Добавлено 05 апреля / 20 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

5 апреля 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Концерт органной музыки «Музыкальная сокровищница Европы»

Концерт органной музыки «Музыкальная сокровищница Европы»

Андрей Коломийцев (клавесин, орган)
Андрей Коломийцев – орган

VII Фестиваль органной музыки
«В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОЙ НЕДЕЛИ»

Закрытие фестиваля

Луи Маршан (1669 — 1732)
Большой диалог in C (Третья органная книга)

Иоганн Якоб Фробергер (1616 — 1667)
Toccata VI da Sonarsi alla Leuatione, FbWV 106

Ян Питерсзон Свелинк (1562 — 1621)
Pavana lachrimae
Хроматическая фантазия

Джироламо Фрескобальди (1583 — 1643)
Cento partite sopra passacagli

Луи-Николя Клерамбо (1676 — 1749)
Из Сюиты второго тона:
Plein Jeu
Duo
Recit de tierce «Памяти Луи Куперена» (Юрген Эссль, род. 1961)
Basse de Cromorne

Доменико Скарлатти (1685 — 1757)
Три сонаты для органа:
Соната ре мажор, K. 287 «Per Organo da Camera con due Tastatura, Flautato e Trombone»
Соната соль мажор, K. 328
Соната ре минор, K. 41

Иоганн Ульрих Штейгледер (1593 — 1635)
Токката из Книги табулатур «Dass Vatter Unser» (1627)

---------------------

Программу концерта составляют произведения немецких, нидерландских, французских и итальянских композиторов XVI—XVIII вв. еков от Яна Питерсзона Свелинка (1562 — 1621) и Джироламо Фрескобальди (1583 — 1643) до Луи Маршана (1669 — 1732) и Доменико Скарлатти (1685 — 1757).
Как и любое событие, связанное с эволюцией стиля — и в нашем случае с эволюцией музыкальной мысли — переход между эпохами Возрождения и Барокко не был явлением мгновенным. Процесс трансформации музыкального мышления требовал как от композиторов, так и от их аудитории открытости к новым веяниям и идеям. Известно, что в эпоху Возрождения ценилась объективность музыки: отвлеченность ее от личных переживаний и нацеленность на нечто высшее. Представления о музыке в эпоху барокко напротив скорее акцентируют внимание на аффектах (эмоциях), яркой контрастности и выразительности.

К композиторам «переходного» периода в первую очередь следует отнести Я. П. Свелинка и Дж. Фрескобальди. Именно в их клавирных сочинениях ясно просматриваются тенденции приближающейся эпохи барокко. Известнейшее сочинение Свелинка «Хроматическая фантазия» вошло в программу концерта наряду с одним из наиболее известных и масштабных сочинений Фрескобальди «Cento partite sopra passacagli» (ит. «Партита Cento на пассакалию»). Это произведение итальянского мастера — удивительно загадочно. Уже само название привело к разногласиям в музыковедческом сообществе. По одной из версий слово «cento» относится к количеству вариаций на тему пассакалии. Согласно другой версии, под «cento» Фрескобальди подразумевал латинское значение — буквально «лоскутное одеяло», подчеркивая таким образом, что внутри большого сочинения теснится огромное количество самых разных композиторских техник и приемов. Интересно, что партита начинается и завершается в разных тональностях.
К слову, понятие тональности — столь привычное для нас сегодня — в эпоху Фрескобальди вовсе не было широко распространено. Своеобразным «аналогом» тональности в эпоху Возрождения служили старинные лады (тоны), использование которых подразумевало особые характерные для каждого лада обороты и мотивы. Переход к тональному мышлению (в противоположность ладовому) также потребовал времени.

Иоганн Ульрих Штейгледер (1593 — 1635) — один из первых композиторов, начавших подписывать свои сочинения, обращаясь не к тонам (primi toni, secundi toni, etc), как это было принято в начале XVII века, а к тональностям. Однакто этим далеко не ограничивается деятельность Штейгледера как новатора. Его сборник Ricercar tabulatura (Штуттгарт, 1624) — стал первым музыкальным сборником в Германии, опубликованным при помощи гравировки на меди, более того, титульный лист издания свидетельствует о том, что композитор выполнял гравировку самостоятельно. В некоторых из 12 ричеркаров, вошедших в этот сборник ясно слышно влияние Свелинка и Фрескобальди.
Чрезвычайно инетересна Книга табулатур, опубликованная Штейгледером в 1627 году (Tabulaturbuch, Strasbourg, 1627). Этот сборник состоит из 40 вариаций на лютеранский хорал «Vater unser im Himmelreich» (нем. «Отче наш на небесах»), предназначенных для церковных органистов. Количество и порядок исполняемых вариаций композитор оставляет на усмотрение исполнителя. В программу концерта вошла одна из токкат сборника.
Отчасти вследствие своего раннего ухода из жизни, Штейгледер не оказал значительного влияния на развитие европейской клавирной музыки. В то же время, музыковеды обнаружили тематическую связь произведений Штейгледера с сочинениями Иоганна Якоба Фробергера (1616 — 1667) — немецкого органиста и композитора, ученика Фрескобальди.

Разумеется, переход от ладового мышления к тональному — явление, относящееся в первую очередь к светской музыке: например, к сонатам «da Camera» (ит. Камерным). Несколько таких сонат одного из известнейших итальянских композиторов Доменико Скарлатти вошли в программу концерта. В отличие от светской, церковная музыка — и в особенности сопровождающая католическое богослужение — по сей день связана со старинными ладами. Значительную часть органного наследия французских мастеров первой половины XVIII века составляют книги для органа, включающие в себя как правило небольшие пьесы, предназначенные для исполнения во время мессы. Зачастую пьесы, написанные в одном тоне, объединялись композиторами в сюиты. В программу концерта вошли несколько фрагментов из сюиты Второго тона Луи-Николя Клерамбо (1676 — 1749). В роли одной из частей сюиты прозвучит сочинение современного композитора Юргена Эссля (род. 1961) Recit de tierce «Памяти Луи Куперена». Отметим, что составление сюит из сочинений различных мастеров — было общепринятой практикой в эпоху барокко. Произведение Ю. Эссля — в основе которого лежит работа одного из величайших французских мастеров — одновременно и стилистически гармонично вписывается в сюиту Клерамбо, и служит своеобразным мостиком от французского барокко к нашему времени.

Ярким представителем французской барочной школы в программе концерта является и Луи Маршан (1669 — 1732). Большой диалог из его Третьей органной книги — который прозвучит на концерте — по праву признан одним из ярчайших шедевров французской органной музыки. В этом масштабном сочинении как нельзя лучше отражена столь характерная для музыки Франции блистательная выразительность, зачастую даже близкая к театральности.

В программе концерта мы находим сочинения самых разных эпох и стилей: здесь есть отголоски итальянского Ренессанса (Фрескобальди) и Франко-Фламандской полифонической школы (Свелинк). Благодаря исключительному мастерству композиторов начала XVII века — эти веяния старинных стилей трансформируются в первые шаги от Ренессанса к Барокко (Штейгледер, Фробергер), благодаря которым мы приходим к эпохе цветущего Барокко (Клерамбо, Маршан) и приближаемся к закату этой эпохи (Скарлатти). Вошедшее в программу сочинение нашего современника Ю. Эссля, как бы подчеркивает, что завершение какой бы то ни было эпохи носит лишь характер «исторического наблюдения» в то время как наследие этой эпохи по сей день продолжает вдохновлять исполнителей и композиторов поддерживать и дополнять «Музыкальную сокровищницу Европы».

Автор текста: Надежда Зубова

---------------------
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper/ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору