Добавлено 05 января / 20 orgelvesper

воскресенье


Санкт-Петербург

5 января 2020


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

«Рождество в музыке»

«Рождество в музыке»

Марина Черноусова – сопрано, Андрей Суротдинов – скрипка, Григорий Варшавский – орган

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644 — 1704)
Соната «Благовещение» из цикла Rosenkranzsonaten

Генрих Шютц (1585 — 1672)
Два маленьких духовных концерта:
O Jesu, nomen dulce, SWV 308
O misericordissime Jesu, SWV 309

Дитрих Букстехуде (1637 — 1707)
Хоральная обработка Wie schӧn leuchtet der Morgenstern, BuxWV 223

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Четыре хоральные прелюдии из сборника «Органная книжечка»:
Herr Christ, der ein’ge Gottes Sohn, BWV 601
Puer natus in Bethleem, BWV 603
Vom Himmel hoch, da komm' ich her, BWV 606
Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614

Ария «Flӧßt, mein Heiland…» из Рождественской оратории, BWV 248
Ария «Jesus soll mein erstes Wort …» из Кантаты, BWV 171

Сицилиана из Сонаты для скрипки и клавира, BWV 1017

Иоганнес Брамс (1833 — 1897)
Три хоральные прелюдии для органа соч. 122:
Es ist ein Ros' entsprungen, соч. 122 № 8
Schmücke dich, o liebe Seele, соч. 122 № 5
Herzlich tut mich erfreuen, соч. 122 № 4

Колыбельная соч. 49 № 4

Макс Регер (1873 — 1916)
Две духовные песни:
Ich sehe dich in tausend Bildern, соч. 105 № 1
Meine Seele ist still zu Gott, соч. 105 № 2

Александр Гольденвейзер (1875 — 1961)
Ave Maria

Зигфрид Карг-Элерт (1877 — 1933)
Хоральная интерлюдия Vom Himmel hoch da komm ich her, соч. 78 № 20

--------

В течение многих столетий евангельские события служили одним из основных источников вдохновения для композиторов. В программу настоящего концерта вошли программные произведения и хоральные обработки по смыслу окутывающие события Рождественской ночи. Наряду с произведениями величайших немецких мастеров Г. И. фон Бибера, Д. Букстехуде, И. С. Баха, М. Регера и других прозвучит Ave Maria русского (советского) композитора и пианиста Александра Гольденвейзера.

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644 — 1704) — австрийский скрипач и композитор, служивший капельмейстером Зальцбурга с 1684 года. Одно из его известнейших сочинений — цикл «Rosenkranzsonaten», в который вошли 15 скрипичных сонат и пассакалия. Все сонаты цикла посвящены различным событиям церковного года. Соната «Благовещение», которой открывается этот концерт, — единственная соната в цикле, в которой не используется скордатура (здесь: перестройка струн скрипки).

Генрих Шютц (1585 — 1672) — немецкий органист и педагог, придворный капельмейстер Дрездена с 1617 года. Шютц стал самым известным немецким композитором XVII века. Как представитель раннего барокко, этот композитор сочетал в своем творчестве старинные техники с новыми веяниями, наиболее ярко это сочетание слышно в «Маленьких духовных концертах», вышедших в 2 томах в 1636 и 1639 годах.

Творчество Дитриха Букстехуде (1637 — 1707) — известнейшего композитора северо-немецкой органной школы — представлено хоральной обработкой «Wie schӧn leuchtet der Morgenstern» — нем. Как прекрасно светит утренняя звезда.

Как правило, хоральная обработка носит название хорала, лежащего в ее основе. Музыкальная интерпретация хорала в сочетании с подразумевающимся текстом особым образом раскрывает содержание этого текста. Общее представление о смысле хорала зачастую несложно составить на основе его названия. Приведем переводы названий хоральных прелюдий И. С. Баха, вошедших в программу концерта:
Herr Christ, der ein’ge Gottes Sohn — Христос, единый Божий сын
Puer natus in Bethleem — Младенец явлен в Вифлеем
Vom Himmel hoch da komm ich her — С небесной выси нисхожу
Das alte Jahr vergangen ist — Ушел навеки старый год

В основе хоральных прелюдий И. Брамса лежат песнопения, названия которых менее ясно отражают их содержание. В хорале «Es ist ein Ros` entsprungen» — «Роза произросла» — родившийся младенец Иисус сравнивается с чистой розой, волшебным образом появившейся посреди зимы. Согласно одной из трактовок, в евхаристическом хорале «Schmücke dich, o liebe Seele» — Укрась себя, о дорогая душа — речь идет об украшении (Schmück) или одевании души, когда она готовится к вечному союзу со Христом. Хорал «Нerzlich tut mich erfreuen» — Мне радует душу — своего рода размышление о Судном Дне и вечной жизни.

Помимо хоральных обработок в программу включены две духовные песни Макса Регера (1873 — 1916) — выдающегося немецкого композитора, органиста, пианиста, дирижера и педагога, «величайшего германского неоклассика» (В. Каратыгин), в музыке которого романтическая эмоциональность гармонично сочетается с интеллектуальностью, конструктивной ясностью.

В заключение концерта прозвучит хоральная интерлюдия
Зигфрида Карг-Элерта (1877−1933)
«Vom Himmel hoch da komm ich her» соч. 78 № 20. Текст самого хорала, в основном повествующий о Рождественских событиях, заканчивается описанием хора ангелов, поющих о наступлении Нового года.

Автор текста: Надежда Зубова

--------

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести на входе или онлайн на сайте orgelvesper.ticketscloud.org

Начало концерта в 16:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору