Добавлено 05 июня / 18 miarch

вторник


Москва

5 июня 2018


СТД, «Музыкальный журнал», Театр-музей при доме К.С.Станиславского

Дом-музей К.С.Станиславского

Пашкевич «Любовь побеждает» («Скупой»)

Пашкевич «Любовь побеждает» («Скупой»)

Михаил Архипов (дирижер)

Опера «Скупой» В. А. Пашкевича занимает почётное место в ряду наиболее ранних и самых репертуарных отечественных опер. Её премьера состоялась не позднее 1781 года в Вольном российском театре антрепренёра К. Книппера.
Либретто оперы принадлежит выдающе- муся поэту и драматургу Якову Борисовичу Княжнину (1740/1742 — 1791). Судьба Княжнина сложилась непросто. Сын псковского вице-губернатора, он получил блестящее образование, владел несколькими языками. Служил переводчиком в канцелярии Иностранной коллегии, затем перешёл на военную службу. В 1773 году был обвинён в растрате казённых денег. После суда его уволили со службы и лишили дворянского звания. Прощённый Екатериной II, с 1781 года он работал секретарём у И. И. Бецкого, главного попечителя просветительских и воспитательных учреждений. В этот период сочинения Княжнина обретают популярность и в 1783 году его избирают членом Российской Академии. Примечательно, что супругой драматурга стала Е. А. Сумарокова, дочь знаменитого литератора.
Театральное наследие Княжнина, наряду с творчеством Н. П. Николева, А. О. Аблесимова, М. М. Хераскова, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова и других авторов, составило основу репертуара русского театра на рубеже XVIII — XIX столетий. В своих сочинениях он опирался на известные сюжеты западно-европейских классиков — Вольтера, П. Метастазио, Ж.-Б. Мольера, К. Гольдони. За подражание переводной литературе А. С. Пушкин называет Княжнина в романе «Евгений Онегин» «переимчивым». Произведения в жанре трагедии (в том числе «Дидона», «Титово милосердие», «Росслав»), комедии («Хвастун», «Чудаки») и комической оперы («Несчастье от кареты», «Скупой» — музыка В. Пашкевича, «Сбитеньщик» — музыка А. Булланта) завоевали заслуженный успех у публики. Одним из самых удачных сочинений Княжнина признана мелодрама «Орфей и Эвридика», поставленная в 1781 году с музыкой Ф. Торелли и в 1792 году с музыкой Е. Фомина. Вольнодумство и антимонархические мотивы в трагедии «Вадим Новгородский», созданной в период Французской революции (1789) послужили поводом для допросов драматурга в Тайной канцелярии С. И. Шешковского, после которых он скоропостижно скончался. Известно высказывание А. С. Пушкина в «Заметках по русской истории XVIII века», отражающее взгляд современников: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность».
Василий Алексеевич Пашкевич
(1742/1749? — 1797) вошёл в историю русской музыки как основатель жанра национальной комической оперы. О его жизни известно немного, портретные изображения не найдены. Предположительно Пашкевич в детстве был певчим Придворной певческой капеллы, где обучался игре на скрипке и, возможно, основам композиции.
В 1773—1774 годы он служит учителем пения в Академии художеств, не позднее 1776 года становится скрипачом придворного бального оркестра, затем «капельмейстером бальной музыки». С конца 1770-х годов Пашкевич сотрудничает с Вольным российским театром К. Книппера, где постановки осуществлял знаменитый русский актёр и режиссёр И. А. Дмитревский. В театре ставились четыре оперы композитора: «Несчастье от кареты» и «Скупой» (1779, 1781?, либретто Я. Б. Княжнина), «Тунисский паша» и «Санктпетербургский гостиный двор» (обе 1782, либретто М. А. Матинского).
Пашкевич занимал особое положение при дворе Екатерины — преподавал музыку, участвовал в проведении закрытых балов в царственном доме. В 1789 году, единственный из российских музыкантов и композиторов, он получил чин коллежского асессора. С середины 1780-х годов императрица привлекает Пашкевича к созданию собственных театральных сочинений — опер «Февей» и «Федул с детьми» и исторического представления «Начальное управление Олега», для которого он пишет свадебные хоры на материале русских песен.
В последние годы жизни Пашкевич числился учителем пения в Придворной певческой капелле. После смерти Екатерины II в 1796 году был уволен без назначения пенсии и вскоре его не стало.
Сюжет оперы «Скупой» восходит к одноименной комедии Ж.-Б. Мольера (1668) и соответствует классицистскому принципу триединства места, времени и действия. Фабула Мольера, имеющая древнейшую литературную историю, перенесена Княжниным в его время (1778 год) и обстоятельства российского мещанского быта. В опере действуют две пары влюблённых (традиционны «говорящие» имена): Любима и Миловид (господа), Марфа и Пролаз (слуги). Главный герой — ростовщик Скрягин, опекун Любимы. Он препятствует счастью молодых, и тогда Марфа переодевается графиней, «влюбляет» в себя Скрягина и просит денег в долг, чтобы Любима могла выйти замуж с приданым. На чашу весов перед ростовщиком поставлены любовь к графине и страсть к деньгам. Под натиском хитрых слуг он решается выдать мнимой графине нужную сумму и остаётся ни с чем.
Музыкальная композиция «Скупого» не укладывается в рамки типичных разновидностей комической оперы. Состав персонажей (господа, их слуги и опекун), образы героев, ряд сценических ситуаций (в том числе с переодеванием Марфы) характерны для итальянской оперы буффа. В то же время либретто содержит разговорные диалоги, свойственные французской комической опере, тогда как в опере буффа были употребительны вокальные речитативы.
Произведение состоит из арий и ансамблей, хоры отсутствуют. Экспозиция одноактной оперы представлена трио Марфы, Пролаза и Скрягина и ариями всех действующих лиц. Завязка и развитие интриги происходит в ансамблях — квинтете и двух дуэтах Скрягина с Марфой и Пролазом. Кульминацией становится аккомпанированный речитатив Скрягина, в котором он должен сделать выбор между личным счастьем и кошельком. После арии Пролаза действие движется к развязке — в трио Скрягин дик-тует заветную расписку, в арии проклинает обманщиков. Завершает оперу квартет господ и слуг, торжествующих победу над жадным ростовщиком.
Характеристики героев Пашкевич мастерски раскрывает в ариях и ансамблях, где остроумно и виртуозно использует полифонические средства и тембровые контрасты. Так в квинтете репликам Скрягина отвечает четырёхголосный канон любовников, которых он застал врасплох. В дуэте Марфы и Скрягина ростовщик объясняется в любви мнимой графине, но она будто не слышит и просит денег в долг — герои поют в контрапункте, вокальные голоса дублируются альтами и фаготами. «Трио расписки» основано на контрапункте разнородных речитативов, скрепляемых монотонными оркестровыми фигурациями, при этом каждый персонаж снова поёт о своём: Скрягин диктует текст, Марфа, не обученная грамоте, изображает головную боль, Пролаз пытается запутать ростовщика.
Речитатив Скрягина — единственный вокальный речитатив в опере — пример уникальной драматургической находки Пашкевича. Образ главного героя достигает в нём вершины развития через гиперболизацию эмоций и музыкальную иронию: композитор использует драматические средства оперы-сериа, вызывающие курьёзный эффект в рамках комедии.
Современник В. А. Моцарта, В. А. Пашкевич в опере «Скупой» сумел не только освоить композиционные приёмы разновидностей европейской оперы, но и создать образец жанра, не имеющий аналогов в мировой музыкальной литературе.

Начало концерта в 18:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору