» была создана Шостаковичем под впечатлением от песен Бриттена на стихи Микеланджело). После эвакуации из блокадного Ленинграда в Куйбышев 6 декабря 1942 года Дмитрий Дмитриевич пишет письмо своему ближайшему другу, И. И. Соллертинскому: «Скоро я вышлю Тебе и Свиридову по экземпляру моих новых романсов, из коих один посвящен Тебе, другой Свиридову. Другие также посвящены моим друзьям, а именно Л. Т. Атовмьяну, Н. В. Шостакович [жене и другу композитора — Прим. ред.], И. Д. Гликману и В. Я. Шебалину. Итого шесть. Тебе посвятил сонет Шекспира 66 в переводе Пастернака. Ну вот, дорогой друг, пока все…».

Вокальный цикл на стихи английских поэтов (ор. 62) создавался в несколько этапов. В мае 1942 года Шостакович обратился к книге переводов Бориса Пастернака и выбрал стихотворение Уильяма Ралея «Сыну», на текст которого был написан романс — сразу и начисто. Осенью композитор сочинил еще три песни на стихи Роберта Бёрнса, а затем дополнил их двумя другими сочинениями: сонетом Шекспира и забавной детской песенкой «Королевский поход» — вероятно, одной из самых коротких «батальных сцен» в истории искусства. Для Шостаковича был характерным выбор контрастирующих смыслов, выбранных для сюжетов частей в цикле — мрачное предвидение смерти («Сыну» Ралея) соседствуют в нем с очаровательной наивностью («Дженни» Бёрнса), а величие человеческого страдания («Сонет № 66″ Шекспира) — с афористической сатирой на гóре-воителя („Королевский поход“). Кульминацией цикла стал, безусловно, шекспировский сонет, посвященный композитором дорогому другу — красноречивое послание, зашифрованное и „спрятанное“ внутрь всего сочинения: „Измучась всем, я умереть хочу!“

Обращение Шостаковича к английской поэзии в годы войны было продиктовано стремлением вступить в диалог с мировой культурой в период глобальной катастрофы. Подобная идея объединения, вероятно, была важна и для Бриттена, который писал о своем Военном реквиеме: „…Меня очень радовало, что в первой записи реквиема приняли участие выдающиеся артисты из разных стран: Галина Вишневская, Питер Пирс, Фишер Дискау. Разве такое содружество не сближает нас?“

В период с 1963 по 1971 год Бриттен пять раз приезжал в Москву и Ленинград, Ереван и Дилижан, а его русские друзья — Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Святослав Рихтер, Нина Дорлиак и Дмитрий Шостакович — не раз бывали в гостях у композитора в его знаменитом „красном“ доме в Олдборо. В 1965 году, после посещения Армении, композитор создал вокальный цикл „Эхо поэта“ на слова А. С. Пушкина. Питер Пирс в своей книге „Путевые заметки“ вспоминает: „Все в восторге, что Бен пишет что-то на стихи Пушкина! Перед отлетом из Лондона в аэропорту он купил Пушкина с дословным переводом. <…> Прекрасные стихи, многие из которых могут стать текстами романсов, и Бен загорелся идеей переложить их на музыку для Гали“. Законченное произведение из шести песен Бриттен посвятил Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, ставшими его первыми исполнителями. Питер Пирс вспоминал, что в Пушкинском доме в Михайловском они исполняли это сочинение при свечах и, когда замолкли последние слова заключительного романса (в аккомпанементе которого слышится имитация боя часов), старинные часы, сохранившиеся в музее с пушкинских времен, внезапно начали в том же темпе отбивать полночь. Все в зале смолкли, завороженные. И вот тогда-то Бриттену пришло в голову название для его цикла — „Эхо поэта“.

Завершит программу концерта вокальный цикл Б. Бриттена „A charm of Lullabies“ („Обаяние колыбельных“!, 1947) на стихи У. Блейка, Р. Бёрнса, Р. Грина, Т. Рандольфа и Дж. Филлипа. Светлый мир английской, шотландской, ирландской поэзии предопределил стилистическую манеру этого сочинения: незатейливые напевы, поэтичные и подчас совсем простые, тонкие переливы гармонических красок способствуют созданию атмосферы особой чистоты и идилличности.

Екатерина Сычёва (сопрано) окончила   Российскую Академию театрального искусства (мастерская Романа Виктюка) и Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 2007—2009 годах работала в Польском театре в Москве под руководством Е. Лавренчука и Международном театральном центре при Театре Романа Виктюка. С 2008 года — актриса Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац (ведущие роли в спектаклях: Э. Кавальери — „Игра о душе и теле“, В. А. Моцарт — опера „Волшебная флейта“, В. Кобекин — опера „Принцесса и Свинопас“, E. Подгайц — опера „Принц и нищий“, Г. Портнов — „Королевский бутерброд“). Также сотрудничала с театром „Лотос“ (главные роли в мюзиклах: „Ночь перед Рождеством“ и „Настоящее чудо“). С 2016 года является актрисой „Театриума на Серпуховке“ и театральной компании „Крис Арт“. Екатерина — финалистка конкурс "Tamaso Traetta» (Италия, Бари, 2007), лауреат международного конкурса "Вятские узоры" (2010).

Николай Гладских (контртенор) родился в 1979 году в городе Новошахтинск Ростовской области. Учился в Государственной классической академии им. Маймонида у Евг. Журавкина (2000−2003), затем окончил Российскую академию театрального искусства — ГИТИС (факультет музыкального театра, мастерская Романа Виктюка, 2003−2008). С 2009 года по 2013 год Николай обучался классическому и барочному вокалу у Герды фан Зелм, Майкла Чанса и Риты Дамс в Королевской консерватории в Гааге, Нидерланды. Среди наград певца — Первая премия на XII Открытом Всероссийском конкурсе вокалистов «Bella voce» (Россия, 2004) и Третья премия на Международном вокальном конкурсе «Томмазо Траэтта» (Италия, 2007). В 2017 музыкальный клип Николая на арию «Crude Furie» из оперы Генделя «Ксеркс» стал победителем на фестивале короткометражных фильмов в Каннах, а сам певец стал обладателем премии «Лучший актёр». В репертуаре Николая Гладских произведения Баха, Вивальди, Генделя, Глюка, Перголези, Хассе, Бонончини, Скарлатти, Кальдары, Дюранте, Каччини, Страделлы, Фальконьери, Пёрселла, Моцарта, Штрауса, Пуленка, Римского-Корсакова, Оффенбаха, Берстайна и других композиторов.

Игорь Степанич (фортепиано) родился в Москве в 1992. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в 2017 году. Лауреат международного конкурса в Корато (Италия, 2015), дипломант Московского открытого музыкального конкурса-фестиваля Романтической музыки (2012). Выступает сольно и с камерно-вокальными программами в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде.

Начало в 18:00.

Цена билета — 500 рублей.

Справки по телефонам: (495) 695−83−46, (495) 697−47−05, (495) 697−72−05.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Большая Бронная 2/6, кв. 58, 16 этаж

Начало концерта в 18:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору