Добавлено 27 марта / 20 orgelvesper

пятница


Санкт-Петербург

27 марта 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

«Органное барокко и органный романтизм»

«Органное барокко и органный романтизм»

Анастасия Сидельникова – орган (Москва)

VII Международный органный фестиваль
«В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОЙ НЕДЕЛИ»


Николаус Брунс (1665 — 1697)
Прелюдия in e (большая)

Дитрих Букстехуде (1637 — 1707)
Пассакалия in d, BuxWV 161

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Хоральная прелюдия Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639

Теодор Дюбуа (1837 — 1924)
In Paradisum

Густав Меркель (1827 — 1885)
Allegro risoluto из Сонаты № 5, ре минор, соч. 118

Феликс Мендельсон (1809 — 1847)
Соната ре минор, соч. 65 № 6

----------

29 марта нас ждет интересная встреча с солисткой Московской государственной академической филармонии, лауреатом международных конкурсов Анастасией Сидельниковой. Это имя хорошо известно ценителям органной музыки. Будучи студенткой Московской консерватории, она уже начала успешную концертную карьеру, выступая в городах России, Украины и Беларуси, в странах Прибалтики и Европы, в США и Японии.

В 1994 году на Всемирном фестивале в Калгари (Канада) Анастасия Сидельникова была признана одной из лучших молодых органистов мира. Сегодня Анастасия Сидельникова — желанный участник многочисленных международных фестивалей органной музыки. Органистка столь же успешно ведет и педагогическую деятельность, проводит мастер-классы и семинары, занимается научно-исследовательской работой.

Программу концерта открывает Прелюдия in e Николауса Брунса, яркого представителя северогерманской органной школы. Ученик Дитриха Букстехуде, он отличался необычайной одаренностью. Исследователи его творчества отмечали неистощимую изобретательность, при которой свобода композиционного мышления фантазийного склада подчинялась неумолимой логике формы. Именно эти черты свойственны Прелюдии, в которой многочастная цикличность и непредсказуемость развития органично сочетаются с конструктивной строгостью формы целого. Внимание слушателей часто привлекают эпизоды, напоминающие скрипичные соло на фоне органного баса. Это необычное построение фактуры связывают с особенностью любимой формы музицирования Николауса Брунса, который прекрасно играл на скрипке и нередко сопровождал свои скрипичные импровизации одновременной игрой на органной педали.

Дитрих Букстехуде — имя этого крупнейшего композитора эпохи барокко, конечно же, хорошо известно любителям органной музыки. Интересно, что наибольшую славу ему принесли воскресные предрождественские концерты, собиравшие музыкантов со всей Европы. Значительная часть органных и хоровых произведений Букстехуде была создана именно для этих «Вечерних концертов» (Abendmusik).

Пассакалия in d Дитриха Букстехуде принадлежит к числу наиболее исполняемых органных сочинений. Неспешное развертывание образа захватывает слушателя и заставляет сопереживать с первого мгновения. Неумолимое движение баса ввергает нас в поток нарастающего драматизма. В самой идее вариаций на basso ostinato уже заложено начало неизбежной предопределенности всего сущего. Многие исследователи обращают внимание и на цифровую символику пассакалии: тема из семи нот проводится по семь раз в каждом из четырех разделов формы (в тональностях — ре минор, фа мажор, ля минор, ре минор). Четыре жизненных фазы — от зарождения к угасанию.

Прелюдия и фуга ля минор Иоганна Себастьяна Баха — в ряду его шедевров занимает особое место. Заслуживает внимания сам факт создания второй редакции, где отточенность мелодической линии достигает почти немыслимого совершенства. Никогда И. С. Бах не вкладывал столько энергии и духовной силы в одинокий мелодический голос. Свободный полет фантазии, виртуозные соло, требующие абсолютной свободы педальной техники, яркий, захватывающий своей страстностью тематизм — характерные черты прелюдии. Всесокрушающая мощь диссонансов последних ее тактов находит разрешение в стремительном потоке голосов фуги. Это тот редкий случай в творчестве Баха, когда идеальная уравновешенность формы достигается лишь в единстве цикла: прелюдии и фуги.

Хоральная прелюдия И. С. Баха «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» (Из глубины взываю к Тебе, Господь Иисус Христос), вероятно, самое популярное сочинение. Многие слушатели сразу же вспоминают фильм Андрея Тарковского «Солярис» (и в этом — традиции времени), где органный «голос» баховской прелюдии произвел на зрителей ошеломляющее впечатление: быть может, впервые в атеистическое сознание проникла мысль о том, что мы не одиноки в этом мире. Есть Нечто, стоящее над нами — могущественное, неподвластное нам, способное изменить наш мир. И ведь это был первый шаг к постижению Божественной сущности Бытия. Прелюдия на тему хорала «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» удивительна своей проникновенностью, в ней явственно слышим мы смиренную мольбу израненной страданиями души.

Теодор Дюбуа — французский композитор, органист конца XIX и начала XX столетий. Создавший огромное число произведений, он оказался вне времени, его музыка не вписалась в эпоху социальных перемен, когда формирование нового музыкального языка стало неизбежной необходимостью. Он «устарел» еще при жизни, будучи в рассвете творческих сил. Эта несправедливость была исправлена в самом начале XXI столетия, когда органистка Хельга Шауэрте записала альбом органных пьес Т. Дюбуа, возродив тем самым интерес к творчеству этого композитора. Пьеса «In Paradisum» («В раю») очень характерна для стилистики Дюбуа. Гармония мира, светлое восприятие сущего, Свет души, устремленной к Богу — вот, что рождает ощущение «in paradisum».

Густав Меркель — немецкий композитор XIX столетия, выдающаяся фигура романтической органной музыки. Ученик Роберта Шумана, он посвятил себя, как композитор, органу. Им созданы органные сонаты, фантазии, прелюдии, фуги, камерные произведения с органным сопровождением. Соната № 5, ре минор — сочинение, соединившее в себе черты классической сонаты (3-частный цикл с медленной второй частью) и романтическую патетику нового времени.

В завершении программы прозвучит Шестая органная соната (ре минор) Феликса Мендельсона. Цикл из шести сонат занимает центральное место в органном творчестве композитора (которого Роберт Шуман назвал «Моцартом девятнадцатого столетия»). Эти сонаты отринули сложившиеся классические традиции и явились своеобразной антологией форм и жанров эпохи барокко, возродившей их к жизни. Хорал, фуга, трио, ария, прелюдия, вариации… обрели здесь новое романтическое отражение мира, а каждая из сонат представляет собой индивидуально неповторимый по форме цикл.

Важное место в идейной направленности сонат занимает обращение композитора к тематизму известных хоралов. В основе первой части шестой сонаты (написанной в форме вариаций) лежит тема хорала XIV столетия «Vater unser» (Отче наш). Хорал экспонируется в строгой аккордовой фактуре, а затем следуют четыре вариации (ярко контрастные по характеру). Лирическое песенное начало и драматизм виртуозного движения, чередуясь, создают ощущение развертывания трагических жизненных коллизий. Последняя вариация — своеобразная драматичная фантазия на тему хорала. Вторая часть сонаты — фуга. Сдержанная сосредоточенность и волевая собранность характеризуют облик ее темы (и всю композицию этого раздела). Andante — лирический финал сонаты. Мажорная (светлая по колориту) тональность, неспешное движение, гибкое сплетение голосов — все это напоминает нежные образы «Песен без слов».

Но близится время концерта. Уступим же место великому чуду — Музыке.

Автор текста: Юрий Фебенчук

---------

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или заранее онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 21:30

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору