21 сентября в 17:00 на сцене ДК «Губернаторский» (ул. Спасская, 13/2)
Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижёра
Эдуарда Дядюры откроет 82-й концертный сезон. В программе примет участие пианистка
Ева Геворгян (Москва) — лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова (2022).
Концерт состоится при поддержке проекта Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».Программа концерта полностью сформирована из произведений Петра Ильича Чайковского и посвящена 185-летию со дня его рождения. Прозвучат Четвёртая симфония и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, которые объединяет обращение к народным мотивам, мелодическая щедрость, драматический размах.
Четвёртая симфония — произведение этапное в творческом пути композитора, первый образец симфонической драмы в русской музыке. Чайковский работал над ней в течение нескольких месяцев 1877 года, после тяжелого душевного кризиса, вызванного крайне неудачной женитьбой. Пришла помощь, позволившая ему бросить опостылевшее преподавание и жить там, где хочется. Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в 3000 рублей. Щедрую материальную поддержку оказала и известная любительница музыки, меценатка Надежда фон Мекк, страстная поклонница музыки Чайковского. Он смог уехать за границу — сменить впечатления, поправить серьёзно пошатнувшееся здоровье.
В письме к фон Мекк от 1 мая 1877 года композитор писал:
«Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». С. И. Танееву Чайковский сообщал:
«…В сущности, моя симфония есть подражание Пятой бетховенской, т. е. я подражаю не музыкальным его мыслям, а основной идее… Ещё я прибавлю, что нет ни одной строчки… которая не была бы мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души». У Бетховена Чайковский позаимствовал идею злого рока, преследующего человека, лишающего его покоя, счастья, стоящего на пути к цели. Сладкие грёзы, меланхолия, воспоминания о прошлом — всему противостоит фатум. И только простые людские радости, по представлению Чайковского, позволяют забыть о злом роке и продолжать жизнь. Музыкальным воплощением этого народного празднества стала народная песня «Во поле берёза стояла».
Симфония стала итогом всего предшествовавшего творчества композитора, открыла новый этап, осветила новые, более глубокие перспективы не только в симфонизме Чайковского, но и в развитии симфонического жанра в целом.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — самый исполняемый из фортепианных концертов Чайковского, обязательное произведение на одном из самых престижных музыкальных конкурсов мира — Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Это первый фортепианный концерт, созданный русским композитором и завоевавший признание за границей.
«За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива — от крестьянина до короля», — эти слова пианиста Андрея Владимировича Гаврилова относятся к первым тактам Концерта. В этом произведении есть всё, что нужно, чтобы заслужить любовь публики и исполнителей — мелодическая красота, нежнейшая лирика, мощный порыв к радости жизни, пианистическая виртуозность. По грандиозности масштаба, разнообразию тем и напряжённости «музыкального действа» Концерт можно назвать «фортепианной симфонией».
Ева Геворгян — молодая российская пианистка, в настоящее время учится в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе Натальи Трулль, а также в Музыкальной школе имени королевы Софии в классе Станислава Юденича.
Стипендиат Международной музыкальной академии в Лихтенштейне. Совершенствовала своё мастерство в Международной фортепианной академии «Лаго-ди-Комо» в Италии под руководством Станислава Юденича, Уильяма Гранта Наборе и Дмитрия Башкирова. Участвовала в мастер-классах, которые проводили, в частности, Пауль Бадура-Шкода, Павел Гилилов, Григорий Грузман, Пётр Палечный и Борис Петрушанский. Выступала на многочисленных фестивалях, в том числе на фестивале в Вербье, Международном фестивале Шопена в Душники-Здруй и Музыкальном фестивале в Перудже. Сотрудничала со многими коллективами, такими как оркестр Мариинского театра, Далласский симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, а также с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Василий Петренко и Лоуренс Фостер.
Ева Геворгян — лауреат свыше 40 детских и юношеских музыкальных конкурсов, в числе которых конкурс им. Шопена (Польша, 2014), им. Шумана (Германия, 2017), XVIII телевизионный конкурс «Щелкунчик» (2017), Grand Piano Competition (Москва, 2018), им. Клайберна (США, 2019) и другие.
В 2019 году получила премию International Classical Music Awards в номинации «Открытие года». В 2020 году — Гран-при на Международном музыкальном онлайн-конкурсе в Чикаго и I премию II Международного конкурса «Молодой Шопен» (Швейцария).
В 2021 году стала финалисткой XVIII Международного конкурса пианистов имени Шопена и получила приз как самая юная финалистка конкурса.
В июне 2022 года стала лауреатом III степени и обладателем бронзовой медали конкурса Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижёров им. С. В. Рахманинова.
В 2023 году победила на конкурсе «Фортепианный приз Бёрна» (Германия).
Пианистка является стипендиатом фондов «Новые имена», Владимира Спивакова, Международной музыкальной академии в Лихтенштейне.
В 2022 году фирма «Мелодия» выпустила сольный диск Евы Геворгян с произведениями Скрябина и Шопена.
В программе: П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23.
Симфония № 4 фа минор, op. 36.
Цена билетов — 500−1700 рублей. Подробную информацию о концерте и билетах можно узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала 27−35−06, отдел работы со слушателями 44−19−73, на сайте www.leninmemorial.ru/">www.leninmemorial.ru/
и в официальной группе филармонии ВК:
vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты можно на сайте
www.leninmemorial.ru/«>www.leninmemorial.ru/