muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Добавлено 01 апреля / 17 muzkarta
Москва
апрель 2017
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Ансамбль старинной музыки «Canto Vivo»
Алексей Курбатов (фортепиано, композитор)
«Seicento». Итальянская музыка XVII века05.04.2017Мемориальная квартира Святослава Рихтера Начало в 19:00. Вход по билетам. Еще в конце XVI века итальянские музыканты — композиторы, певцы, инструменталисты — считались лучшими в Европе, и в 1600-х годах — период Seicento — эта репутация лишь укрепилась. В Мемориальной квартире Святослава Рихтера 5 апреля ансамбль «Canto Vivo» представит сочинения самых ярких представителей этой эпохи — Дж. Капсбергера, А. Пиччини, Дж. Фрескобальди, Дж. Каччини, С. Ланди. Музыка Италии XVII века является грандиозным прорывом в поиске новых форм и средств выразительности, на смену ренессансной полифонии приходят новые жанры, прежде всего опера. Джулио Каччини — один из «отцов» оперы — писал: «Мне предлагали воспринять манеру, восхваленную Платоном и другими философами, которые утверждают, что музыка не что иное, как слово, затем ритм и, наконец, уже звук, а не наоборот. Они советовали стремиться к тому, чтобы музыка проникала в сердца слушателей и производила в них те поразительные эффекты, которыми восторгаются древние писатели и на которые не способна наша современная музыка с помощью своего контрапункта». Итальянская традиция выразительного пения под аккомпанемент лютни, реальные исследования античной музыкальной культуры и фанатичная вера в возрождение чудесных возможностей музыкального искусства, соединившись, привели к поистине революционным изменениям музыкального стиля и языка. Поиски новой выразительной музыкальной манеры увенчались в 1600 году созданием сразу нескольких вариантов так называемого «речитативного стиля». Эти изменения во многом и стали той вехой, от которой в музыке принято отсчитывать начало эпохи барокко. Меняется стиль мышления и письма композиторов, когда доминирующим становится мелодический голос. Остальные голоса сворачиваются до цифрованного баса. В это же время заявляют о себе солирующие инструменты, для которых появляется новый обширный репертуар. Для интерпретатора в музыке того времени таится масса возможностей: ведь в то время записывался только «конспект», схема исполняемого произведения. Главное требование публики к певцам и инструменталистам состояло в том, чтобы они не просто исполняли выписанный композиторами нотный текст, но делали это «изысканно» (eleganter), «с изяществом» (con vaghezza). Под «изяществом» же понималось умение эффектно добавлять в подходящих для этого местах к внешне завершенному авторскому сочинению легкие, подвижные, прихотливые в мелодическом и ритмическом отношениях пассажи. В известном смысле, композитор лишь намечал и прочерчивал основные мелодические контуры музыкального произведения, тогда как прорисовкой более мелких и тонких деталей занимались артисты-импровизаторы. Каждый музыкант, исполняя ту или иную канцону или танец, украшал ее по-своему. Это неудивительно еще и потому, что, как правило, композиторы того времени сами исполняли свои сочинения, аккомпанируя себе на любом доступном инструменте, будь то арфа, лютня или виола. И каждый раз привносили в них что-то новое. По сути, произведение каждый раз рождалось «здесь и сейчас», в момент конкретного исполнения, заново. Композиторы, чьи сочинения вошли в программу концерта 5 апреля, оказали решающее влияние на музыку своего времени. Алессандро Пиччини — изобретатель одной из разновидности лютни, и автор лютневых пьес. Джованни Джироламо Капсбергер — лютнист-виртуоз, чьи музыкальные вечера современники называли одним из чудес Рима. Он повлиял на многих композиторов, в том числе и на Джироламо Фрескобальди, который, как считают исследователи, стоит у истоков инструментальных традиций западноевропейской музыки. Джулио Каччини, вошел в историю музыки как один из создателей первой оперы «Эвридика», а Стефано Ландисчитается основателем римской оперной школы. Ансамбль «Canto Vivo» создан в 2000 году и объединяет музыкантов — певцов и инструменталистов, — которые являются профессионалами в области европейской музыки позднего Средневековья, Ренессанса и раннего барокко — от XIV до начала XVIII века. Основу репертуара ансамбля составляют вокальные произведения (песни, арии, мадригалы), а также инструментальные сочинения (сюиты, танцы) этих эпох. Очарование и неповторимое своеобразие старинной музыки невозможно передать в полной мере, не владея стилистикой исполнения и музыкальными инструментами тех времен. Поэтому интерпретации «Canto Vivo» максимально приближенны к исторической или «аутентичной» манере исполнительства. Ансамбль и его солисты являются постоянными участниками различных проектов в области старинной музыки: Открытой барочной академии в Санкт-Петербурге, Международного фестиваля музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (Москва). Также «Canto Vivo» был привлечен к постановке ранних опер — «Представление о Душе и Теле в театре» Э. Кавальери и «Смерть Орфея» С. Ланди. Начало в 19:00. Цена билета: 500 рублей. Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58, 16 этаж. Запись на концерт по телефонам: (495) 695−83−46, (495) 697−47−05, (495) 697−72−05 |
Вариации на итальянскую тему15.04.2017Мемориальная квартира Святослава Рихтера Начало в 18:00. В программе: Доменико Скарлатти, Иоганн-Себастьян Бах, Сергей Рахманинов, Отторино Респиги, Игорь Стравинский, Густав Малер-Алексей Курбатов Исполнители: Алексей Курбатов (фортепиано), Надежда Артамонова (скрипка). Начало в 18:00. Цена билета — 500 рублей. Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера. |
Капетинги, Валуа, Бурбоны30.04.2017Мемориальная квартира Святослава Рихтера Музыка Франции от Средних веков до эпохи барокко; рождение барочной музыки при французском королевском дворе. Музыка Франции от Средних веков до эпохи барокко; рождение барочной музыки при французском королевском дворе. В программе: вирелей, эстампи, рекуп, басс данс и турдион, произведения школы Нотр-Дам, сюита для колесной лиры, танцы и песни Французского Ренессанса. Инструменты: виола да гамба, лютня, арфа, исторические духовые, перкуссия. Вокал. Исполняют Анна Тончева, Анатолий Гринденко, Юлия Макарьянц, Марк Пекарский. Начало в 12:00. Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Вход по билетам. Цена полного билета — 450 рублей. Цена льготного билета — 200 рублей. |
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj