Добавлено 29 апреля / 13 glinka.museum
четверг
Москва
16 мая 2013
Российский национальный музей музыки
Центральный музей музыкальной культуры
ул. Фадеева, 4
Концерт «Прогулка по жанрам и стилям» с элементами перформанса
Доцент Московской консерватории
кандидат искусствоведения
Татьяна Зенаишвили (клавесин, орган)
лауреат международных конкурсов
Амиран Зенаишвили (фортепиано)
Александр Баранов (художественное слово)
Главный герой концертной программы – клавесин. Но гораздо интересней, когда есть возможность сравнить его звучание с другими инструментами, например, с клавишными «братьями» – органом и фортепиано. Для каждого инструмента выбраны оригинальные, изначально предназначенные для них произведения. Имена композиторов представлены самые великие – Франсуа Куперен, Иоганн Себастьян Бах и Иоганнес Брамс. Поэтому смена клавиров сопровождается своего рода «прогулкой по стилям и жанрам».
Все перечисленные разновидности клавишных инструментов обитают на одной сцене в Прокофьевском зале музея. Но далеко не всегда они звучат сразу в одном концерте.
В нашей программе пьесы Куперена будут исполнены на французском клавесине (мастер Ю. Аммер по модели П. Таскена 1769 года), хоральная партита Баха – на немецком необарочном органе (фирма Шуке), а на фортепиано (концертном Стейнвее) прозвучит монументальная Третья соната Брамса в пяти частях.
Франсуа Куперен был удивительно тонким психологом, мастером музыкальных портретов. Современники находили в них поразительное сходство с живыми оригиналами (мы, к сожалению, уже не можем об этом судить). Заголовки пьес, порой интригующие, выдают незаурядное чувство юмора композитора, например, в разнообразных названиях Масок Домино в знаменитых «Французских безумствах». Насладиться контрастами музыкальных образов слушателям поможет наш художественный комментарий.
Юношеское сочинение Баха Партита на хорал «О Господи, праведный Боже» – редкий жанр в творчестве композитора. Музыка связана со стихотворными строфами напева, о чем пойдет речь в комментарии.
Драматическая Третья соната Брамса – также произведение молодого композитора, яркий пример его «неистового» романтизма. Прекрасному лирическому Andante (2-я часть) предпослан стихотворный эпиграф…
«Клавесинный салон» уже на протяжении многих сезонов привлекает истинных любителей клавирного искусства. Особенностью этой серии концертов является не только неповторимость исполняемых программ, но и уникальная возможность услышать исторические раритетные инструменты из коллекции музея. Это такие жемчужины инструментального фонда, как подлинный английский клавесин XVIII века из лондонской мастерской знаменитого Бурката Шуди (Лондон, 1766). В дуэте со старейшим в России органом Ф. Ладегаста (1868) в этом цикле также звучит клавесин Ю. Аммера, изготовленный в 1995 году по модели П. Таскена 1769 года. Часть концертов проходит в Прокофьевском зале музея, где установлен большой концертный орган фирмы «Александр Шуке» (Потсдам).
Автором, постоянным исполнителем и ведущей «Клавесинного салона» выступает доцент Московской консерватории, искусствовед Татьяна Зенаишвили.
Билеты продаются в кассах Музейного объединения, городских театральных кассах, на сайтах:
www.glinka.museum,
www.ticketland.ru.
Начало концерта в 19:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj