Добавлено 01 февраля / 17 muzkarta


Москва

февраль 2017


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Москва, ул. Большая Бронная, дом 2/6, кв. 58 (16-й этаж)

Концерты в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в феврале 2017 года

Концерты в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в феврале 2017 года

Московский ансамбль современной музыки
Михаил Мордвинов (фортепиано)
Алиса Гицба (сопрано)

Франция-Италия. Киномузыка: вокруг и около

05.02.2017
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В рамках цикла «Годы странствий» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера состоится Klavierabend пианиста, лауреата международных конкурсов Михаила Мордвинова.
Начало в 18:00
Купить билет


Музыкальные программы 2017 года посвящены культуре Франции и Италии, и Михаил Мордвинов выбрал оригинальный ракурс предложенной темы. В программу концерта «Киномузыка: вокруг и около» вошли сочинения французских композиторов Клода Дебюсси и Эрика Сати, а также современных итальянских композиторов Нино Рота и Эннио Морриконе, прославившихся, прежде всего, своей музыкой к шедеврам кинематографа. Особенность программы состоит в том, что знаменитые композиторы, сочиняющие музыку для кино, будут представлены фортепианными опусами, не предназначенными для экрана, а музыка классиков XX века, напротив, вызовет у слушателей массу киноассоциаций, т. к. их сочинения многократно цитировались в знаменитых фильмах.

Клод Дебюсси (1862–1918) по праву считается первым композитором XX века, открывшим новый музыкальный словарь и полностью изменившим музыкальную эстетику. Он не изобретал новых гармоний, но искал красоту звучания и стремился к слиянию с самой природой. Игорь Стравинский писал: «Если бы звучания Дебюсси можно было обратить в краски, то его сочинения заняли бы в Лувре самое почетное место». Неудивительно, что знаменитые кинорежиссеры неоднократно обращались к его музыке, обладающей не только ярким колоритом и изобразительным характером, но и определенным эмоциональным переживанием, ощущением природы. В программе концерта прозвучит «Бергамасская сюита» для фортепиано французского композитора. Название опуса не связано со старинным итальянским танцем, а навеяно строчкой стихотворения Поля Верлена «Лунный свет» («Clair de lune») из сборника «Галантные празднества» («Fetes galantes»). Ноктюрн «Лунный свет» стал самой популярной частью сюиты и многократно вдохновлял режиссеров, обращавшихся к сочинениям Дебюсси в своих фильмах. Достаточно упомянуть такие ленты, как «И корабль плывет» Ф. Феллини (1983), «Фрэнки и Джонни» Г. Маршалла (1991), «Игра» Д. Финчера (1997), «Одиннадцать друзей Оушена» С. Содерберга (2001) и многие другие.

Эрик Сати (1866–1925) был прирожденным новатором и экспериментатором. В разные годы он был среди первых импрессионистов, урбанистов, кубистов, дадаистов, сюрреалистов. Именно Э. Сати стал родоначальником минимализма, открытого им в 1910-х годах задолго до опытов Дж. Кейджа. Забытый и не признанный при жизни, автор музыки балета «Парад» (1917) вернулся в современное искусство в 1960-х годах, чтобы остаться в нем навсегда. Экстравагантный и эксцентричный талант Сати, пропитанный духом сатиры и пародии, эпатировал «академиков от музыки» и широкую публику. Сочиняя, Сати руководствовался лозунгом «против всех правил искусства». Вполне естественно, что именно он явился автором музыки к сюрреалистической короткометражке «Антракт» (1924), созданной группой «Дада» и молодым режиссером Рене Клером. В 1920-х годах кино — площадка для экспериментов авангардистов всех мастей — становится театром абсурда и монтажом «аттракционов». «Меблировочная музыка» Э. Сати, его остроумные приемы музыкального коллажа коротких и повторяющихся фраз, совпадают с эстетикой киноавангарда. Позднее Рене Клер утверждал, что музыка Сати была «самой кинематографической партитурой, которую он когда-либо держал в своих руках». В концерте прозвучат ранние фортепианные пьесы Э. Сати под названием «Gnossienes», намекающие на греческое понятие «истины» и «простоты». Короткие пьесы изобилуют оригинальными приемами: они не имеют тактовых черт, не заканчиваются, а «прекращаются», полны словесных ремарок и, наконец, воплощают принципы внеевропейского музыкального мышления (медитативный характер). «Gnossienes» неоднократно цитировались в знаменитых фильмах — «Генри и Джун» Ф. Кауфмана (1990), «Элегия» И. Койшет (2008), «Господин Никто» Ж. В. Дормаля, «Хранитель времени» М. Скорсезе (2011), «Человек ноября» Р. Дональдсона (2014) и др.

Нино Рота (1911–1979) по праву может считаться «крестным отцом» всех современных кинокомпозиторов. Еще во время учебы в римской консерватории Санта-Чечилия он прослыл вундеркиндом, занимаясь композицией и дирижированием. В начале 1930-х годов он уехал в США, чтобы продолжить учебу, брал частные уроки у И. Стравинского и А. Тосканини, а вернувшись в Италию, стал директором консерватории в Бари (с 1950 до 1979). С начала 1940-х годов Рота писал музыку для кино, сотрудничая с великими режиссерами: Р. Кастеллани, Л. Висконти, Ф. Дзеффиррелли, М. Моничелли, Ф. Копполой и др. Но наиболее плодотворным оказался его многолетний союз с Федерико Феллини. Нино Рота стал первым и единственным автором музыки всех фильмов мэтра. Музыка Н. Рота посвящена человеку, его надеждам и разочарованиям, иллюзиям и ударам судьбы, герою, который в поисках истины охотно путешествует в собственное подсознание. Помимо десятка музыкальных шедевров для мирового кинематографа Н. Рота создал целый ряд сочинений в других жанрах классической музыки: оперы, балеты, симфонические и камерно-инструментальные произведения. М. Мордвинов выбрал для программы концерта 15 прелюдий для фортепиано (1964). В этих чудесных и контрастных по характеру миниатюрах присутствует знакомое по киномузыке изобразительное начало, но они вполне самодостаточны.

Эннио Морриконе (р. 1928) — знаменитый итальянский композитор, кумир нынешних киноманов, безусловно, многим обязан Нино Роте. Сегодня сложно себе представить кинокомпозитора более известного, чем он. В 1938 году (в девятилетнем возрасте) Эннио поступил в римскую консерваторию Санта-Чечилия, учился по трем специальностям (класс трубы, оркестровый, композиции). С середины 1950-х годов Морриконе начал сочинять и аранжировать музыку для кино, в титрах, правда, указывались имена более известных композиторов. В 1964 году произошла его судьбоносная встреча с кинорежиссером и школьным товарищем Серджо Леоне и с Бернардо Бертолуччи. За многие годы своей работы в кинематографе Э. Морриконе сотрудничал с Д. Понтекорво, М. Болоньини, П. Пазолини, М. Николсом, Р. Поланским, Б. Де Пальма, П. Альмодоваром, К. Тарантино и другими. В 2016 году он получил второй «Оскар» за музыку к вестерну К. Тарантино «Омерзительная восьмерка». Его музыка во многом задает тон развитию голливудского кино. Впрочем, она давно покинула тесные рамки экрана и живет абсолютно самостоятельной полноценной жизнью. Хотя имя Морриконе для большинства навсегда связано с киноискусством, он также пишет академическую музыку, дирижирует оркестром и слушает любимых композиторов — К. Монтеверди, Дж. Палестрину, И. С. Баха, Л. Ноно, А. Веберна, А. Шёнберга, И. Стравинского и С. Губайдулину. В его киномузыке множество отсылок к классике, что делает ее вдвойне привлекательной. В программе концерта прозвучат четыре этюда для фортепиано, написанные композитором в 1983–1989 годах. Михаил Мордвинов — воспитанник Гнесинской музыкальной школы (класс Т. Зеликман), позднее с отличием закончил РАМ им. Гнесиных (класс проф. В. М. Троппа). С 1999 по 2004 год стажировался в Германии в Университете музыки и театра Ганновера (проф. Б. Гецке). В 1997 году пианист был удостоен стипендии имени Г. Нейгауза фонда М. Ростроповича и почетного звания «лучшего студента года» РАМ им. Гнесиных. В 1996 году М. Мордвинов получил первую премию и золотую медаль на XII Международном конкурсе имени Р. Шумана в Цвиккау (Германия). В 1997 году стал обладателем первой премии и специального приза VI Международного конкурса имени Ф. Шуберта в Дортмунде (Германия). В последующие годы пианист неоднократно и успешно участвовал в международных конкурсах, в частности, получил специальный приз на конкурсе имени Маргарет Лонг (Париж, 2001). Столь впечатляющие победы открывают ему дорогу на международную сцену. Плотный концертный график музыканта охватывает Россию, большинство стран Восточной и Западной Европы, Японию, Корею, США. Он частный гость на престижных музыкальных фестивалях, постоянно сотрудничает с такими дирижерами как Юрий Смирнов, Дамиан Йорио, Владимир Понькин, Теодор Курентзис, Велизар Генчев, Стивен Слоан и другими Особое внимание исполнитель уделяет камерному музицированию, его репертуар в этой области особенно значителен. В 2013 году М. Мордвинов стал одним из основателей ансамбля «Arteunita», базирующегося в Валенсии (Испания); в Берлине с его участием создано трио имени Мечислава Вайнберга. Пианист активно сотрудничает с российскими и европейскими теле- и радиокомпаниями. Он осуществил множество записей для радио и телевидения.

«Франкофония». От Ars nova до Молодой Франции

12.02.2017
Мемориальная квартира Святослава Рихтера


В программе: Гийом де Машо, Франсуа Куперен, Морис Равель, Дариус Мийо, Андре Жоливе, Оливье Мессиан
Исполнители: Московский ансамбль современной музыки в составе — Иван Бушуев (флейта), Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Владислав Песин (скрипка), Илья Рубинштейн (виолончель)

Легенды исполнительского искусства (коллекция записей С. Рихтера). Встреча I. «Генрих Нейгауз»

16.02.2017
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Начало в 19:00.
Цена билета — 450 рублей. Билеты поступят в продажу в ближайшее время.

Для всех влюбленных в фортепианную музыку, а также для тех, кто интересуется великими пианистами прошлого и современности — их судьбами, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах, — Мемориальная квартира Святослава Рихтера подготовила роскошный подарок. В 2017 году в «башне» на Б. Бронной состоится новый проект: цикл лекций «Легенды исполнительского искусства», который откроется 16 февраля.

Первый вечер будет посвящен Генриху Густавовичу Нейгаузу, пианисту и педагогу. Нейгауз — один из основоположников московской фортепианной школы наряду с представителями старшего поколения — К. Н. Игумновым и А. Б. Гольденвейзером. Его эрудиция, артистизм, демократичность и полная внутренняя свобода привлекали талантливую молодежь, стремившуюся попасть к нему в класс. Святослав Рихтер не был исключением. Позднее пианист признавался, что Нейгауз стал не только его учителем, но и «вторым отцом».Генрих Нейгауз учился у великих музыкантов: Ф. М. Блуменфельда, Л. Годовского и К. Барта (в Берлине), позднее окончил Школу мастерства при Венской музыкальной академии, получив высшую награду. В 1915 году сдал экстерном все экзамены за курс обучения в Петроградской консерватории. Д. А. Рабинович вспоминал, что после выступления Нейгауза у него «на всю жизнь осталось ощущение бурной пламенности его исполнения и такой же бурной реакции, которую эта игра вызывала у слушателей… запомнились слова одного серьезного музыканта: „Какое поразительное и умное вдохновение!“». С 1922 года и до конца жизни он оставался профессором Московской консерватории (в 1935–1937 директор), воспитав целую плеяду блестящих пианистов: С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, В. В. Горностаева, Л. Н. Наумов, А. И. Ведерников, А. А. Наседкин, В. В. Крайнев и др.

«Да здравствует индивидуальность, долой индивидуализм!» — это один из лозунгов жизни Нейгауза. Он был эрудитом, человеком широких взглядов и высокой культуры: владел шестью иностранными языками, прекрасно знал художественную литературу и изобразительное искусство, увлекался философией и историей, интересовался естественными науками. Среди его близких друзей — поэт Борис Пастернак, философ Валентин Асмус, историк и литературовед Николай Вильмонт, искусствовед и переводчик Александр Габричевский, художники Роберт Фальк, Елена Ахвледиани, Василий Шухаев, многие выдающиеся музыканты, актеры и режиссеры. Человек большого мужества, редкой скромности и невероятного обаяния, Генрих Густавович ощущал поистине родственную близость с теми, в ком угадывал гармонию таланта и культуры. Не случайно он сразу всей душой полюбил Рихтера. Мощь возносящего художественного чувства и ниспосланное обоим, Рихтеру и Нейгаузу, родство душ, было много больше, чем отношения гениального Ученика и великого Учителя. Рихтер признавался: «…когда я пытаюсь говорить о Генрихе Нейгаузе, мне тотчас становится жалко и страшно разрушить словами прелесть его неуловимо-прекрасного, такого дорогого для меня образа».

Репертуар Нейгауза-пианиста был достаточно широк: от классики до современной музыки. Об исполнении им Шопена написаны сотни страниц. Рихтер считал Нейгауза великим пианистом, несмотря на его маленькие руки и технические проблемы с этим связанные. «Он блистательно играл Шумана и Скрябина. Его исполнение ми-минорного концерт Шумана и „Императорского концерта“ Бетховена было столь блистательно, что я всегда отказывался включить их в свой репертуар», — писал Рихтер о Нейгаузе. Он также утверждал, что в музыкальном исполнении всегда есть элемент театральности, который чрезвычайно важен. «Необычайно важно произвести впечатление неожиданности… За этим я и пришел к Нейгаузу, и он открыл мне глаза. Он подвел окончательный итог моим исканиям». Двенадцатого апреля 1963 года «Известия» опубликовали телеграмму, находившегося в тот день на гастролях во Франции Святослава Рихтера — телеграмму в адрес Генриха Нейгауза по случаю его 75-летия. Обращаясь к своему учителю, Рихтер писал: «…общение с Вами в концертном зале, в классе, дома, в любой обстановке — это всегда как будто чудом открывающийся выход на бесконечные просторы музыки и погружение в глубины мысли. Неповторимы ваш дар, ваша удивительная способность заражать людей своим вдохновением и подводить их к свободному творчеству…».

Рассказывать об исполнительском феномене Нейгауза, о тайнах мастерства и интерпретации музыкальных сочинений с позиций Homo Ludens, будет неординарный пианист, лауреат международных конкурсов, профессор МГК им. П. И. Чайковского Рувим Островский, который любезно согласился стать ведущим нового цикла лекций. На каждой лекции он будет не только посвящать слушателей в тайны ремесла и магию исполнительского искусства, но и познакомит с музыкальными записями из личной коллекции С. Т. Рихтера.

Итальянский Ренессанс — назад в будущее

26.02.2017
Мемориальная квартира Святослава Рихтера


В программе: итальянские мадригалы XVI–XVII века (Орацио Векки, Клаудио Монтерверди, Тарквинио Мерула, Джулио Каччини и др.), а также сочинения Ираиды Юсуповой на итальянские тексты.
Исполнители: заслуженная артистка России, народная артистка Абхазии, солистка Музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба, солисты ансамбля «La Stravaganza» в составе — Светлана Шевелева, Ася Гречищева, Инна Акулина, Полина Ерёмина

Средневековый праздник

26.02.2017
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Начало в 12:00.
Вход по билетам. Цена полного билета — 450 рублей.

Цена льготного билета — 200 рублей.
Приобрести абонемент.


Музыкальный кодекс Средневековой Европы: танцы, турниры, застолья и монастыри.

В программе: кантиги Святой деве Марии, музыка святой кермессы (аналог Масленицы), ротта, ламенто, тротто, эстампи и сальтарелло.

Инструменты: лютня, раушпфайф, гемсхорн, колесная лира, орган-портатив, смычковая псалтирь, барабан. Вокал.

Исполняют Анна Тончева, Владимир Парунцев, Маргарита Еськина, Елизавета Светозарова.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору