Предстоящие мероприятия



Читайте на эту же тему

22 декабря 2024


Добавлено 12 сентября / 19 mgk-info2

четверг


Москва

12 сентября 2019


Московская консерватория

Малый зал Московской консерватории

ул. Б. Никитская, 13

Л. ван Бетховен. Избранные сонаты для фортепиано

Л. ван Бетховен. Избранные сонаты для фортепиано

Тигран Алиханов (фортепиано)

В программе:
Л. ван Бетховен
Сонаты для фортепиано №№ 17, 23, 26, 32

Билеты можно купить в кассах и на сайте Московской консерватории

12 сентября в Малом зале консерватории прозвучат сонаты Бетховена — признанные вершины в этом жанре. Выбор народного артиста России, профессора Московской консерватории Тиграна Алиханова даст представление о разных периодах творчества композитора, покажет эволюцию его взглядов и эстетики.
Соната № 17 (1802) продолжает линию сонат-фантазий: лирико-психологический, страстный тон высказывания, психологические контрасты высокого уровня напряжения, приёмы импровизационной, фантазийной музыки. Хотя в отличие от сонаты № 14 в ней нет заголовка «Sonata quasi una Fantasia», но всё указывает на принадлежность сочинения к этому направлению, недаром у сонаты есть негласный подзаголовок: «соната с речитативами».
Соната № 23 «Аппассионата» (1804−1805) относится к самым популярным произведениям Бетховена в России, не в последнюю очередь из-за знаменитого высказывания В. И. Ленина «ничего не знаю лучше Appassionata, готов слушать её каждый день». Название «Аппассионата» отсылает нас к ремарке appassionato, что значит «страстно», однако оно не было дано сонате фа-минор самим Бетховеном. Впервые это название встречается на титульном листе нот, изданных гамбургским издателем Кранцем в 1838-м году в переложении для исполнения в четыре руки. Характеристика, данная произведению издателем, оказалась очень удачной и стала практически официальным названием сонаты.
Соната № 26 ми-бемоль мажор («Прощальная») относится к 1809−1810 годам. Она посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому и получила своё название по случаю его вынужденного отъезда из Вены во время войны. Под первыми тремя нотами сонаты Бетховен написал подтекстовку: Lebewohl («Прощайте»).
Соната № 32 также посвящена эрцгерцогу Рудольфу и завершает гигантский цикл, одновременно подводя черту эре классической сонаты и открывая дверь романтически-свободным трактовкам жанра. В сонате op. 111 Ромен Роллан видит произведение «возвращённой силы», обнаруживающее «полноту могущества и полноту безмятежности». Он пишет, что в Ариэтте Бетховен — «подлинный владыка жизни». Здесь «бесконечная греза», «высочайшее спокойствие», «безмятежность, могущество которой скрыто под почти неподвижной улыбкой Будды».
Обращение Тиграна Алиханова к наследию Бетховена неслучайно: он один из редких пианистов нашего времени, в чьем репертуаре все 32 сонаты композитора, более того, он неоднократно исполнял их циклом в течение 1−2 сезонов.

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору