Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Хоральная прелюдия
An Wasserflüssen Babylon, BWV 653
Соната соль мажор, BWV 530
Две хоральные прелюдии:
Herr Jesu Christ, dich zu wend, BWV 726
Herr Jesu Christ, dich zu wend, BWV 709
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Хорал «
Jesu bleibet meine Freude» из Кантаты BWV 147
Концерт соль мажор, BWV 592
---------------
Концерты органной музыки Иоганна Себастьяна Баха давно стали доброй традицией Лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове.
Несмотря на монографичность концерта, его программа очень разнообразна — все произведения принадлежат к разным жанрам и имеют различную историю создания. Помимо сочинений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом для органа, представлены также хорал «Иисус — всегдашняя мне радость» из Кантаты 147 «Уста и сердце, и дела и жизнь», впоследствии переложенный для органа по образцу «Шюблеровских» хоралов, а также Концерт соль мажор, написанный Антонио Вивальди для струнного оркестра, но переложенный для органа — на этот раз самим Бахом.
Собственно органные работы Иоганна Себастьяна Баха представлены как хоральными обработками, так и свободными сочинениями. Из хоральных обработок можно особо отметить «На реках вавилонских», написанную, по легенде, в угоду северогерманскому композитору Иоганну Адаму Райнкену, которого на старости лет посетил в Гамбурге ещё довольно молодой Иоганн Себастьян Бах. Райнкен очень ценил свою собственную обработку на этот хорал, и ему было приятно внимание к нему: «Я думал, это искусство мертво теперь, но оно живо в Вас» — сказал гостю растроганный коллега.
Свободные органные сочинения — это Фантазия и фуга соль минор, Пассакалья до минор и Соната № 6, соль мажор.
Первые два сочинения представляют собой типичные для свободных сочинений Баха двухчастные циклы (в Пассакалии автор выделил также раздел «Тема фугатум») и отмечены ярко выраженным драматическим аффектом. Это одни из наиболее исполняемых сочинений композитора. Так, Пассакалия звучит как минимум в двух лентах киностудии «Ленфильм» («Антон Иванович сердится», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры»), и полностью соответствует стереотипу органной музыки, сложившемуся в советской культуре. Правда, при внимательном рассмотрении это сочинение нельзя назвать типичным для органной литературы — являясь остинатной формой (вариациями на гипнотически повторяющийся в басу мотив), она содержит много элементов, отсылающих более к клавирной технике, и, вероятно, изначально была написана для педального клавесина. Сочинённая совсем юным Бахом на тему, заимствованную из Мессы первого тона французского композитора Андре Резона, она, несомненно, была вдохновлена и в целом повторяет по структуре Пассакалию до минор Дитриха Букстехуде, старшего предшественника Баха. Заимствуя и тему, и форму, начинающий композитор, тем не менее, создаёт принципиально новую художественную сущность, не сводящуюся к сущности входящих в неё элементов.
Фуга соль минор из цикла Фантазия и фуга BWV 542, по мнению некоторых исследователей (А. Швейцер), отсылает к уже упоминавшемуся Иоганну Адаму Райнкену: похожая тема использована в клавирном сборнике Райнкена «Hortus Musicus» («Музыкальные цветы»), однако сейчас принято считать, что источником этой темы является старинная датская народная песня. По легенде, эта фуга также была продемонстрирована Бахом Райнкену во время визита 1720-го года, однако автор возвращался к её редактированию на протяжении всех оставшихся тридцати лет своей жизни, так, видимо, и не придя к варианту, который бы его полностью удовлетворил. Это одна из лучших и совершенных по форме органных фуг Баха, и она таит в себе немало загадок, в том числе и математического характера. Её тема, на редкость яркая запоминающаяся, по мнению музыковеда Александра Наумовича Должанского является одновременно и тональным планом всей фуги, а, может, и некоторых отдельных её разделов, что наделяет это сочинение чертами фрактала (фигуры, части которой подобны целому).
Шесть сонат для органа были найдены после смерти Баха среди рукописей, которые он приготовил к изданию. При очевидной педагогической направленности (дополнительно усовершенствоваться в игре уже и без того профессиональному исполнителю) некоторые исследователи (Борис Самуилович Казачков в работе «Чертог Шести») находят в этих сонатах немало библейской символики, в свете чего они предстают зашифрованным завещанием гения. Несмотря на наличие всего трёх голосов, шесть сонат для исполнения зачастую сложнее многих четырёхголосных сочинений. Все три голоса в музыкальной ткани являются равноценными, самостоятельно живут каждый своей насыщенной жизнью, и за всем этим исполнителю надлежит успевать проследить.
Автор текста:
Константин Грешневиков---------------------
Марина Вяйзя в 2004 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальностям «орган» (класс Татьяны Чаусовой) и «клавесин» (класс Ивана Розанова), в 2005 году — Академию им. Яна Сибелиуса в Хельсинки по специальности «орган» (класс Олли Портана). Также окончила аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории.
Принимала участие в мастер-классах Людгера Ломанна, Юна Лауквика, Вольфганга Церера, Питера ван Дейка, Лоренцо Гиельми, Бернардо Фокрулле, Яна Вольвса. Будучи стипендиатом Фонда Гартов, проходила стажировку в Штутгартской высшей школе музыки и театра под руководством Людгера Ломанна.
В 1991—2013 годах служила органистом и руководителем хора в евангелическо-лютеранской церкви Святого Георгия в Колтушах (Ленинградская область). С 2009 года является главным органистом санкт-петербургского кафедрального собора Святой Марии. В 2010 году финская фирма Martti Porthan вела в соборе работы по установке необарочного органа. Марина Вяйзя участвовала в комиссии по разработке его проекта и была ответственным куратором при установке инструмента.
Как главный органист собора организует общедоступные концерты. Дважды получала специальную премию на Международном конкурсе органистов им. Микаэла Таривердиева. В качестве дипломанта конкурса провела концертный тур по Великобритании.
С 2005 года преподает на кафедре органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. В 2001—2014 годах была педагогом Теологического института Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, в 2010—2015 годах — педагогом кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета.
Член жюри II-го всероссийского конкурса органистов им. В. Ф. Одоевского (г. Королёв, Московская область, 2016 год), V-го международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (г. Москва, 2018 год).
Марина Вяйзя ведёт активную концертную деятельность как в России, так и в Финляндии, Эстонии, Швеции, Великобритании, Германии, Швейцарии, Китае, выступая сольно, а также в ансамбле с вокалистами, инструменталистами и хоровыми коллективами. Неоднократно выступала в Концертном зале Мариинского театра. Принимала участие в V-м и VII-м международных органных фестивалях Мариинского театра (2017, 2019гг.). Член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.
В обширном репертуаре органистки представлены произведения различных эпох и стилей. В 2012 году совместно с меццо-сопрано Еленой Еремеевой выпустила аудиозапись «Музыка барокко для меццо-сопрано и органа». В 2018 году выпустила CD «Одному Богу слава», который включает в себя произведения И. С. Баха и песнопения Евангелическо-лютеранской церкви.
--------------
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн:orgelvesper.ticketscloud.org