Добавлено 01 декабря / 19 orgelvesper
воскресенье
Санкт-Петербург
1 декабря 2019
Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины
Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2
«Музыкальный Париж XVII-XVIII веков»
Шарль Раке (1597 — 1664)
Fantaisie
Луи Куперен (1626 — 1661)
Duretez fantaisie
Луи-Николя Клерамбо (1676 — 1749)
Сюита второго тона
Юрген Эссль (род. 1961)
Dialoge соч. 16: Récit de tierce (посв. Луи Куперену)
Мишель Корретт (1707 — 1795)
Магнификат VIII тона (Первая органная книга)
Луи Куперен
Piece in a
Павана фа-диез минор
Жан-Анри Д’Англебер (1629 — 1691)
Третья сюита пьес для клавесина in d
-----------------
В эволюции музыкальной мысли Западной Европы Собор Парижской Богоматери играет не менее значительную роль, чем в истории архитектуры: именно здесь в начале XII века был заложен фундамент европейской гармонии и полифонии. Благодаря творческим экспериментам мастеров школы Нотр-Дам началось активное развитие многоголосной музыки, пик которого приходится на XVII—XVIII вв.ека. Программу настоящего концерта составляет французская музыка этого периода. В ней наиболее ярко воплощается уникальный французский стиль, соединяющий в себе неповторимую выразительность, эмоциональную яркость и гротескную театральность образов. Неотъемлемой частью этого стиля представляются и роскошные изысканные украшения, использующиеся французскими композиторами с непревзойденным мастерством. В программу концерта вошли произведения Ш. Раке, Л. Куперена, Л. Н. Клерамбо и других композиторов.
Шарль Раке (1597 — 1664) служил органистом Нотр-Дам де Пари с 21 года. Большинство его сочинений сохранились благодаря современнику: теоретику музыки и математику Марену Мерсенну. В ответ на просьбу ученого написать произведение, которое бы «демонстрировало, что можно сделать на органе», Раке предложил сочинение — издающееся в наше время как Фантазия — по сей день сохраняющее статус уникального примера французской клавирной музыки.
Младший современник Раке, Луи Куперен (1626−1661), начал работать в Париже предположительно около 1651 года. Появление Куперена в Париже связано с интересным случаем, описанным Титоном дю Тилье:
В день именин Ж. Шамбоньера в 1650 году Луи Куперен с братом и несколькими друзьями решили поехать в его замок и поиграть для него. Они прибыли и расположились у двери комнаты, где Шамбоньер обедал с несколькими гостями, людьми разбирающимися в музыке. Хозяин дома был приятно удивлен, как и вся его компания, прекрасной пьесой, которую представили музыканты. Шамбоньер пригласил исполнителей к себе и сразу спросил, кто из них написал это произведение. Узнав, что это был Луи Куперен, Шамбоньер немедленно выразил ему свое почтение и пригласил его и всех его товарищей к столу. Шамбоньер сказал, что такому человеку, как Луи Куперен, нельзя оставаться в провинции, и что тот обязательно должен поехать с ним в Париж. Луи Куперен с удовольствием согласился, после чего Шамбоньер представил композитора при дворе.
Интересно, что пребывание в Париже Я. Фробергера в 1651—1652 гг. оказало заметное влияние на творчество Л. Куперена. Оно выразилось как в имитации итальянского жанра Durezze e ligature в сочинении Duretez fantaisie, так и в цитировании Купереном токкат Фробергера в прелюдиях (например, в Prélude à l’imitation de Mr. Froberger).
О жизни Жана-Анри Д’Англебера (1629 — 1691) известно немного: история косвенно указывает на то, что он находился в тесном общении с ведущими клавесинистами своего времени Ж. Шамбоньером и Л. Купереном. Считается, что Д’Англебер был учеником Шамбоньера. С 1660 года Д’Англебер служил при королевском дворе. Основную часть творческого наследия Д’Англебера составляет его сборник Pieces de Clavecin (Пьесы для клавесина, Париж, 1689), состоящий из четырех сюит. Сборник посвящен талантливой клавесинистке Принцессе де Конти (Марие Анне де Бурбон, дочери Людовика XIV), будущей ученице Франсуа Куперена Великого. Именно для нее Д’Англебер сочинил большинство пьес, вошедших в Pieces de Clavecin.
Луи Николя Клерамбо (1676 — 1749) — органист Парижских церквей Сен-Сюльпис и Сен-Жак — был известен как один из лучших органистов Франции. Одна из особенностей творчества Клерамбо — сочетание в его сочинениях французского и итальянского стилей. Это сочетание оказалось наиболее плодотворным в кантатах Клерамбо, благодаря которым его репутация взлетела выше всех остальных. Элементами итальянского стиля пронизан и инструментальный сборник Клерамбо Livre d’orgue, состоящий из двух сюит: итальянская контрапунктическая техника соединяется здесь с традиционной французской орнаментикой и особой, характерной для музыки французских композиторов выразительностью.
О биографии Мишеля Корретта (1707 — 1795) сведений практически не сохранилось, однако известно, что ценили как одного из лучших органистов Франции. Большая часть сочинений Корретта основана на популярных мелодиях. Интересным примером этому служит церковное песнопение «Laudate Dominum de coelis» (1765), за основу которого Корретт взял «Весну» Вивальди. Cтав органистом храма Св. Марии в 1737 году, Корретт опубликовал свою Первую книгу для органа (Premier Livre d’Orgue), в которую вошли четыре органных Магнификата. Интересно, что будучи опытным преподавателем, сразу после содержания сборника Корретт приводит краткий словарь итальянских терминов, которые используются в этом издании.
Самое современное произведение, вошедшее в программу концерта — Récit de tierce известного немецкого композитора Юргена Эссля (род. 1961). На первый взгляд выбивающееся из исторического периода, которому посвящен концерт, это сочинение задумано автором как дань памяти Луи Куперена. Появление Récit de tierce в 1996 году стало из самых примечательных свидетельств тому, что французская музыка XVII—XVIII вв. еков вдохновляет композиторов по сей день.
Автор текста: Надежда Зубова
-----------------
Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или онлайн
Начало концерта в 16:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj