Добавлено 10 ноября / 16 Zhenya Lianskaya-Lininger

четверг


Москва

10 ноября 2016


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Посвящение Дмитрию Шостаковичу

Посвящение Дмитрию Шостаковичу

Солистка театра Новая опера Екатрина Кичигина (сопрано), Государственный квартет имени Прокофьева, солисты ансамбля «Студия новой музыки» Екатерина Маркова (альт) и Мона Хаба (фортепиано)

Концерт «Посвящение Дмитрию Шостаковичу» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера приурочен к осеннему юбилею композитора, которому в этом году исполнилось бы 110 лет. В программу концерта войдут Вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного (1960), Квинтет для фортепиано и струнного квартета соль минор (1940) и Соната для альта и фортепиано (1975).
Этот концерт станет своеобразным музыкальным эпиграфом к выставке «Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи», которая откроется в мемориальной квартире С.Рихтера 10 ноября.
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/shostakovich/index.php

В основу выставки легло несколько наиболее ярких «сюжетов» личных и творческих встреч двух музыкантов, и Фортепианный квинтет и Соната для альта и фортепиано входят в число главных «действующих лиц» этой выставки. В концерте принимают участие: солистка театра Новая опера имени Е. В. Колобова Екатерина Кичигина (сопрано), Государственный квартет имени Прокофьева, солисты ансамбля «Студия новой музыки» Екатерина Маркова (альт) и Мона Хаба (фортепиано).

Вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного (1960) — выразительный пример гротескового начала в творчестве Шостаковича — эта линия начинается еще в опере «Нос», написанной в 1930-е годы, с блеском продолжится в сатирических страницах оперы «Леди макбет», а годы спустя эхом отзовется в вокальных циклах Шостаковича — романсы на тексты из журнала «Крокодил» и «Четыре стихотворения капитана Лебядкина». В 1960-м году Шостакович прочитал сборник стихов Саши Черного, подаренный ему внуком Корнея Чуковского. Фигура Саши Черного, одного из «сатириконцев» (как называли сотрудников журнала «Сатирикон», издававшегося в Петербурге в начале ХХ века), удивительно легко встроилась в ряд писателей, к которым Шостакович особенно тяготел: Н.Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, А.Чехов, М. Зощенко. Шостакович сразу начал делать пометки на страницах сборника и отобрал для будущего вокального цикла пять стихотворений. Должно быть, композитор видел определенную параллель между стихами, написанными от лица человека, жизнь которого все больше и больше тонула в болоте быта, безденежья и тоски, и своей ситуацией начала 1960-х. Умудренный горьким опытом, Шостакович снабдил новый цикл подзаголовком «картинки прошлого». Также как и в романсах на тексты из журнала «Крокодил», этот вокальный цикл композитор превратил в театр одного актера — певец сам объявляет публике, что он будет петь, подчеркнуто повторяет отдельные слова и фразы, а музыкальный язык цикла насыщен ироничными музыкальными стилизациями.
Два других сочинения, которые прозвучат в этот вечер, принадлежат к вершинам камерно-инструментальной музыки Д.Шостаковича и охватывают масшабный временной отрезок творческой биографии композитора.

Фортепианный квинтет соль минор ор. 57 был написан в 1940 году. Первый скрипач Квартета имени Бетховена Дмитрий Цыганов вспоминал: «после выдающегося успеха Первого квартета Шостаковича мы просили его написать фортепианный квинтет. Ответ Дмитрия Дмитриевича был радостен для нас: „…напишу квинтет непременно и обязательно вместе с вами сыграю его…“». Через год триумфальная премьера этого сочинения с участием автора состоялась в Москве.
Соната для альта и фортепиано ор. 147 (1975) написана 35 лет спустя — это последнее сочинение Дмитрия Шостаковича. Композитор уже был смертельно болен, состояние ухудшалось день ото дня. Он почти не мог писать: правая рука не подчинялась, работа прерывалась приступами удушья. Лишь с помощью колоссальных усилий воли Шостаковичу удалось закончить сочинение, вложив в Альтовую сонату свои последние и, может быть, самые сокровенные мысли. Премьера сочинения состоялась 1 октября 1975 года, в Ленинграде, уже после смерти автора. Партию альта исполнял Федор Дружинин, которому соната посвящена.

Екатерина Кичигина (сопрано), выпускница аспирантуры МГК имени Чайковского (по классу профессора Н. Л. Дорлиак и ее ученицы, профессора Г. А. Писаренко), солистка Студии новой музыки Московской консерватории, солистка театра Новая Опера. За свою карьеру исполнила множество произведений современных композиторов, некоторые из них записала на компакт-диски. Дипломант Международного конкурса «Янтарный соловей» (Калининград, 1994), дипломант Международного конкурса вокалистов (г. Памплоне, Испания, 1994).

Мона Хаба (фортепиано) — выпускница МГК им. П. И. Чайковского и аспирантуры (по классу проф. Г. Б. Аксельрода и проф. Л. М. Живова), солистка ансамбля «Студия новой музыки».После окончания консерватории работала в Большом театре. Была музыкальным ассистентом народного артиста СССР Владимира Васильева. Гастролировала за рубежом и продолжает активную концертную деятельность, сочетая ее с преподаванием в академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории. М. Хаба принимала участие в фестивалях «Венецианская биеннале», «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль». Выступала как солистка с оркестрами РНО, ГАСО, а также в камерных ансамблях с ведущими российскими музыкантами. В ее репертуаре, помимо произведений классического и романтического стиля, сочинения композитор

Екатерина Маркова (альт) в 1995 г. окончила Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 1997 г. — ассистентуру-стажировку по специальности «сольное исполнительство» (класс Ф. С. Дружинина). С 1995 по 2001 г. — ассистент Ф. С. Дружинина. С 1991 г. преподаватель по классу альта Музыкального училища при Московской консерватории (ныне — колледжа). С 1997 г. является преподавателем-консультантом Сектора педагогической практики Московской консерватории.
В 1996 г. в составе «Анима-квартет» (класс А. З. Бондурянского) стала лауреатом квартетных ансамблей им. С. И. Танеева (I премия, специальные призы, запись CD).
С 1998 г. — участник Государственного квартета имени Прокофьева. С концертного сезона 1999 г. выступает в ансамбле с пианистом А. А. Егоровым (сонатные вечера).
Автор транскрипций и редакций произведений для альта и фортепиано.

Государственный квартет имени Прокофьева (в составе: Ирина Менькова, Ирина Листова, Екатерина Маркова, Ольга Галочкина) имеет богатую историю творческой деятельности. За пятьдесят лет существования коллектива было сыграно множество концертов в России, странах СНГ, Австрии, Германии, США, Канаде, Японии, Финляндии, Италии, Испании и других странах. Перечень звукозаписей Квартета включает в себя 11 грампластинок и большое количество фондовых радиозаписей. Состав участников квартета имени Прокофьева периодически обновлялся, однако творческий почерк коллектива оставался неизменным. Видное место в репертуаре квартета занимает творчество композиторов XX столетия: С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке. В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными музыкантами были исполнены многочисленные произведения для смешанных составов, в том числе фортепианные квартеты и квинтеты В. А. Моцарта, Й. Брамса, Р. Шумана, А. Бородина, Н. Метнера, Д. Шостаковича, А. Шнитке, а также кларнетовые квинтеты В. А. Моцарта и Й. Брамса.
Начало в 19:00.
Ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58.
Цена билета -500 рублей.
Продажа билетов онлайн на сайте ГМИИ им. А. С. Пушкина
Запись по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору