Добавлено 28 апреля / 21 Гобоист России Эмиль Мирославский

среда


Нижний Новгород

28 апреля 2021


Нижегородская филармония

Концертный зал нижегородской концертной площадки DKRT («Декарт»)

Симфонии Моцарта

Симфонии Моцарта

Эмиль Мирославский (гобой)
Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»
Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин)

Источник: Belcanto.ru
Алевтина Бояринцева, 12.05.2021 solistynn.ru/mozart-i-segodnya/

Новая программа Максима Емельянычева и «Солистов Нижнего Новгорода»
28 апреля по новой нижегородской концертной площадке DKRT («Декарт») пронесся вихрь из трех последних симфоний Моцарта: Тридцать девятой, Сороковой, Сорок первой. Вихрь был порожден не столько темпами — хотя они захватывали. Первоисточник стихии — конечно, маэстро Емельянычев. Такие программы особенно ценны тем, что приглашают к размышлениям — например, о пользе и вреде стереотипов, об ожидании и реальности.

…Удивительно, но и сейчас многие ждут от Моцарта ясности (во всех вопросах), красоты (несмотря ни на что). И чтобы все сомнения и волнения были аккуратно припудрены. Солнечный Моцарт, Моцарт как средство гармонизации душевного мира — есть, это не миф. Но Моцарт, страдающий от несовершенства бытия и стремящийся к иным мирам, — тоже вполне реален. Можно было бы объяснить его визионерство, обостренное чувство трагичности жизни нашими психологическими установками, проекциями. Будто мы таким его слышим. Но, по-моему, это довольно самонадеянно. Моцартовские сочинения — универсальный (или уникальный?) метатекст, который строится на загадочном сочетании стабильных и мобильных элементов. Что-то в этом метатексте неподвластно никаким изменениям (оно вечно, стабильно, прекрасно), а что-то обладает сверхчувствительностью к дуновениям времени (подвижно, пластично, созвучно).

В коротком интервью перед концертом Максим сказал об актуальности Моцарта, о его современности. Меняется мир, меняемся мы, меняется моцартовская музыка. Но это не тот процесс развития художественной рецепции, который изучают в университетских курсах, а стремительное изменение-обновление.

Моцарт: версия 28.04.21
Vivo — ключевая характеристика этой версии. И дело не в скорости, а именно в живости прочтения. Образно говоря, дирижер открывает партитуры бережно, но без перчаток — подобных тем, которыми пользуются сотрудники библиотек, прикасаясь к архивным экземплярам. Емельянычеву действительно очень интересны сочинения, с которыми он общается: маэстро как будто читает вслух, находя для фраз, реплик наиболее точный интонационный рисунок. Но точный — в каком контексте? На чей взгляд, чей вкус?

Дирижер имеет серьезный, очень успешный опыт работы с музыкой Моцарта, его предшественников и современников. Погруженность «в то время» и абсолютная открытость к современной исполнительской практике позволяет маэстро комбинировать разные риторические стили. В его трактовке знатоки заметят поклон в сторону Маттезона с его системой риторической диспозиции. Любители услышат, как музыка «говорит». А все потому, что выразительные акценты, чуть продленные паузы, интонационно осмысленная бездна между двумя соседними звуками приближают музыкальное высказывание — к речевому (по понятности, а порой императивности — как в начале разработки финала Сороковой симфонии).

При этом Емельянычев обходится без дидактического напора. Основная его задача — поделиться с публикой тем интересным, замечательным, необыкновенным, что было открыто на репетициях с оркестром. Это простая, доверительная и, по-моему, весьма современная форма диалога со слушателем. То, что в зале DKRT (бывший Дом культуры имени Свердлова и еще более «бывшее» Дворянское собрание) исполнители пространственно находились на одном уровне с публикой, очень помогало и тем, и другим. И Моцарту.

Может быть, не вполне справедливо утверждение, будто музыкальное произведение «живет» лишь тогда, когда его играют, когда его слушают. Но жизнь партитуры много счастливее в момент репетиционного или концертного исполнения, нежели в безмолвный период ожидания. Дирижер как посредник между музыкальным текстом и публикой все-таки чаще «играет» на территории текста. Емельянычев, конечно, не берет публику за ручку, но он делает приглашающий жест. И публике хочется сесть ближе к оркестру — как будто для интересного разговора.

Разговор и в самом деле получился интересным. Прокофьев, объясняя стилевые игры «Классической симфонии», полушутя говорил: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового». Вот и в моцартовской программе присутствовал такой подтекст: «Если бы Моцарт дожил до наших дней, он бы…». Подтекст — органичный именно для этого дирижера, этого оркестра, этой аудитории.

«Сердце волнует…»
Маэстро считает Моцарта ретроградом (ох!) — по причине его удовлетворенности доступными XVIII веку возможностями музыкальных инструментов (Бетховен-то эти возможности расширял!). Однако современным музыкантам не приходится скучать, играя «ретроградные» симфонии. К примеру, при подходе, предлагаемом Емельянычевым, артикуляция, динамика уже не считаются второстепенными средствами выразительности. А если еще прочесть темпы в соответствии с аутентичными принципами…

Мы, «исторически неинформированные» слушатели, склонны считать, что темпы в XVIII веке были медленнее. Но вот Николаус Арнонкур — дирижер, занимавшийся исследованием музыкальной практики XVII—XVIII вв.еков с той же ответственностью, что и подготовкой собственных концертных программ и оперных премьер, — утверждал: «Давнишние музыканты использовали существенно более быстрые темпы, чем им сегодня приписывают; особенно в медленных частях».

Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» (художественный руководитель — Владимир Плаксин) подготовил с Максимом Емельянычевым немалое количество запоминающихся программ. В моцартовской трилогии коллектив охотно следовал традициям давнишних музыкантов. В темпах, отличающихся от среднестатистических (особенно заметно — в менуэте и финале Сороковой), «Солисты» были убедительны, увлекательны. Замечательное качество оркестра — открытость к сотворчеству. Музыканты отзывчивы к художественным инициативам, поэтому и играют не под руководством, а вместе с маэстро: живо и даже азартно.

Программа, исполнявшаяся в Нижнем Новгороде, через пару дней была представлена Максимом Емельянычевым и «Солистами» в концертном зале «Зарядье». Насколько трансляция была объективна к реальности, судить сложно: некоторые темпы показались мне чуть более сдержанными.

Как тут не согласиться с маэстро: новый день — новый Моцарт!..

Фото: А. Чугунов

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору