Добавлено 18 ноября / 24 stv
четверг
Димитровград
12 декабря 2024
Ульяновская филармония
НКЦ им. Славского
Ко дню рождения Бетховена
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский»
Главный дирижёр — Эдуард Дядюра
12 декабря в преддверии дня рождения Людвига ван Бетховена Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижера Эдуарда Дядюры исполнит одно из самых романтических произведений немецкого композитора — Симфонию № 6 «Пасторальная». Программу дополнят Увертюры великого мастера, занимающие достойное место на концертной эстраде.
«Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку. Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками и следующим за ними поколением, перекликаясь подчас с исканиями гораздо более позднего времени. Прозрения Бетховена в будущее поразительны. До сих пор не исчерпаны идеи и музыкальные образы гениального бетховенского искусства» (В. Конен).
Законченная одновременно с Пятой симфонией в 1808 году, Шестая симфония резко от нее отличается. Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом — глухотой, не борется здесь с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы. Природа и слияние с ней человека, простые радости жизни, чувство душевного покоя, сценки крестьянской жизни — таков круг образов этого произведения. Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам в любую погоду, и это общение с природой было для него источником творчества. При первом исполнении новая симфония была обозначена автором как «Пасторальная симфония, или Воспоминания о сельской жизни».
Особенность Шестой симфонии — программность, выраженная в общем названии и в заголовках к каждой части, которые раскрывают замысел композитора. Своеобразный сюжет проходит через всю симфонию: первая часть — «Радостные чувства по прибытии в деревню», вторая — «Сцена у ручья», третья — «Веселое сборище поселян», четвертая — «Гроза», пятая — «Пастушеская песня. Радостные и благодарные чувства после бури». Программность, картинность «Пасторальной» симфонии отразились на особенностях ее строения и музыкального языка. Во многих темах Бетховен опирается на мелодии народного склада, использует красочные изобразительные приемы, передающие журчание ручья, пение птиц, удары грома, стук дождевых капель… После драматической вспышки в «сцене грозы» музыка финала звучит как светлый гимн гармонии мироздания.
«Пасторальная» симфония Бетховена во многом стала предвестницей романтического направления в музыке XIX века. Как и Пятая симфония, она посвящена венскому меценату князю Ф. И. Лобковицу и русскому посланнику в Вене графу А. К. Разумовскому.
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» впервые прозвучала 15 июня 1810 года в Венском придворном театре. Заказ к постановке пьесы, в которой народ Нидерландов под предводительством графа Эгмонта восстает против владычества Испании, был поручен композитору дирекцией венских придворных театров на фоне скорого приближения к Вене войск Наполеона. Бетховен неохотно взялся за заказ, «исключительно из любви к поэту». Из десяти номеров к спектаклю наибольшую популярность получила Увертюра. В ней ярко раскрыты темы, ставшие основными в творчестве Бетховена: идеи борьбы за идеалы, полнейшее напряжение сил для достижения заветной победы и обращение к широкому кругу слушателей с ясным, практически декларативным призывом к свободе. Увертюра «Эгмонт» стала одним из популярнейших симфонических сочинений композитора.
В число самых знаменитых симфонических произведений Бетховена входит и Увертюра «Леонора» № 3. Она появилась как результат тщательной работы композитора над своим единственным оперным детищем — оперой на героический сюжет из истории Французской революции (хотя действие было перенесено в Испанию XVIII века). В 1805 году были написаны две увертюры к опере «Леонора», премьера прошла со второй из них, а к постановке 1806 года Бетховен сочинил третью («Леонора» № 3). Но позже появилась четвертая, а сама опера была переименована в «Фиделио». Увертюра «Леонора» № 3 ярко воплотила основную идею драмы, ведущую в творчестве Бетховена в целом: страдания преодолеваются в упорной героической борьбе, приводящей к освобождению, к торжеству светлых сил. Для оперного жанра она оказалась, возможно, слишком «самодостаточной» и вскоре нашла достойное место на концертной сцене. По словам русского композитора и критика Александра Серова, «Увертюра представляет одно из величайших чудес симфонического искусства. Эта увертюра по могуществу своей выразительности, своего художественного значения могла бы принадлежать идеальной опере Бетховена, стоящей на одной высоте с его симфониями…».
Программу представляет
Ульяна Шабурова.В программе:Л. ван Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». Увертюры
Билеты — 350−800 рублей.
Подробную информацию о концерте и билетах вы можете узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала (8422) 27−35−06, отдел работы со слушателями (8422) 44−19−73, на сайте www.leninmemorial.ru/«>www.leninmemorial.ru/
и в официальной группе филармонии ВК:
vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты вы можете на сайте
www.leninmemorial.ru/«>www.leninmemorial.ru/
Начало концерта в 18:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj