Солистка театра Новая опера Екатрина Кичигина (сопрано), Государственный квартет имени Прокофьева, солисты ансамбля «Студия новой музыки» Екатерина Маркова (альт) и Мона Хаба (фортепиано)
Концерт «Посвящение Дмитрию Шостаковичу» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера приурочен к осеннему юбилею композитора, которому в этом году исполнилось бы 110 лет. В программу концерта войдут Вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного (1960), Квинтет для фортепиано и струнного квартета соль минор (1940) и Соната для альта и фортепиано (1975).
Этот концерт станет своеобразным музыкальным эпиграфом к выставке «Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи», которая откроется в мемориальной квартире С.Рихтера 10 ноября.
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/shostakovich/index.php
В основу выставки легло несколько наиболее ярких «сюжетов» личных и творческих встреч двух музыкантов, и Фортепианный квинтет и Соната для альта и фортепиано входят в число главных «действующих лиц» этой выставки. В концерте принимают участие: солистка театра Новая опера имени Е. В. Колобова Екатерина Кичигина (сопрано), Государственный квартет имени Прокофьева, солисты ансамбля «Студия новой музыки» Екатерина Маркова (альт) и Мона Хаба (фортепиано).
Вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного (1960) — выразительный пример гротескового начала в творчестве Шостаковича — эта линия начинается еще в опере «Нос», написанной в 1930-е годы, с блеском продолжится в сатирических страницах оперы «Леди макбет», а годы спустя эхом отзовется в вокальных циклах Шостаковича — романсы на тексты из журнала «Крокодил» и «Четыре стихотворения капитана Лебядкина». В 1960-м году Шостакович прочитал сборник стихов Саши Черного, подаренный ему внуком Корнея Чуковского. Фигура Саши Черного, одного из «сатириконцев» (как называли сотрудников журнала «Сатирикон», издававшегося в Петербурге в начале ХХ века), удивительно легко встроилась в ряд писателей, к которым Шостакович особенно тяготел: Н.Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, А.Чехов, М. Зощенко. Шостакович сразу начал делать пометки на страницах сборника и отобрал для будущего вокального цикла пять стихотворений. Должно быть, композитор видел определенную параллель между стихами, написанными от лица человека, жизнь которого все больше и больше тонула в болоте быта, безденежья и тоски, и своей ситуацией начала 1960-х. Умудренный горьким опытом, Шостакович снабдил новый цикл подзаголовком «картинки прошлого». Также как и в романсах на тексты из журнала «Крокодил», этот вокальный цикл композитор превратил в театр одного актера — певец сам объявляет публике, что он будет петь, подчеркнуто повторяет отдельные слова и фразы, а музыкальный язык цикла насыщен ироничными музыкальными стилизациями.
Два других сочинения, которые прозвучат в этот вечер, принадлежат к вершинам камерно-инструментальной музыки Д.Шостаковича и охватывают масшабный временной отрезок творческой биографии композитора.
Фортепианный квинтет соль минор ор. 57 был написан в 1940 году. Первый скрипач Квартета имени Бетховена Дмитрий Цыганов вспоминал: «после выдающегося успеха Первого квартета Шостаковича мы просили его написать фортепианный квинтет. Ответ Дмитрия Дмитриевича был радостен для нас: „…напишу квинтет непременно и обязательно вместе с вами сыграю его…“». Через год триумфальная премьера этого сочинения с участием автора состоялась в Москве.
Соната для альта и фортепиано ор. 147 (1975) написана 35 лет спустя — это последнее сочинение Дмитрия Шостаковича. Композитор уже был смертельно болен, состояние ухудшалось день ото дня. Он почти не мог писать: правая рука не подчинялась, работа прерывалась приступами удушья. Лишь с помощью колоссальных усилий воли Шостаковичу удалось закончить сочинение, вложив в Альтовую сонату свои последние и, может быть, самые сокровенные мысли. Премьера сочинения состоялась 1 октября 1975 года, в Ленинграде, уже после смерти автора. Партию альта исполнял Федор Дружинин, которому соната посвящена.
Екатерина Кичигина (сопрано), выпускница аспирантуры МГК имени Чайковского (по классу профессора Н. Л. Дорлиак и ее ученицы, профессора Г. А. Писаренко), солистка Студии новой музыки Московской консерватории, солистка театра Новая Опера. За свою карьеру исполнила множество произведений современных композиторов, некоторые из них записала на компакт-диски. Дипломант Международного конкурса «Янтарный соловей» (Калининград, 1994), дипломант Международного конкурса вокалистов (г. Памплоне, Испания, 1994).
Мона Хаба (фортепиано) — выпускница МГК им. П. И. Чайковского и аспирантуры (по классу проф. Г. Б. Аксельрода и проф. Л. М. Живова), солистка ансамбля «Студия новой музыки».После окончания консерватории работала в Большом театре. Была музыкальным ассистентом народного артиста СССР Владимира Васильева. Гастролировала за рубежом и продолжает активную концертную деятельность, сочетая ее с преподаванием в академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории. М. Хаба принимала участие в фестивалях «Венецианская биеннале», «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль». Выступала как солистка с оркестрами РНО, ГАСО, а также в камерных ансамблях с ведущими российскими музыкантами. В ее репертуаре, помимо произведений классического и романтического стиля, сочинения композитор
Екатерина Маркова (альт) в 1995 г. окончила Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 1997 г. — ассистентуру-стажировку по специальности «сольное исполнительство» (класс Ф. С. Дружинина). С 1995 по 2001 г. — ассистент Ф. С. Дружинина. С 1991 г. преподаватель по классу альта Музыкального училища при Московской консерватории (ныне — колледжа). С 1997 г. является преподавателем-консультантом Сектора педагогической практики Московской консерватории.
В 1996 г. в составе «Анима-квартет» (класс А. З. Бондурянского) стала лауреатом квартетных ансамблей им. С. И. Танеева (I премия, специальные призы, запись CD).
С 1998 г. — участник Государственного квартета имени Прокофьева. С концертного сезона 1999 г. выступает в ансамбле с пианистом А. А. Егоровым (сонатные вечера).
Автор транскрипций и редакций произведений для альта и фортепиано.
Государственный квартет имени Прокофьева (в составе: Ирина Менькова, Ирина Листова, Екатерина Маркова, Ольга Галочкина) имеет богатую историю творческой деятельности. За пятьдесят лет существования коллектива было сыграно множество концертов в России, странах СНГ, Австрии, Германии, США, Канаде, Японии, Финляндии, Италии, Испании и других странах. Перечень звукозаписей Квартета включает в себя 11 грампластинок и большое количество фондовых радиозаписей. Состав участников квартета имени Прокофьева периодически обновлялся, однако творческий почерк коллектива оставался неизменным. Видное место в репертуаре квартета занимает творчество композиторов XX столетия: С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке. В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными музыкантами были исполнены многочисленные произведения для смешанных составов, в том числе фортепианные квартеты и квинтеты В. А. Моцарта, Й. Брамса, Р. Шумана, А. Бородина, Н. Метнера, Д. Шостаковича, А. Шнитке, а также кларнетовые квинтеты В. А. Моцарта и Й. Брамса.
Начало в 19:00.
Ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58.
Цена билета -500 рублей.
Продажа билетов онлайн на сайте ГМИИ им. А. С. Пушкина
Запись по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05