Добавлено 01 марта / 17 muzkarta


Москва

март 2017


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Главное здание

Концерты классической музыки Музея изобразительного искусства имени Пушкина в марте 2017 года

Концерты классической музыки Музея изобразительного искусства имени Пушкина в марте 2017 года

Любовь Шишханова (орган)
Айлен Притчин (скрипка)

Klavierabend Масайи Танаки (Япония)

01.03.2017

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Начало в 19:00.

В Мемориальной квартире Святослава Рихтера 1 марта состоится Klavierabend лауреата международных конкурсов, пианиста Масаи Танаки (Япония). В программу концерта войдут сочинения Ференца Листа: «Годы странствий» (Тетрадь II. Италия) и «Венеция и Неаполь».
Название фортепианного цикла Ф. Листа «Годы странствий» не случайно стало главным эпиграфом к музыкальным программам 2017 года в Мемориальной квартире С.Рихтера. В музыкальных картинах Листа соединились и страсть к путешествиям, новым художественным впечатлениям, и идея универсальной близости разных видов искусств — концепция, которая легла в основу «Второго года странствий» (1938–1958), посвященного Италии. По Италии и Швейцарии композитор путешествовал во второй половине 1830-х годов вместе со своей спутницей графиней Мари Д’Агу. Впечатления от этих путешествий он воплотил в трех тетрадях своего фортепианного цикла. Если в Швейцарии главным источником вдохновения для Листа стала сама природа, то в Итальянской тетради на первое место выходят впечатления от великих произведений итальянского искусства — живописи, скульптуры, литературы. Лист останавливался в Риме, Неаполе, Венеции, Флоренции, а свои заметки о музыкальной жизни Италии посылал в Париж для публикации в журнале. В письме к Гектору Берлиозу композитор писал: «моему изумленному взору явилось искусство во всей его универсальности и единстве, во мне укрепилась мысль о родстве между произведениями искусства. Рафаэль и Микеланджело помогают мне понять Моцарта и Бетховена». В основу итальянской тетради, состоящей из семи пьес, положены впечатления от скульптуры Микеланджело в капелле Медичи во Флоренции (пьеса «Мыслитель»), сочинений выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта XVII века Сальватора Розы («Канцонетта Сальватора Розы»), поэзии Франческо Петрарки («Три сонета Петрарки») и, конечно, бессмертных творений великого Данте Алигьери, основоположника итальянского литературного языка (фантазия-соната «По прочтении Данте»). В дополнение ко «Второму году странствий» Лист написал еще несколько пьес, объединенных заголовком «Венеция и Неаполь» (1861). Эти пьесы представляют собой виртуозные транскрипции популярных в то время мелодий: песенки «Блондинка в гондоле» венецианского композитора XIX века Перукини; напева гондольера из оперы «Отелло» Джоаккино Россини и народной итальянской тарантеллы.
Масая Танака (Япония) окончил с отличием фортепианный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в 2003 году (класс проф. П. Т. Нерсесьяна) и аспирантуру в 2007 году (класс проф. М. С. Воскресенского). Масая Танака является лауреатом многих престижных международных конкурсов: 1-я премия и Гран-при в 1997 году на конкурсе в г. Рагуза (Италия), 1-я премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений Ф. Листа в 2011 году в Канту (Италия), 3-я премия в 2011 году на знаменитом конкурсе в Иль-де-Франс (Франция) и 1-я премия в 2011 году на конкурсе им. А. Скрябина (Париж). Признан лучшим пианистом 2011 года Арт-центром Японии. В настоящее время Масая Танака активно концертирует на родине, во Франции, Италии, Польше, США, Канаде, России в качестве солиста и в составе камерных ансамблей. С 2015 года преподает специальное фортепиано в Университете искусств г. Осака, читает лекции по теории и истории зарубежной музыки. В коллекции пианиста 5 дисков с записями русских и зарубежных композиторов. Постоянно участвует в жюри международных конкурсов, дает мастер-классы.
Начало в 19:00.
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Цена билета — 500 рублей.
Запись на концерт по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05.

«Музыкальные празднества в Турени» (из репертуара С. Рихтера)

19.03.2017

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Начало в 18:00.

В Мемориальной квартире С. Рихтера 19 марта состоится концерт, приуроченный к дню рождения великого пианиста. Не случайно программа вечера включает произведения, звучавшие в разные годы на знаменитом фестивале «Музыкальные празднества в Турени», любимом детище С. Рихтера. С 1964 года средневековый амбар Grange de Meslay, расположенный вблизи г. Тура во Франции, стал Меккой для самых известных музыкантов, приезжавших сюда из разных стран. Сам маэстро выступал здесь и в качестве солиста, и в ансамбле с живыми легендами: Фишером Дискау, Давидом Ойстрахом, Бенджамином Бриттеном, Олегом Каганом, Пьером Булезом и многими другими.
В программу концерта войдут сочинения Мориса Равеля и Клода Дебюсси, исполнявшиеся Рихтером в Grange de Meslay в период с 1964 по 1978 год. Шедевры фортепианной музыки XX века прозвучат в интерпретации молодого, но уже известного пианиста, представителя школы Г. Г. Нейгауза, лауреата международных конкурсов Алексея Кудряшова.
Клода Дебюсси (1862–1918) по праву называют Клодом Французским, как первого композитора XX века, открывшего новые законы музыкальной речи и отвергнувшего старый классический словарь с его «правилами синтаксиса и орфографии». Дебюсси провозгласил музыку как искусство свободное и призвал музыкантов учиться у самой природы, ибо музыка «не ограниченаболее или менее точным воспроизведением природы, а способна открывать тайные связи между Природой и воображением». В начале XX века Дебюсси, подобно поэтам-символистам и художникам-импрессионистам был увлечен японской гравюрой. Так в 1903 году родились его «Эстампы» для фортепиано. Три очаровательные миниатюры — «Пагоды», «Вечер в Гренаде» и «Сады под дождем». Известный русский критик В. Каратыгин после первого исполнения пьес в России писал: «Без всяких точек опоры, без фундамента, без цемента, Дебюсси создал своего рода „японский“, бесперспективный стиль в музыке. У него та же <…> эфирность, тот же „фантастический реализм“, что у Хокусая или Хирошиге. <…> К. Дебюсси создает „из ничего“ целые миры, очаровательные, колеблющиеся, изысканно-неуловимые».
Вскоре Дебюсси создал еще два шедевра для фортепиано — пьесу «Остров радости» (1904), навеянную картиной А. Ватто «Отплытие на Цитеру» и первую тетрадь «Образов» (Images, 1905). Антуан Ватто принадлежал к любимым художникам Дебюсси, являясь основоположником жанра «галантных празднеств» столь популярных при дворе Людовика XIV. Если замысел пьесы и был подсказан картиной, то не следует преувеличивать, усматривая в ней иллюстрацию живописи. Дебюсси очень свободно трактует сюжет Ватто. Его пьеса — это гимн любви, упоение красотой, она излучает свет и наполнена радостным движением. «Образы» стали следующим этапом в эволюции стиля композитора. Он писал из Бельвю в сентябре 1905: «Без ложного тщеславия, я верю, что эти пьесы получились и займут свое место в литературе для фортепиано…».
Младшему современнику Дебюсси, Морису Равелю (1875–1937), в течение долгого времени отказывали в самобытности дарования, упрекая в подражании Клоду Французскому. «Павана на смерть инфанты» (1899) и «Игра воды» (1901) принадлежат к ранним сочинениям Равеля. Обе пьесы впервые были исполнены в 1902 году. «Павана» созвучна другим сочинениям fin de siecle, на ней лежит печать литературного символизма и искусства модерна, когда «менуэты, мадригалы и паваны сочинялись музыкантами в бергамасских декорациях и декорациях галантных празднеств». И все же в пьесе юного Равеля чувствовалась яркая индивидуальность. Не случайно в 1910 году композитор сделал оркестровку «Паваны». «Игра воды» знаменовала новый этап не только в творчестве Равеля, но и в фортепианной литературе XX века, по-своему развивая пианизм Листа («Фонтаны виллы д’Эсте»). Однако эта пьеса сразу же вызвала горячую дискуссию в консерваторских кругах: прозвучали упреки в отсутствии эмоционального переживания, в бездушном копировании природы, а гармония Равеля была воспринята «как чрезмерно усложненная какофония». Зато молодежь была в полном восторге. Равель писал, что его пьеса навеяна «шумом воды и другими музыкальными звуками, слышимыми в фонтанах, водопадах и ручьях». Несмотря на внешнюю импровизационность, композитор проявил очевидное стремление к ясной форме и точному расчету. «Сначала, — говорил он, — я намечаю горизонтали и вертикали, а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю малевать».
В 1905 году Морис Равель написал цикл фортепианных пьес «Отражения», которые вышли почти одновременно с «Образами» Дебюсси. Однако выбор сюжетов и их трактовка совсем иные, оба композитора исходили из глубоко индивидуальных эстетических принципов, проявившихся уже в названиях. Морис Равель позднее писал по поводу «Отражений»: «В них заметна настолько значительная эволюция моего гармонического языка, что она озадачила даже тех музыкантов, которые лучше других воспринимали мою музыку». Один из знаменитых членов Шестерки, Артюр Онеггер, вспоминал полемику вокруг Равеля: «Ничто, как кажется, не может быть яснее музыки Равеля по экспрессивности и эстетическому замыслу. Это особенно удивительно потому, что на первых порах его считали эпигоном Дебюсси, и понадобилось столько времени, чтобы определить его особую роль в эволюции французской музыки».
Алексей Кудряшов окончил Московское Государственное училище музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, а позднее аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс народной артистки России В. В. Горностаевой). На протяжении многих лет занимался с А. А. Наседкиным и Л. Н. Наумовым — учеником и ассистентом Г. Г. Нейгауза. Молодой пианист является лауреатом и победителем многих международных конкурсов, участником международных фестивалей (среди его наград — Гран-при XII международного конкурса имени М. Юдиной в Санкт-Петербурге; 1-я премия международного конкурса пианистов в Париже; специальный приз Ивон Геган на IV Европейском конкурсе пианистов в Кане; 1-я премия конкурса пианистов, организованного Русской консерваторией имени Скрябина в Париже; 3-я премия и специальный приз Best american performance конкурса имени Х. Итурби в Лос-Анджелесе, специальный приз за лучшее исполнение произведений Дебюсси от Венской международной академии и Консерватории Рихарда Вагнера на X Международном конкурсе имени А. Хачатуряна в Ереване). Алексей Кудряшов много концертирует в России и за рубежом как солист и участник камерных ансамблей. Выступал с такими дирижерами, как Фабио Мастранжело, Димитрис Ботинис, Руслан Жарский и др. В обширном репертуаре пианиста произведения как классических, так и современных композиторов.
Начало в 18:00.
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Цена билета — 500 рублей.
Запись по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05, (495) 697-72-05

Флорентийцы

19.03.2017

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Музыкальное наследие семейства Медичи. Рождение флорентийской камераты. Флоренция — родина оперы. Появление триосонаты и инструментальной полифонии.

Ars Nova. Музыкальное наследие семейства Медичи. Рождение флорентийской камераты. Флоренция — родина оперы. Появление триосонаты и инструментальной полифонии.
В программе: Франческо Ландини, Джулио Каччини, Орацио Векки, Саломон Росси, Винченцо Галилей, Перино Фьорентино, Франческо Верачини, Бьяджо Марини.
Инструменты: лютня, арфа, ребек, виола да гамба, флейта, скрипка. Вокал.
Исполняют Анна Тончева, Анатолий Гринденко, Илья Мовчан, Юлия Макарьянц.
Начало в 12:00.
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Вход по билетам. Цена полного билета — 450 рублей. Цена льготного билета — 200 рублей.

Концерт «Пейзаж после битвы»

23.03.2017

Главное здание

В программе:
А. Шенберг. Уцелевший из Варшавы (1947)
Б. Бриттен. Lachrymae (1950)
Д. Шостакович. Квартет 3, 2 части (1946)
К. А. Хартман. Соната для фортепиано «27 апреля 1945», III часть
О. Мессиан. Harawi chant d’amour et de la mort. Фрагменты
И. Стравинский. Scherzo à la russe (1945)

Место проведения: Главное здание, Итальянский дворик (зал № 15).

Время начала концерта и информация о билетах будут опубликованы позднее.

Концерт проводится в рамках образовательной программы к выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 — 1968».

Легенды исполнительского искусства (коллекция записей С. Рихтера). Встреча II. «Ферруччо Бузони»

23.03.2017

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Начало в 19:00.

Второй вечер цикла лекций «Легенды исполнительского искусства», который стартовал в феврале в Мемориальной квартире С. Рихтера, будет посвящен пианисту, композитору, дирижеру, педагогу, мастеру импровизаторского искусства Ферручо Бузони (1866–1924). Этот музыкант сочетал черты «последних могикан» искусства XIX столетия и смелого провидца будущих путей развития художественной культуры. Генрих Нейгауз причислял Бузони к «наиболее симптоматическим» пианистам этого непростого столетия, а чтение его примечаний к прелюдиям и фугам ХТК И. С. Баха считал полезнее всяких методических трудов.
Данте Микеланджело Бенвенуто Ферруччо Бузони родился 1 апреля 1866 года на севере Италии, в Тосканской области в городке Эмполи. Он был единственным сыном итальянского кларнетиста Фердинандо Бузони и пианистки Анны Вейс. Отец был первым и весьма придирчивым педагогом будущего виртуоза — он часами занимался с сыном, не давая ему ни минуты отдыха. Отец мечтал, что его сын повторит карьеру юного Моцарта, и стал инициатором первого публичного выступления семилетнего Ферруччо в Триесте, который уже в 1876 году дал в Вене первый сольный концерт. На пятнадцатом году жизни он был избран в состав знаменитой Филармонической академии в Болонье — первый после Моцарта случай присвоения этого почетного звания в столь раннем возрасте. В 1890 году Бузони стал лауреатом первого конкурса имени А. Рубинштейна как композитор, а затем целый год преподавал в Московской консерватории. К сожалению, у итальянского музыканта не сложились отношения с директором Московской консерватории В. И. Сафоновым, и в 1891 году пианист переехал в США, а затем в Берлин, где и началось восхождение великого артиста, составившего эпоху в истории пианистического искусства. Славу пианиста умножили и утвердили многочисленные концертные поездки по различным городам Германии, Италии, Франции, Англии, Канады, США и других стран. В 1912 и 1913 годах Бузони вновь посетил Россию с концертами, совпавшими с гастролями пианиста Иосифа Гофмана, что привело к «войне» между «бузонистами» и «гофманистами» — противостоянию «корректной» передачи авторского замысла (Гофман) и захватывающей интерпретации (Бузони). Выдающийся немецкий пианист В. Кемпф писал: «он не довольствовался тем, что благодаря своему несравненному уху, феноменальной непогрешимости техники и громадным знаниям накладывал свою печать на исполняемые произведения… Ибо со времен Листа — самой великой вершины — кто еще мог сравниться за фортепиано с этим артистом? Его лицо, его восхитительный профиль несли на себе печать необычайного».
В своем композиторском творчестве Бузони в значительной степени выступал с позиции подведения итогов пути, пройденного академической музыкой до него. Непреходящей популярностью пользуются выполненные Бузони транскрипции для фортепиано органной Токкаты и фуги ре-минор и скрипичной Чаконы ре-минор И. С. Баха. Энергия этого человека просто не имела границ. В начале ХХ века Бузони, помимо всего прочего, занимался в Берлине организацией «оркестровых вечеров», в которых под его управлением звучали многие новые и редко исполняемые произведения Римского-Корсакова, Франка, Сен-Санса, Форе, Дебюсси, Сибелиуса, Бартока, Нильсена, Синдинга, Изаи и других композиторов. Восторженные поклонницы называли его «Лоэнгрином в белом галстуке». Музыкант огромной эрудиции, он был остроумным собеседником и любил украшать письма многочисленными рисунками. К числу его адресатов относились Райнер Мария Рильке, Арнольд Цвейг, Бернард Шоу, Арнольд Шёнберг, Гуго фон Гофмансталь, Альма Малер. В своем обращении к молодым пианистам Бузони писал: «великому художнику должны быть присущи недюжинный интеллект, культура, обширное образование во всех музыкальных и литературных вопросах и в проблемах человеческого существования. Художник так же должен иметь характер… И еще чувство, темперамент, фантазию, утонченность и, наконец, тот личный магнетизм, который иногда позволяет приводить четыре тысячи чужих, случайно собранных людей в единое состояние души».
Рассказывать о Ферруччо Бузони будет неординарный пианист, кандидат искусствоведения, профессор МГК им. П. И. Чайковского Рувим Островский. На каждой встрече он не только посвящает слушателей в тайны ремесла, но и знакомит с музыкальными записями из личной коллекции С. Т. Рихтера.
Начало в 19:00.
Цена билета — 500 рублей.
Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58, 16 этаж.

Концерт органной музыки

26.03.2017

Главное здание
Начало в 16:00.

Вход по билетам.

В программе произведения немецких композиторов от И. С. Баха до М. Регера.

Исполнитель: народная артистка России Любовь Шишханова.

Концерт ведет А. Черток.

Начало в 16:00.

Билеты можно приобрести во всех кассах Музея. Стоимость билетов — 500 руб.

Место проведения: Зал № 29. Скульптура Микеланджело.

«Cонатный вечер со звездами»

26.03.2017

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Начало в 18:00.

В программе: Камиль Сен-Санс, Рейнальдо Ан, Габриэль Форе.
Исполнители: лауреаты международных конкурсов Айлен Притчин (скрипка), Юрий Мартынов (фортепиано).
Начало в 18:00.
Цена билета: 500 рублей.
Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Французский акцент музыкального салона конца XIX — начала XX века

31.03.2017

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Начало в 19:00.

В программе: Жорж Бизе, Анри Дюпарк, Рейнальдо Ан, Габриэль Форе, Клод Дебюсси.
Исполнители: лауреаты международных конкурсов Мария Остроухова(меццо-сопрано), Елизавета Миллер (фортепиано).
Начало в 19:00.
Цена билета: 500 рублей.
Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору