Барбара Фриттоли, сопрано, Италия
Хибла Герзмава, сопрано
3 июня, понедельник
Начало в 19:00Театр оперы и балета
Воронежский академический симфонический оркестр
Дирижер - Владимир ВербицкийБарбара Фриттоли – итальянская оперная дива, которую называют «самым знаменитым вердиевским сопрано наших дней». Певица с отличием окончила миланскую консерваторию имени Джузеппе Верди, где ее педагогом была Джованна Канетти, и снискала мировую известность как образцовая исполнительница ведущих партий в операх Моцарта, Верди и Пуччини.Барбара Фриттоли является лауреатом многих международных конкурсов, выступает на ведущих сценах мира: в нью-йоркской Metropolitan Opera, миланском La Scala, лондонском Covent Garden, парижской Opera Bastille, флорентийском театре Maggio Musicale, брюссельском La Monnaie, Баварской Государственной опере, дрезденской Semperoper, туринском Teatro Reggio, театрах Неаполя, Барселоны, Филадельфии, Цюриха, Генуи, на фестивалях в Зальцбурге, Равенне, Глайндборне.На протяжении своей блестящей карьеры певица исполнила ведущие партии во многих постановках. К лучшим из партий относятся Дездемона («Отелло» Верди), Леонора («Трубадур» Верди), Алиса («Фальстаф» Верди), Фьордилиджи («Так поступают все» Моцарта), графиня Розина («Свадьба Фигаро» Моцарта), Маргарита («Фауст» Гуно), Виттелия («Милосердие Тита» Моцарта), Лю («Турандот» Пуччини), Мими («Богема» Пуччини) и другие.В концертный репертуар «итальянского шелкового сопрано» входят оратория Гайдна «Сотворение мира», «Немецкий реквием» Брамса, Большая месса Моцарта, оратория Гуно «Смерть и жизнь», Четвертая симфония Малера, Stabat Mater Перголези, Stabat Mater Россини и многие другие.Среди дирижеров, с которыми сотрудничала певица, - Джеймс Конлон, Валерий Гергиев, Колин Дэвис, Чарльз Маккерас, Зубин Мета, Джеймс Ливайн... Барбара Фриттоли пользуется особой симпатией и доверием великого итальянца Риккардо Мути, который почти 20 лет был художественным руководителем и главным дирижером театра La Scala.В 2004 году вместе с солистами Мариинского театра Фриттоли пела в Реквиеме Верди. Позже запись Реквиема получила премию «Грэмми» 2010 года в двух номинациях – «Лучший классический альбом» и «Лучшее хоровое исполнение». За дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра тогда стоял Риккардо Мути, солировали звезды Мариинского театра Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков, а также Барбара Фриттоли и Марио Дзеффири.В 2008-м примадонна выступила в концертном зале имени Чайковского с программой из произведений Моцарта, Бетховена и Мартуччи. В июне 2011 года на «Звездах белых ночей» в зале Мариинского театра Фриттоли пела в гала-концерте «Музыка Сарти», а на закрытии V Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи в 2012 году исполнила избранные арии из моцартовских опер в сопровождении ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. В январе 2013 года намечается выступление итальянской вокалистки в Государственном Кремлевском дворце в концерте «Дмитрий Хворостовский и друзья», посвященном 50-летию знаменитого российского баритона.Концерт Платоновского фестиваля станет уникальным для России событием. На открытии фестиваля в театре оперы и балета Барбара Фриттоли исполнит шедевры оперной классики, а основой программы станут арии из опер Джузеппе Верди, 200-летие которого мир отметит в 2013 году. Столь масштабную программу из произведений Верди итальянская примадонна исполнит в России впервые.Хибла Герзмава — примадонна Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, одна из наиболее востребованных российских певиц на мировой оперной сцене. Народная артистка России и народная артистка Республики Абхазия.
Исполняет ведущие партии, среди которых Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти), Виттелия («Милосердие Тита» В.А. Моцарта), Донна Анна («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Олимпия, Джульетта, Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха) и другие. Герзмава пела в театре Елисейских полей и театре Шатле в Париже, Баварской государственной опере в Мюнхене, Римской опере, петербургском Мариинском театре и токийском Бунка Кайкан. В 2008 году состоялся ее дебют на сцене Королевской оперы Ковент Гарден в Лондоне, где она исполняла партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». В октябре 2010 года Хибла впервые выступила на сцене Метрополитен Опера, исполнив партию Антонии в постановке «Сказок Гофмана» Оффенбаха. В сентябре 2011 года состоялся дебют певицы в Парижской опере, а в октябре 2012 года — в Венской государственной опере.
В 1994 году получила Гран-при X Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 2001 году Герзмава стала лауреатом театральной премии «Золотой Орфей» в номинации «Лучшая певица». В 2010-м за исполнение партии Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» была удостоена Национальной театральной премии «Золотая Маска», в 2011 году стала лауреатом премии «Триумф». Певица выступает с выдающимися музыкантами и дирижерами и является постоянной приглашенной солисткой Метрополитен-опера, Королевского оперного театра Ковент Гарден и Венской государственной оперы. Хибла — хозяйка фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...» в своей родной Абхазии, который проходит ежегодно уже 12 лет.
На открытии третьего Платоновского фестиваля на сцене оперного театра Хибла Герзмава исполнит арии из опер Винченцо Беллини, Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини.
Миша Майский, виолончель, Израиль
6 июня, четверг
Начало в 18:00Концертный зал филармонии
Воронежский академический симфонический оркестр
Дирижер – Владимир ВербицкийАнтонин Дворжак – Концерт для виолончели с оркестром
Макс Брух – «Кол нидрей»
Петр Чайковский – Симфония №
Миша Майский – виолончелист мирового класса, который принадлежит к числу самых ярких исполнителей современности.
Миша Майский родился в Риге, где учился в музыкальной школе им. Э. Дарзиня и в консерватории, а в 1962 году он поступил в Ленинградскую консерваторию. После блестящего дебюта с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в 1965 году Майского назвали «Ростроповичем будущего».
Годом позже виолончелист становится лауреатом конкурса им. П.И. Чайковского и, наряду с концертной деятельностью по всей территории бывшего СССР, начинает занятия у Мстислава Ростроповича в Московской консерватории. В 1970 году он на 18 месяцев попадает в трудовой лагерь под Горьким по ложному доносу – и после этого эмигрирует в Израиль.
В 1973 году Майский выигрывает международный конкурс виолончелистов им. Г. Кассадо во Флоренции, а также дебютирует в нью-йоркском Carnegie Hall с Питтсбургским симфоническим оркестром. После этого концерта неизвестный меценат подарил музыканту виолончель XVIII века мастера Монтаньяна, на которой Майский играет до сих пор.
В 1974 году Миша Майский берет уроки в Калифорнии у легендарного Григория Пятигорского – и таким образом становится единственным в мире виолончелистом, учившимся и у Ростроповича, и у Пятигорского. В это время к музыканту приходит международная известность, и он регулярно дает концерты во всем мире.
Миша Майский – постоянный гость крупнейших фестивалей. Он сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Леонард Бернстайн, Шарль Дютуа, Карло Мария Джулини, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Джеймс Левайн, Владимир Ашкенази, Джузеппе Синополи и Даниель Баренбойм. Также он выступает с артистами мирового уровня, среди которых Марта Аргерих, Раду Лупу, Нельсон Фрейре, Евгений Кисин, Ланг Ланг, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Вадим Репин, Максим Венгеров, Джошуа Белл, Юлиан Рахлин и Янин Янсен.
В 1982 году Майский осуществляет первую запись для фирмы Deutsche Grammophon – двойной концерт Брамса с Гидоном Кремером и Венским филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна. Эта работа положила начало долголетнему союзу артиста с немецкой звукозаписывающей фирмой.
Сейчас дискография виолончелиста составляет более тридцати сольных альбомов, многие из которых отмечены престижными премиями в области звукозаписи. Среди наиболее известных записей Майского – виолончельные концерты Шостаковича (с Лондонским симфоническим оркестром и Майклом Тилсоном-Томасом), фортепианные трио Чайковского и Шостаковича с Мартой Аргерих и Гидоном Кремером, сочинения Мясковского и Прокофьева, записанные с Российским национальным оркестром и Михаилом Плетневым, «Гольдберг-вариации» Баха в исполнении Юлиана Рахлина, Нобуко Имаи и Миши Майского и многие другие.
В 2011 году состоялась мировая премьера – двойной концерт Родиона Щедрина «Романтическое приношение» с участием Миши Майского, Марты Аргерих и Люцернского симфонического оркестра Неэме Ярви.
Экстравагантный музыкант Майский не признает фраков, он часто играет концерты в свободных рубашках без пуговиц японского дизайнера Иссея Мияки, а вместо бабочки носит древний талисман – украшение с бриллиантом старинной огранки и множеством других камней, который 300 лет назад надевали на тюрбан в Индии.
Борис Березовский, фортепиано
8 июня, суббота
Начало в 18:00Концертный зал филармонии
Воронежский академический симфонический оркестр
Дирижер – Владимир ВербицкийНиколай Метнер – Десять сказок
Сергей Рахманинов – Семь прелюдий
Иоганнес Брамс – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Пианист
Борис Березовский, которого критики называют «новым Рихтером», входит в мировую музыкальную элиту. Его искусство отличается феноменальной виртуозностью, убедительными интерпретациями произведений самых разных эпох и стилей, а звук с прозрачным пианиссимо и богатейшим спектром динамических оттенков признают самым совершенным среди пианистов его поколения. Березовский также превосходный джазовый пианист.
Березовский учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. После блестящего дебюта в лондонском Wigmore Hall в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно перспективного артиста с ослепительными виртуозными возможностями и огромной артистической властью». Ярким подтверждением тому стала Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, завоеванная Березовским в 1990 году.
Пианист регулярно выступает с лучшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр BBC, Резиденц-оркестр Гааги и Филармонический оркестр Роттердама, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Шведский камерный оркестр и Новый Японский филармонический оркестр и многие другие.
Выступления музыканта проходят под управлением Курта Мазура, Шарля Дютуа, Вольфганга Заваллиша, Эндрю Литтона, Антонио Паппано, Владимира Ашкенази, Александра Лазарева, Михаила Плетнева, Юрия Башмета, Дмитрия Китаенко, Александра Рудина, Дмитрия Лисса и других известных дирижеров.
В области камерной музыки пианист постоянно сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Брижит Анжерер, Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Дмитрий Ситковецкий, Александр Князев и многие другие. Березовский дает сольные концерты в известных музыкальных центрах, участвует в крупнейших международных фестивалях в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США.
У Бориса Березовского обширная дискография — около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD. Он записал все концерты Бетховена с Шведским камерным оркестром, трансцендентные этюды Листа, произведения Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Равеля, Шопена, Шумана, Шостаковича… Записи его концертов удостоены музыкальных наград и самых высоких оценок критики. Так, запись сонат Рахманинова получила Премию Немецких критиков, а диск с сочинениями Равеля был отмечен экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazine и Independent on Sunday. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.
На концерте Платоновского фестиваля музыкант исполнит сказки Николая Метнера (1879 – 1951). Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду со Скрябиным, Рахманиновым и Прокофьевым. Этот редко исполняемый классик является одним из любимых композиторов Березовского – в 2006 году по инициативе пианиста в России проводится «Метнер-фестиваль».
Ансамбль солистов Берлинского филармонического оркестра, Германия
9 июня, воскресенье
Начало в 18:00Концертный зал филармонии
Феликс Мендельсон – Октет ми-бемоль мажор
Арнольд Шёнберг – «Просветленная ночь»
Берлинский филармонический оркестр (Berliner Philharmoniker) – крупнейший симфонический оркестр Германии, который входит в пятерку лучших симфонических коллективов мира. Сама Берлинская филармония на сегодня является одной из крупнейших филармонических организаций Европы, число почитателей которой насчитывает более 200 тысяч человек.
Оркестр был основан в 1882 году группой из 50 музыкантов оркестра Беньямина Бильзе, отказавшихся отправиться на традиционные летние гастроли в Варшаву в железнодорожном вагоне 4-го класса. Первоначально оркестр выступал под названием «Бывший оркестр Бильзе» (Fr?here Bilsesche Kapelle), а современное название коллектив носит с 1887 года.
Со дня основания с оркестром сотрудничали известные представители дирижерской профессии – Ханс фон Бюлов, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо. Под их руководством Берлинский филармонический приобрел мировую известность. В 1969 оркестр под управлением Герберта фон Караяна гастролировал в СССР. Именно с этим оркестром Караян осуществил основную часть своих симфонических грамзаписей.
С 1999 года главным дирижером Берлинского филармонического оркестра является сэр Саймон Рэттл, тонкий и оригинальный музыкант, невероятно интересный как личность. Первоначально контракт Рэттла с Берлинской филармонией длился до 2012 года, но в апреле 2008 музыканты из оркестра утвердили продление его контракта еще на 10 лет.
В репертуар прославленного коллектива входят произведения Гайдна, Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, Брамса, Бетховена, Шуберта, Гершвина, Дворжака и других величайших композиторов. С оркестром выступают выдающиеся дирижеры, солисты и хоровые ансамбли.
В оркестре Берлинской филармонии существует более 30 камерных ансамблей различных составов: трио, квартеты, секстеты... Самый первый из них – октет – был основан около шестидесяти лет назад. Герберт фон Караян приветствовал такое начинание, поскольку считал, что игра в камерном ансамбле развивает более тонкое, чуткое слушание.
Деятельность оркестра финансируется городом Берлин вместе с Deutsche Bank. Berliner Philharmoniker – многократный лауреат премий Грэмми, Граммофон, ЭХО и других престижных музыкальных наград.
С 2007 года Берлинский филармонический оркестр и сэр Саймон Рэттл носят почетное звание послов доброй воли ЮНИСЕФ.
В исполнении ансамбля солистов Берлинского филармонического оркестра зрители фестиваля услышат «Просветленную ночь» - последний ноктюрн XIX века, написанный основоположником новой венской школы, музыкальным авангардистом Арнольдом Шенбергом. Во втором отделении солисты всемирно известного коллектива исполнят Октет великого немецкого романтика Мендельсона.
Копельман-квартет, Великобритания
10 июня, понедельник
Начало в 19:00Концертный зал филармонии
Михаил Копельман, первая скрипкаБорис Кушнир, вторая скрипка
Игорь Сулыга, альт
Михаил Мильман, виолончельФранц Шуберт – Струнный квартет № 13 («Розамунда»)
Кшиштоф Пендерецкий – Струнный квартет № 3
Дмитрий Шостакович – Струнный квартет № 13
«Копельман-квартет» был основан в 2002 году Михаилом Копельманом, который на протяжении двадцати лет был лидером Квартета имени Бородина. В состав квартета входят выдающиеся музыканты, окончившие Московскую консерваторию в 70-е годы – так называемый «золотой век» консерватории. В 90-е годы музыканты покинули Россию, и пути их пересеклись в Лондоне, где и был создан квартет.
По праву признанный одним из лучших камерных ансамблей мира, «Копельман-квартет» играл в крупнейших концертных залах: венском Musikverein, Московском международном Доме музыки, амстердамском Concertgebouw, лондонском Wigmore Hall. Партнерами квартета в камерных концертах были такие выдающиеся музыканты, как Елизавета Леонская, Миша Майский, Итамар Голан, Юлиан Рахлин и другие прославленные солисты.
Квартет активно гастролирует, дает концерты в Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Италии, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швеции, Швейцарии, Словакии, США, Канаде и России. Музыканты принимают участие в престижных музыкальных фестивалях в Эдинбурге, Вальядолиде, Цюрихе, Равинии, Кольмаре, в фестивале «Пражская весна» и других. Среди записей коллектива – Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Чайковский и Шуберт, сделанные для Wigmore Live label и Nimbus Records.
Михаил Копельман награжден премией Королевского филармонического общества и Почетной серебряной медалью «Concertgebouw». Борис Кушнир и Игорь Сулыга были основателями Московского струнного квартета и работали с Дмитрием Шостаковичем над его последними квартетами. Сейчас Борис Кушнир – профессор Венского университета музыки, воспитавший таких известных учеников, как Юлиан Рахлин и Николай Цнайдер. Игорь Сулыга в течение двадцати лет играл с Владимиром Спиваковым в оркестре «Виртуозы Москвы» и в его струнном квартете. Михаил Мильман два десятилетия был концертмейстером виолончелей оркестра «Виртуозы Москвы», сотрудничал с Квартетом имени Бородина в концертах и на записях.
Борис Кушнир играет на скрипке Антонио Страдивари "La Rouse Boughton" (1703), принадлежащей Австрийскому национальному банку.
Юлиан Рахлин (скрипка, дирижер), Австрия
11 июня, вторник
Начало в 19:00Концертный зал филармонии
Воронежский молодежный симфонический оркестр
Феликс Мендельсон – Симфония № 4 («Итальянская»)
Дирижер –
Юлиан Рахлин
Дмитрий Шостакович – Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дирижер –
Юрий АндросоЮлиан Рахлин считается одним из самых ярких скрипачей своего поколения. Его потрясающее мастерство, насыщенный богатый звук и выдающиеся интерпретации покоряют зрителей во всем мире на протяжении 25 лет.
Он учился у знаменитого педагога Бориса Кушнира в Венской консерватории и брал частные уроки у мэтра Пинхаса Цукермана. Международную известность Рахлин завоевал в раннем возрасте, после триумфальной победы на Конкурсе Евровидения в Амстердаме, выиграв приз в номинации «Молодой музыкант года». А позже стал самым молодым солистом, когда-либо выступавшим с Венским филармоническим оркестром (дебютировал под руководством Риккардо Мути).
С 1998 года музыкант с большим успехом выступает в роли дирижера. В качестве дирижера Рахлин сотрудничал с ведущими оркестрами мира, такими как Филармонический оркестр Копенгагена, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», «Камерата Зальцбург» и многими другими. Его связывают тесные взаимоотношения с ведущими мировыми коллективами, среди которых оркестры Лондона, Сан-Франциско и Филадельфии, Лос-Анджелесский, Мюнхенский, Нью-Йоркский и Санкт-Петербургский филармонические оркестры, Дрезденская государственная капелла, «Гевандхауз-Лейпциг», Kremerata Baltica и другие.
Маэстро Цукерман вдохновил Рахлина на игру на альте, и теперь в репертуар артиста входят практически все самые известные произведения для альта. В 2012 году в венском Musikverein состоялась премьера двойного концерта, написанного специально для Рахлина Кшиштофом Пендерецким. Помимо Пендерецкого, для Юлиана Рахлина создавали музыку такие известные современные композиторы, как Гия Канчели и Ришар Дюбуньон.
Записи Рахлина для Sony Classical, Warner Classics и Deutsche Grammophon всегда получают высокие оценки публики и критики.
Юлиан Рахлин организует собственные фестивали, один из которых – всемирно известный фестиваль камерной музыки «Юлиан Рахлин и его друзья» - в 13 раз пройдет в Дубровнике в 2013 году. Кроме того, музыкант ведет активную просветительскую и благотворительную деятельность: он носит почетное звание посла доброй воли ЮНИСЕФ. С 1999 года преподает в Венской консерватории и проводит мастер-классы по всему миру.
Юлиан Рахлин играет скрипке Страдивари «Ex-Liebig» 1704 года, а также на альте 1786 года, изготовленном мастером Бергонци.
На Платоновском фестивале Рахлин предстанет в двух ролях – солиста и дирижера. Под его руководством Молодежный симфонический оркестр исполнит лиричную «Итальянскую» симфонию Мендельсона, а в качестве солиста Юлиан Рахлин сыграет Концерт Шостаковича, посвященный легендарному скрипачу Давиду Ойстраху.
Андрей Волконский (1933 – 2008)
Концерт-портрет
14 июня, пятница
Начало в 18:00Концертный зал филармонии
Ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижер – Игорь ДроновАндрей Волконский (1933 – 2008) - композитор, клавесинист, пианист, основатель ансамбля «Мадригал» - первого российского коллектива, исполнявшего музыку Средневековья, Возрождения и русскую церковную музыку.
Князь Андрей Михайлович Волконский родился в 1933 году в Женеве, Швейцария, в семье русских эмигрантов. Его семья принадлежит к роду русских князей, ведущих свое происхождение от легендарных Рюриковичей. Интересен тот факт, что по материнской линии композитор был внуком воронежского губернатора Г.Б. Петкевича (1873 – 1937), расстрелянного в Ленинграде.
Он учился в Женевской и в Парижской консерватории, в Женеве его наставником также был знаменитый пианист Дину Липатти. После приезда в СCCP в 1947 году семью Волконских определили на поселение в Тамбов. Волконский учился в Московском и Тамбовском музыкальных училищах, а затем – в Московской консерватории.
Волконский стал основоположником советского музыкального авангарда 1950-1960-х годов, оказав огромное влияние на развитие музыкального искусства в Советском Союзе. Творчество Альфреда Шнитке, Софии Губайдуллиной, Эдисона Денисова имело предшественника в лице Волконского. Как композитор Волконский следовал новейшим течениям западной музыки, открыто нарушая каноны искусства «народного по форме, социалистического по содержанию». Его Musica Stricta стала первым сочинением в СССР, написанной в 12-тоновой технике. В его камерных кантатах отразились новейшие на тот момент тенденции обращения со звуком (в первую очередь, его тембром) и спетым словом. Этапный опус Волконского - «Сюита зеркал» на стихи Гарсиа Лорки. Премьера «Сюиты», состоявшаяся в Малом зале консерватории в 1961 году произвела фурор, хотя и оставалась под вопросом до последнего момента.
В силу того, что с 1962 года произведения композитора было запрещено исполнять публично, его творчество не получило широкого распространения, и в течение многих лет музыку Волконского можно было услышать лишь в кино. Последовавшая в 1973 году эмиграция на Запад вычеркнула имя композитора из культурного обихода нашей страны до конца восьмидесятых годов.
После отъезда на Запад Волконский стал писать совсем другую музыку, искать истоки своего творчества в немецком романтизме («Что живо пока» на стихи, написанные немецким поэтом Бобровским в советском плену), мотетах раннего Возрождения («Перекресток»).
В 2010 году ансамбль «Студия новой музыки» осуществил запись компакт-диска композитора, куда вошли сочинения Волконского разных лет. И если Платоновский фестиваль 2012 года открыл для слушателей имя минималиста Эрика Сати, то в 2013 году таким открытием станет композитор Андрей Волконский. Он создал новый музыкальный язык, и, как и его любимый писатель Андрей Платонов, является знаковой фигурой в русской культуре XX века.
Концерт-портрет, посвященный творчеству Волконского, станет российской премьерой фестиваля.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» основан в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым. Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича.
Главная задача ансамбля – интеграция российской музыки в общеевропейский контекст, поэтому основные направления работы Студии: знакомство российской аудитории с классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда 1910-х – 1920-х годов, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей, заказы новых сочинений молодым композиторам.
За прошедшие 18 лет ансамбль дал около 800 концертов, выступая не только в Москве и городах России, но и в Австрии, Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и др. странах. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская филармония и Konzerthaus, ансамбль проводил мастер-классы в Оксфордском и Гарвардском университетах, музицировал совместно с Ensemble Modern и Шенберг-ансамблем.
Среди наиболее крупных проектов Студии – трехгодичный цикл »Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог живописи и музыки», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя» «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Свет и звук. Скрябин и композиторы ХХ века». Ансамбль провел цикл концертов-монографий: Арнольд Шенберг, Игорь Стравинский, Альбан Берг, Александр Мосолов, Эдгар Варез, Антон Веберн Николай Рославец и др. Большой резонанс получила серия концертов-портретов крупнейших современных композиторов: Пьера Булеза, Клауса Хубера, Хайнца Холлигера, Тристана Мюрая, Беата Фуррера, Филиппа Юреля, Жерара Цинстага, Эдисона Денисова, Фараджа Караева, Александра Вустина и др.
Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов им. Юргенсона, а также различные исполнительские конкурсы.
Студия новой музыки записывает произведения для различных радиостанций, выпускает компакт-диски с музыкой русских и зарубежных современных композиторов. Бельгийская фирма MEGADISC издает серию CD-портретов известных российских композиторов в исполнении Студии новой музыки.
Ансамбль обладает эксклюзивным правом на первое исполнение сочинений российских композиторов Александра Вустина, Фараджа Караева и Владимира Тарнопольского.
За большой вклад в развитие современной музыки в России ансамбль получил престижные премии Ernst von Siemens Musikpreis (2001, 2004) и Kulturstiftung des Bundes (2004-2006).
Заслуженный артист России Игорь Дронов – главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым он осуществил более 500 российских и мировых премьер сочинений композиторов ХХ века. С момента основания фестиваля современной музыки «Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля. С 1994 года – главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера». С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор).
С 1991 года является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети Розенталя» Л. Десятникова. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными программами.
Игорь Дронов является приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern (Германия) и др.
Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Японии.
Айдар Гайнуллин (баян), Борислав Струлев (виолончель)
14 июня, пятница
Начало в 21:00Парк Рамонского замка
Воронежский молодежный симфонический оркестр
Дирижер – Юрий АндросовВечер Астора Пьяццоллы Астор Пьяццолла – танго «Кафе 1930» Астор Пьяццолла – танго «Oblivion»
Ришар Гальяно - Tango pour Claude
Астор Пьяццолла - Времена года в Буэнос-Айресе Астор Пьяццолла - Ave Maria
Айдар Гайнуллин - Сюита "Piazzolla-Fantasie", Eastzzolla, Erwartung, Евразия, Эйфория
Астор Пьяццолла - Libertango
Борислав Струлев – российский виолончелист мирового уровня, выступает как академический и джазовый исполнитель. Лауреат Всероссийского конкурса молодых исполнителей (1992), многих музыкальных фестивалей. Окончил консерваторию в Манхэттене.
Его обаяние и невероятный звук завораживают и очаровывают зрителей наиболее известных сцен мира с тех пор, как в 1993 году состоялся его дебют в Kennedy Center в Вашингтоне. Выступал в Kravis Center, Van Wezel Hall, Auditorio de Madrid, Auditorio de Leon, Suntory Hall в Токио. В 1999 году музыкант дебютировал в качестве солиста в Carnegie Hall – играл с легендарным пианистом Байроном Дженисом.
Виолончелист ведет обширную концертную деятельность по всему миру: США, Канада, Россия, Франция, Япония, Испания, страны Южной Америки, Южно-Африканская республика. Выступает с такими оркестрами, как Детройтский симфонический, Калифорнийский симфонический, Кельнский симфонический, симфонический оркестр Милуоки, камерный оркестр «Орфей», NO Tonkunstler Музыкального общества Вены в Musikverein, оркестр Мариинского театра, Виртуозы Москвы, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова и многими другими. Струлев сотрудничает со многими именитыми музыкантами, среди которых пианист Денис Мацуев, певица Тамара Гвердцители, Миша Майский, Филипп Квинт, Юлиан Рахлин, Янин Янсен и многие другие.
Канадский кинофильм "Турбулентность" Люка Бессона (композитор Симон Клокет), в котором Борислав Струлев исполняет ведущую музыкальную партию, получил три награды за лучшую музыку на Международном фестивале музыки и кино во французском Осере.
Борислав Струлев является музыкальным директором «Дня России» в Нью-Йорке. Он принимал участие в концерте «Russian Rhapsody» в Лондоне, а также был специальным гостем на Гала-концерте, посвященном Оскару Петерсону в Carnegie Hall. Продюсировал проект «Mythodea: музыка для миссии НАТО – 2001 Марс Одиссея» оскароносного композитора Вангелиса.
С 1994 года живет в США. Играет на виолончели итальянского мастера Luigi Piattellini, Florence (1777).
Айдар Гайнуллин – баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств.
C отличием закончил российскую академию музыки имени Гнесиных (профессор Фридрих Липс) и берлинскую высшую школу музыки имени Hanns Eisler (профессор Gudrun Wall). С 2011 года является доцентом Carl-Philipp-Emanuel-Bach-Schule (Берлин), а также преподает в российской академии музыки имени Гнесиных.
Музыка в исполнении Айдара Гайнуллина звучит в лучших концертных залах мира: в Большом зале Берлинской филармонии, зале Gaveau (Париж), зале Wigmore (Лондон), Concertgebouw (Амстердам), Kennedy Center (Вашингтон), Московском международном доме музыки, Государственном Кремлевском Дворце.
Айдар с успехом гастролировал во Франции, Японии, Англии, США, Греции, Италии, Германии, Испании, Нидерландах, Финляндии, Австрии и многих других странах.
Сотрудничал с Мстиславом Ростроповичем, Анной Нетребко, Эрвином Шроттом, Сейджи Озава, Мартиной Гедек, Денисом Мацуевым, Юрием Башметом, Максимом Венгеровым, Мирей Матье, Немецким симфоническим оркестром, Люксембургским Филармоническим, Белградским Филармоническим и др.
Является обладателем премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория». Гайнуллин – обладатель кинопремии на фестивале «Кинотавр» (2009) в номинации «Лучшая музыка к фильму» (за фильм Ивана Вырыпаева «Кислород»). Лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, в том числе «Кубок мира» (Лондон-2001).
За выдающиеся достижения в искусстве игры на баяне Айдар Гайнуллин вписан в «Золотую книгу талантов России» имени президента РФ. Также музыкант стал стипендиатом фондов Мстислава Ростроповича, Фридриха Липса, «Русское исполнительское искусство», лауреатом фонда «Новые имена». Награжден орденом почетного члена Каунасской консерватории (Литва), правительственной наградой, орденом «Молодое дарование России» и премией «Лучшие из лучших». Неоднократно принимал участие в составе жюри на престижных российских и зарубежных фестивалях исполнителей-инструменталистов.
Вечер в парке рамонского замка будет посвящен аргентинскому композитору
Астору Пьяццолле, родоначальнику стиля nuevo tango, который поднял традиционное танго от танцевального жанра до уровня высокохудожественного музыкального произведения. Музыканты представят слушателям эффектную смесь из произведений самого «Великого Астора», его друга и ученика Ришара Гальяно, которого называют «Священным Монстром Джаза», а также собственных сочинений.
Чевенгур
Музыка прозы Андрея Платонова
15 июня, суббота
Начало в 16:00Концертный зал филармонии
Ансамбль «Студия новой музыки»Дирижер – Игорь ДроновПроизведения
Галины Уствольской, Александра Вустина, Дмитрия Курляндского, Владимира Тарнопольского, Александра Мозалевского Проза великого Платонова, на первый взгляд, абсолютно самодостаточна, не допускает никаких музыкальных толкований. Но ее самодостаточность — глубоко музыкальна. Ритм речи писателя, неожиданные столкновения слов, взрывы смыслов, освещающие своими вспышками новые грани стертой от употребления фразеологии, оказываются созвучны композиторским исканиям нашего времени. Темы платоновского творчества: столкновение человека и природы, природы и машины — это те самые темы, которые последнее время волнуют композиторов во всем мире. Неудивительно, что в России платоновской темой заинтересовались композиторы разных поколений.
На тексты из "Чевенгура" написаны не только песни
Александра Вустина, но и крупное сочинение
Владимира Тарнопольского, где автор анализирует саму фонетику платоновского слова, отливая в суровых инструментальных звучаниях "портреты" фраз из романа. Красота души человека и красота машины, их своеобразное слияние в движении шумов и музыкальной ткани — вот тема сочинения
Дмитрия Курляндского, использующего отрывок из "Сокровенного человека". В этом же концерте прозвучат сочинения, очень близкие по духу прозе Андрея Платонова, но непосредственно не связанные с его конкретными сочинениями. 4-я симфония
Галины Уствольской и "Слово" для духовых и ударных Вустина апеллируют к поэтике платоновских текстов в таких ее ключевых точках, как рождение слова из немоты, противопоставление механического и человеческого и т.д.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» основан в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым. Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича.
Главная задача ансамбля – интеграция российской музыки в общеевропейский контекст, поэтому основные направления работы Студии: знакомство российской аудитории с классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда 1910-х – 1920-х годов, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей, заказы новых сочинений молодым композиторам.
За прошедшие 18 лет ансамбль дал около 800 концертов, выступая не только в Москве и городах России, но и в Австрии, Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и др. странах. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская филармония и Konzerthaus, ансамбль проводил мастер-классы в Оксфордском и Гарвардском университетах, музицировал совместно с Ensemble Modern и Шенберг-ансамблем.
Среди наиболее крупных проектов Студии – трехгодичный цикл »Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог живописи и музыки», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя» «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Свет и звук. Скрябин и композиторы ХХ века». Ансамбль провел цикл концертов-монографий: Арнольд Шенберг, Игорь Стравинский, Альбан Берг, Александр Мосолов, Эдгар Варез, Антон Веберн Николай Рославец и др. Большой резонанс получила серия концертов-портретов крупнейших современных композиторов: Пьера Булеза, Клауса Хубера, Хайнца Холлигера, Тристана Мюрая, Беата Фуррера, Филиппа Юреля, Жерара Цинстага, Эдисона Денисова, Фараджа Караева, Александра Вустина и др.
Студия новой музыки является базовым ансамблем международного фестиваля современной музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. Ансамбль проводит Международный конкурс молодых композиторов им. Юргенсона, а также различные исполнительские конкурсы.
Студия новой музыки записывает произведения для различных радиостанций, выпускает компакт-диски с музыкой русских и зарубежных современных композиторов. Бельгийская фирма MEGADISC издает серию CD-портретов известных российских композиторов в исполнении Студии новой музыки.
Ансамбль обладает эксклюзивным правом на первое исполнение сочинений российских композиторов Александра Вустина, Фараджа Караева и Владимира Тарнопольского.
За большой вклад в развитие современной музыки в России ансамбль получил престижные премии Ernst von Siemens Musikpreis (2001, 2004) и Kulturstiftung des Bundes (2004-2006).
Заслуженный артист России
Игорь Дронов – главный дирижер ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым он осуществил более 500 российских и мировых премьер сочинений композиторов ХХ века. С момента основания фестиваля современной музыки «Московский Форум» И. Дронов выступает главным дирижером фестиваля. С 1994 года – главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера». С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор).
С 1991 года является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, «Дети Розенталя» Л. Десятникова. Также выступает с оркестром Большого театра с концертными программами.
Игорь Дронов является приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, Ensemble Modern (Германия) и др.
Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Японии.
Российский национальный оркестр
Дирижер – Михаил Плетнев
Закрытие Третьего Международного Платоновского фестиваля искусств15 июня, суббота
Начало в 18:00Театр оперы и балета
Александр Глазунов – Музыка из балета «Времена года»
Дмитрий Шостакович – Симфония № 9
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым. За свою двадцатилетнюю историю коллектив обрел международную известность и безусловное признание публики и критиков.
Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
О весомом вкладе РНО и Михаила Плетнева в современную российскую культуру свидетельствует тот факт, что оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства Российской Федерации, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2008 году самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.
Коллектив регулярно выступает в лучших залах столицы как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнева, так и с приглашенными дирижерами.
РНО – участник знаковых культурных акций. Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта «Три Рима», инициаторами которого выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Акция охватила три важнейших для христианской культуры центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом ватиканском зале папских аудиенций имени Павла VI, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже около восьмидесяти альбомов. Записи оркестра большими тиражами расходятся по всему миру, постоянно становятся лидерами экспертных рейтингов и получают международные награды.
В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную награду – премию Grammy.
По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны.
Михаил Плетнев – основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Российского национального оркестра. Это один из самых неординарных музыкантов нашего времени, который сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора. По мнению BBC Music Magazine, Михаил Плетнев «исполняет каждое сочинение как свое собственное, его интерпретации поразительны – подобное вряд ли под силу любому другому пианисту».
В возрасте 16 лет Плетнев стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже, в 1977 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 – I премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Он выступал по всему миру с сольными программами, а также вместе с известнейшими коллективами мира.
В 1980 году Плетнев дебютировал как дирижер, но взлет его дирижерской карьеры пришелся на 90-е годы, когда Михаил Плетнев основал Российский национальный оркестр (1990). За прошедшие сезоны маэстро и РНО представили ряд монографических программ, посвященных Баху, Шуберту, Шуману, Мендельсону, Брамсу, Листу, Вагнеру, Малеру, Чайковскому, Римскому-Корсакову, Скрябину, Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому... В октябре 2007 состоялся дебют Михаила Плетнева в качестве оперного дирижера на сцене Большого театра с оперой Чайковского «Пиковая дама».
Помимо плодотворного сотрудничества с Российским национальным оркестром, Плетнев выступает в качестве приглашенного дирижера с такими ведущими музыкальными коллективами, как Mahler Chamber Orchestra, Concertgebouw Orchestra, оркестр Philharmonia, Лондонский симфонический оркестр, симфонический оркестр Бирмингема, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, Токийский филармонический…
В 2006 году Михаил Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнева», который поддерживает культурные проекты самого высокого уровня, такие как Волжские турне, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», Большой фестиваль РНО и другие.
Деятельность Михаила Плетнева отмечена высокими наградами – он является лауреатом Государственных и международных премий, включая премии Grammy и «Триумф». В 2007 году музыкант был удостоен Премии Президента РФ, Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Ордена Даниила Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.