Добавлено 17 сентября / 19 orgelvesper

вторник


Санкт-Петербург

17 сентября 2019


Евангелическо-Лютеранская церковь св. Екатерины

Большой пр. В. О., д. 1-а, метро Спортивная-2

Север и юг

Север и юг

Мануэль Шуэн — орган (Австрия)

Георг Муффат (1653 — 1704)
Toccata octava из сборника Apparatus musico-organisticus

Иоганн Каспар Керль (1627 — 1693)
Capriccio sopra il cucu
Ricercata in Cylindrum phonotacticum transferenda

Георг Бём (1661 — 1733)
Хоральная партита Ach wie nichtig, ach wie flüchtig

Гаэтано Валери (1760 — 1820)
Из 12 сонат для органа, соч.1:
Соната V, до мажор
Соната VI, до минор
Соната IV, фа мажор

Карл Филипп Эмануил Бах (1714 — 1788)
Соната фа мажор, Wq 70/3

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541

Юг Европы, прежде всего южные католические земли Германии и Австрия географически ближе всего к Италии, и во все времена находились под наиболее сильным влиянием её богатейшей культуры. Это сказалось, в том числе, и на музыке, в частности органной музыке, а также и на традициях органостроения.

Южноевропейская музыка очень богата полифонией, но её мелодический тематизм редко обладает яркой выразительностью. Проведения темы легко теряются для слушателя в чарующем течении сложных узоров многоголосного кружева, и музыка-чудо предстоит перед ним внутренне-сокрыто, как-то, что не требуется понимать, чтобы им восхищаться. Таковы токкаты из сборника «Apparatus musica-organisticus» Георга Муффата, Каприччио и Токката Иоганна Каспара Керля.

Более северная музыка, напротив, стремится быть понятной, восхищать не только душу, но и ум, привлекает яркими запоминающимися темами и их наглядным проведением по голосам. Таковы сочинения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Бёма. В восьми хоральных партитах Бёма «Ах, как ничтожна, ах, как быстротечна [жизнь человеческая]» исследователь, ищущий программность, может углядеть 8 характеров как 8 этапов человеческой жизни — детства, взросления, зрелости и старения, хотя в тексте строф хорала, на которые написаны соответствующие партиты, разумеется, совсем другое…

Наконец, сонаты Гаэтано Валери и Карла Филиппа Эмануила — сына Иоганна Себастьяна Баха — это уже музыка новой формации — музыка, где многоголосие уступило место аккорду. Италия опять покорила всю Европу, на сей раз своим галантным стилем — «живым», сентиментальным, идиллистически-прекрасным и более простым для восприятия, но, подчас, с преувеличенно контрастными и вычурно частыми сменами настроения.

Родившийся в Южном Тироле — границе Австрии и Италии, — и затем учившийся в Вене, Мануэль Шуен наследует южноевропйескую музыкальную традицию во всей её полноте. Штатный органист и руководитель церковной музыки венской Михаэлеркирхе, имеющей в своём распоряжении исторический орган Иоганна Давида Зибера 1714 г. постройки, он, в то же время, является основателем и руководитель ансамбля «Vox Archangeli» и хора «Chorus Michaelis» (вокал и дирижирование — вторая специальность музыканта). Как преподаватель он также служит делу исследования и возвращения в концертную практику традиций старинной клавирной и органной музыки.

Автор текста: Константин Грешневиков

Стоимость билета — 500 рублей
Стоимость льготного билета — 400 рублей
Билеты можно приобрести перед концертом или онлайн

Начало концерта в 19:30

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору