23 ноября в 17:00 в Большом зале Ленинского мемориала Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова (художественный руководитель —
Надежда Артемьева) и солисты Большого театра России
Екатерина Лёхина (сопрано),
Леонид Бомштейн (тенор),
Константин Сучков (баритон) и
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя
Ильи Дербилова исполнят кантату «Кармина Бурана». Концерт входит в программу фестиваля музыки «Осенние гастроли».
Лекция перед концертом: «Фортуны колесо вертеться не устанет». Лектор-музыковед — кандидат искусствоведения
Олеся Фиалко (Музыкальная гостиная, 16:15).
В рамках праздничных мероприятий, приуроченных к 150-летию со дня рождения В. И. Ленина, старший научный сотрудник Дома-музея В. И. Ленина
Ольга Шалёва прочитает лекцию «Азарт был свойством его натуры… Хобби и интересы по-ленински» из цикла «Немодный ныне Ленин» в фойе 1 этажа БЗЛМ.
Кантата «Кармина Бурана» (Carmina Burana), ставшая одной из визитных карточек музыки ХХ века, — самое знаменитое сочинение немецкого композитора Карла Орфа. Написанная в 1936 году, кантата и сегодня поражает своей монументальностью, новизной жанрового решения, редкостным сочетанием сложности и простоты, демократичностью музыкального языка.
Интригующее название «Carmina Burana» в переводе с латинского означает «Баварские песни» или «Бойернские песни». Источником текстов стала средневековая рукопись, датированная примерно 1300 годом и найденная в начале XIX века в бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Buranum) в Баварских Альпах. Композитор оставил неприкосновенным оригинальный текст рукописного сборника, включающего тексты на средневековой латыни, старонемецком и старофранцузском языках. Из почти трёхсот текстов он выбрал 24 стихотворения, повествующих о переменчивости судьбы, весенней природе и любви, песни застольные и сатирические, которые складываются в широкую и пёструю панораму жизни. Все стихи сочинены вагантами — странствующими средневековыми поэтами, школярами, расстриженными монахами. На первой странице монастырского сборника находилось изображение колеса Фортуны.
Музыка кантаты обладает потрясающей, почти гипнотической силой воздействия, она красочна и живописна. Номера, посвященные любви, исполняют солисты, а сатирически-пародийные и песни монахов, в основном, исполняет хор в сопровождении инструментов. Огромный оркестр с увеличенной группой ударных дополнен двумя роялями, которые также используются в ударно-звонной функции. Многие номера кантаты стилизованы под народно-песенный фольклор, а танцевальные ритмы увлекают своей энергией, подобно магическому обряду.
В основе композиции кантаты — аллегория колеса Фортуны, богини судьбы. Хоровой пролог «О, Фортуна, повелительница мира» повторяется в конце сочинения, символизируя полный оборот колеса. Хор «О, Фортуна», мощные аккорды и властный ритм которого олицетворяют неотвратимость рока, стал самым знаменитым номером кантаты. Между прологом и эпилогом располагаются три части кантаты: «Весна», «В таверне», «Двор любви».
Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова — один из лучших хоровых коллективов России. У истоков капеллы (основана в 1944 году) стоял выпускник Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Р Ф Семен Григорьевича Эйдинов. С 1996 года и на протяжении 23 лет художественным руководителем капеллы была заслуженный деятель искусств Р Ф Надежда Иванова. В настоящее время коллектив возглавляет
Надежда Артемьева.За годы творческой деятельности коллектив побывал на гастролях в 300 городах России и многих странах Европы. В репертуаре коллектива более двух тысяч произведений русской и зарубежной классики.
Магнитогорская капелла хорошо известна ульяновским зрителям. Вместе с Ульяновским симфоническим оркестром капелла участвовала в исполнении оратории «Иван Грозный» и кантаты «Александр Невский» Прокофьева, Реквиема Верди и «Патетической оратории» Свиридова, и других крупных вокально-симфонических произведений.
Екатерина Лёхина окончила Академию хорового искусства им. В. С. Попова по классу профессора С. Г. Нестеренко. Лауреат международных конкурсов, обладательница премии
Grammy в номинации «Лучшая оперная запись — 2011» за роль принцессы Клеманс в опере К. Саариахо «Любовь издалека».
Международный дебют певицы состоялся в 2006 году в Венской Фольксопер, где она исполнила партии Мадам Херц и Царицы ночи («Директор театра» и «Волшебная флейта» Моцарта). С большим успехом выступала в оперных театрах Германии, Италии, Англии, Испании, Монако, Китая и других.
В настоящее время является приглашённой солисткой Большого театра России, работает по контрактам в различных оперных театрах мира.
Константин Сучков — солист Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Выпускник Московской государственной консерватории по классу профессора П. И. Скусниченко. Лауреат IV Международного конкурса им. Бориса Штоколова, V Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, XXVI Международного вокального конкурса им. М. И. Глинки. Гастролировал в Японии, Италии, Австрии.
Приглашённый солист Большого театра России (дебютировал в 2013 году).
Леонид Бомштейн окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных. Пел в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» и Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1998 года — солист Большого театра России.
Лауреат Международного конкурса «Musica classica», обладатель Гран-При Международного конкурса «Рождественская звезда». Сотрудничает с оперными театрами Франции, Германии, Италии, Финляндии. Доцент кафедры сольного пения Российской академии музыки им. Гнесиных.
Цена билетов: от 350 до 1000 рублей. Действует абонемент № 4.
Подробную информацию вы можете узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала 27−35−06, отдел работы со слушателями 44−19−73, на сайте http://www.leninmemorial.ru/ и в официальной группе филармонии ВК: http://vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты вы можете в кассах Ленинского мемориала, Дома-музея В. И. Ленина (ул. Ленина, 70) и на сайте http://www.leninmemorial.ru/.