Предстоящие мероприятия



Санкт-Петербург
19 января 2025


Добавлено 04 марта / 23 Анна Винсковская Зав. концертным отделом

суббота


Санкт-Петербург

4 марта 2023


Шереметевский дворец Музей музыки

Шереметевский дворец. Музей музыки

наб. Фонтанки, 34 (у Аничкова моста)

«“Scherzi e lamenti” – контрасты и аффекты в музыке второй половины XVII в.»

«“Scherzi e lamenti” – контрасты и аффекты в музыке второй половины XVII в.»

Российский Ансамбль Старинной Музыки:
Владимир Шуляковский
Виктория Евтодьева
Владимир Шуляковский-мл.
Александр Горбунов
Фёдор Шуляковский
Елена Чупахина
Прасковья Шуляковская

4 марта в Белом зале Шереметевского дворца пройдёт концерт Российского Ансамбля Старинной Музыки в рамках цикла «Фонтанный дом: „La vita barocca“» с программой «„Scherzi e lamenti“ — контрасты и аффекты в музыке второй половины XVII в.».

Великий композитор и музыкальный теоретик эпохи раннего барокко Джулио Каччини в предисловии к своему сборнику мадригалов «Le nuove musiche» (1602 г.) писал, что целью его сочинений является «проникновение в души слушателя посредством выражения аффектов».

Эта идея стала для своего времени абсолютно инновационной, и быстро была взята на вооружение такими его выдающимися современниками как Монтеверди, Росси, Кастелло, которые посредством определённых гармонических и мелодических оборотов, ритмических структур, и звукоподражательных приёмов (в их музыке можно было реально услышать цоканье копыт, пение птиц, раскаты грома и пр.) научились выражать состояние человеческой души так, как этого никто не мог сделать в предыдущие эпохи.

Композиторы эпохи среднего барокко (Шмельцер, Бибер, Пёрселл), произведения которых составляют основу данной программы, пошли ещё дальше, доведя идею контраста состояний человеческой души — аффектов — до своего логического завершения. Именно в их сочинениях, на которых учились композиторы более поздних эпох, вплоть до Верди и Чайковского теория и практика «музыкальных аффектов» обрела свой законченный вид. Мало кто сможет удержаться от слёз, слушая плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней», или от улыбки, слушая сонату «Представление животных» Бибера. И это именно то, что делает музыку барокко актуальной для нашего времени.

Недаром «Времена года» Вивальди являются самым исполняемым произведением в мире, а музыка Баха, Генделя часто становится «мелодией вызова» на мобильном устройстве. И даже в таком урезанном виде она не теряет силы своего воздействия, давая современному человеку чувство опоры в этом стремительно меняющемся мире.

Владимир Шуляковский (барочная скрипка, художественный руководитель)

Виктория Евтодьева (сопрано)
Владимир Шуляковский-мл. (барочная скрипка)
Александр Горбунов (альт)
Фёдор Шуляковский (блокфлейты)
Елена Чупахина (клавесин)
Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
Перед началом концерта у слушателей есть возможность самостоятельно ознакомиться с экспозицией дворца, в том числе с коллекцией барочных инструментов: в кассе музея можно приобрести льготный билет (150 рублей).

Билеты: vk.cc/clkTkp.

Начало концерта в 17:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору