Читайте на эту же тему



Добавлено 09 марта / 17 Гобоист России Эмиль Мирославский

четверг


Москва

9 марта 2017


Московская академическая филармония

Большой зал Московской консерватории

ул. Большая Никитская, 13

Шедевры Альбана Берга и Густава Малера

Шедевры Альбана Берга и Густава Малера

МГАСО под управлением Павла Когана
Эмиль Мирославский (гобой)

9 марта в 19.00 — «Дирижирует Павел Коган» — Шедевры Альбана Берга и Густава Малера
9 марта 2017 г. в 19.00 в Большом зале консерватории Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана представляет концерт из серии «Дирижирует Павел Коган».

В программе концерта — наиболее известное инструментальное сочинение Альбана Берга — Концерт для скрипки с оркестром (1935), с авторским посвящением «Памяти ангела». Солист -Дмитрий Ситковецкий. Концерт был написан композитором по просьбе скрипача Луи Краснера. Хотя Берг приступил к написанию концерта после долгих колебаний, сам процесс сочинительства был очень быстрым. В письме Краснеру от июля 1935 г. Берг признался: «Вчера я закончил сочинение, пока без оркестровки, вашего Концерта для скрипки с оркестром. Я удивлен им более чем будете удивлены вы. Его сочинение приносило мне все больше и больше радости. Я надеюсь, нет, я твердо верю, что концерт получился успешным».

Посвятив концерт памяти рано умершей прекрасной девушки (Манон Гропиус, дочери Альмы Малер, супруги Густава Малера, впоследствии вышедшей замуж за основоположника Баухауса Вальтера Гропиуса), Альбан Берг не знал, что пишет реквием самому себе: композитор умер на Рождество того же 1935 года, и концерт оказался последним законченным произведением, которое написал Берг.

Впервые концерт был исполнен в 1936 г. в Барселоне, солировал Луи Краснер, дирижировал Герман Шерхен. Шерхен был вынужден экстренно заменить внезапно заболевшего Антона Веберна, и впервые увидел партитуру концерта в 11 часов вечера накануне премьеры.

Второе исполнение произведения состоялось в Лондоне на закрытом концерте Луи Краснера с Симфоническими Оркестром BBC (дирижировал сэр Генри Вуд). Концерт «live» был записан на ацетатные диски для передачи в эфир, затем оставшиеся в коллекции Краснера, и в 1980-х изданные на CD. Концерт Берга основан на принципах додекафонии, первые две части по замыслу композитора представляют жизнь, вторые две — смерть и просветление. Берг вошел в число наиболее значимых композиторов XX века и сумел привнести большую эмоциональность в произведения, сочиненные по системе додекафонии, разработанной Шенбергом.

Талант Дмитрия Ситковецкого многогранен и универсален. Скрипач, дирижер, аранжировщик, автор проектов, руководитель фестивалей — уже более четырех десятилетий он успешно реализует себя во многих сферах музыкальной жизни. Исполнительское искусство Д. Ситковецкого запечатлено в десятках записей, в которые вошли практически все репертуарные скрипичные концерты и огромный камерный репертуар, включающий в себя огромное количество произведений разных эпох. Ситковецкий — первый исполнитель скрипичных концертов, написанных для него Дж. Каскиным и К. Мейером; часто играет сочинения Дютийе, Пендерецкого, Шнитке, Пярта и Щедрина.

Во втором отделении концертной программы МГАСО прозвучит Симфония № 7 ми-минор Густава Малера. Вместе с Хансом Рихтером, Феликсом Мотлем, Артуром Никишем и Феликсом Вейнгартнером Малер составил так называемую «послевагнеровскую пятёрку», обеспечившую доминирование в Европе немецко-австрийской школы дирижирования и интерпретации. Это доминирование в дальнейшем, наряду с Вильгельмом Фуртвенглером и Эрихом Кляйбером, закрепили так называемые «дирижёры малеровской школы» — Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Оскар Фрид и голландец Виллем Менгельберг. Только спустя полвека после смерти Малер получил всеобщее признание как один из крупнейших симфонистов XX века.

Написанная в 1905 г. в венский период — относительно стабильный в жизни композитора, — Седьмая симфония, была обнародована не сразу, т. к. после неудачи Пятой симфонии Малер не спешил публично исполнять Шестую, Седьмую и Восьмую. Премьера Седьмой симфонии состоялась лишь 19 сентября 1908 г., в Праге, в концерте, проходившем в рамках юбилейных торжеств по случаю 60-летия правления императора Франца Иосифа. Чешским филармоническим оркестром на премьере дирижировал автор, спустя несколько недель Малер дирижировал на премьере симфонии в Мюнхене и в Гааге.

За три года которые прошли между написанием симфонии и ее премьерой в жизни композитора произошли трагические события: он оставил пост дирижера Венской оперы, старшая дочь умерла от скарлатины, а сам Малер узнал, что неизлечимо болен. Музыковеды склоняются к тому, что в общий позитивный настрой первой редакции Малер впоследствии внес поправки трагического характера. «…То, о чём говорит музыка, — это только человек во всех его проявлениях (то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий)», — говорил композитор о своих сочинениях.

Музыка и персоналия Малера никого не оставляют равнодушным и поныне: если в начале XX века язвительные остроты Малера расходились по всей Вене, а извозчики оборачивались ему вслед, в конце 1960-х Дмитрий Шостакович писал: «Радостно жить в такое время, когда музыка великого Густава Малера завоёвывает себе повсеместное признание», в 1970-х в США нарасхват шли майки с надписью «Я люблю Малера», то в начале XXI века толпы поклонников музыки Малера находят его произведения созвучными нынешнему мироощущению.

Интермедиа, 21.02.2017

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору