Добавлено 15 апреля / 17 Zhenya Lianskaya-Lininger

суббота


Москва

15 апреля 2017


ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Вариации  на итальянскую тему

Вариации на итальянскую тему

Алексей Курбатов (фортепиано, композитор)
Надежда Артамонова (скрипка)

Мемориальная квартира С. Рихтера 15 апреля приглашает слушателей на очередной концерт в рамках проекта «Годы странствий: Франция — Италия». В программу концерта войдут сочинения Д. Скарлатти, И. С. Баха, Ф. Бузони, С. Рахманинова, О. Респиги, И. Стравинского, Г. Малера, А. Курбатова. Исполнители — лауреаты международных конкурсов Алексей Курбатов (фортепиано) и Надежда Артамонова (скрипка).

В самом названии концерта «Вариации на итальянскую тему» заложена основная идея программы, в которой звучит и главная тема — музыка великих итальянцев (Д. Скарлатти, О. Респиги), и диалог с Италией композиторов разных стран и эпох (И.С. Баха, С. Рахманинова, И. Стравинского).

Клавирные сонаты К1 и К9 Доменико Скарлатти (1685−1757) — композитора, клавесиниста и органиста — относятся к важнейшей части творческого наследия композитора. Одночастные клавирные произведения, которые позднее стали носить название «соната» и «сонатина», Скарлатти писал на протяжении всей жизни. Авторское предисловие к первому изданию клавирных сонат Скарлатти в 1738 году оканчивалось словами: «Читатель, подойди к этим произведениям как человек, а не как критик, и ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!». Слава и признание пришли к композитору лишь после его смерти, а новаторские открытия в области сонатной формы позднее стали прочной основой для сонатного Allegro.

Творчество итальянского композитора Отторино Респиги (18799−1936) принадлежат к наиболее ярким страницам итальянской музыки первой половины ХХ века. Джакомо Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки». Соната для скрипки и фортепиано си минор, P110 (1917) Респиги написана сразу после триумфальной премьеры его симфонического произведения «Fantana du Roma», которая выдвинула композитора в первый ряд итальянских музыкантов. В этом сочинении заметно влияние романтического музыкального языка И. Брамса и особенно последней части его 4-й симфонии.

Говоря о влиянии музыки итальянских композиторов на европейских коллег, прежде всего необходимо упомянуть И. С. Баха (1685−1750). Для Баха творчество итальянских мастеров стало настоящей школой концертного письма. Еще живя в Веймаре, композитор внимательно изучал произведения Вивальди и Корелли, черпая в них науку драматических вступлений, динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Концерт соль-минор BWV 975 (по концерту А. Вивальди RV 316) входит в число девяти скрипичных концертов Антонио Вивальди, которые Бах переложил для клавира и органа.

Не меньшее влияние Италия оказала и на русских композиторов, вдохновленных музыкальной историей этой страны. «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (ор. 42) Сергея Рахманинова (1873−1943) посвящены замечательному скрипачу и композитору Ф. Крейслеру — непревзойденному мастеру транскрипций. Тему сочинения Рахманинов заимствовал из 12-й скрипичной сонаты итальянского композитора Арканджело Корелли. Строгая, ритмичная, размеренная мелодия в духе средневекового танца-шествия фолии разработана композитором в череде контрастных по жанру, характеру и построению вариаций. Итальянская сюита из балета «Пульчинелла» для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского (1882−1971) написана в 1925 году и воссоздает стихию итальянских карнавалов с традиционными представлениями комедии масок dell’arte. Музыка балета основана на «пересоздании» произведений Перголези, которым Стравинского увлек Сергей Дягилев, нашедший в итальянских архивах огромное количество его неоконченных рукописей: Стравинский с любовью и тактом использовал некоторые мелодии итальянского мастера, «переведя» их на собственный музыкальный язык.

Невозможно обойти тему музыкального диалога с Италией и без удивительного тандема Бах — Бузони, который являет собой отдельную, самостоятельную единицу в истории музыки (это словосочетание так приросло к репутации итальянского музыканта, что в Америке к его жене так и обращались — Миссис Бах-Бузони). Следуя за Ф. Мендельсоном, который «открыл» Баха широкой музыкальной общественности в XIX веке, пианист и композитор Ферруччо Бузони (1866−1924) своими фортепианными переложениями поставил Баха во главу «музыкального мироздания» всего XX века. Своими транскрипциями Бузони обогатил фортепианный репертуар рядом выдающихся сочинений, к числу которых принадлежит переложение хоральной прелюдии «Ich rufe zu dir, Herr Jesu Christ» BWV639 (эта прелюдия звучит в фильме А. Тарковского «Солярис») и знаменитая «Чакона» из скрипичной Партиты № 2 (ре-минор) BWV 1004.

И, наконец, особняком в программе концерта стоит сочинение, в котором Италия закодирована уже самой историей искусства: переложение современным российским композитором Алексеем Курбатовым для скрипки и фортепиано «Adagietto» из 5-й симфонии Густава Малера, которое звучало в знаменитом фильме Лукино Висконти «Смерть в Венеции» и с легкой руки режиссера навсегда «приросло» к образу этого вечного города.

Онлайн продажа билетов:

www.arts-museum.ru

Алексей Курбатов — российский композитор, пианист, педагог. Первое произведение создал в пятилетнем возрасте, а в шесть лет написал балет. Занимался композицией у Т. Н. Хренникова, Т. А. Чудовой и Е. Д. Терегулова. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у доцента Ю. Р. Лисиченко и у профессора М. С. Воскресенского. В качестве пианиста Алексей выступал с концертами более чем в 100 городах мира. Алексей активно принимал участие в культурных программах фондов В. Спивакова, М. Ростроповича, фонда «Русское исполнительское искусство» и др., а также выступал совместно в одних концертах с такими всемирно известными артистами, как Владимир Спиваков, Миша Майский, Максим Венгеров, Вадим Репин. Отличаясь самобытностью и неповторимой индивидуальностью языка, произведения Курбатова продолжают лучшие традиции мировой симфонической и камерно-инструментальной музыки. В то же время его творчество органично вписывается в контекст русской культуры и истории. В этом смысле неслучайно появление в его творчестве таких произведений, как симфоническая поэма «1812» (написанная к 200-летию грозных событий), поэма для чтеца и трио «Ленинградский апокалипсис» (написанная по заказу вдовы знаменитого русского писателя-мистика Даниила Андреева) и Третья (Военная) симфония, премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге 8 сентября 2012 года в День памяти жертв блокады Ленинграда. Концерт из Большого зала филармонии транслировался на улицах города и стал большим событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Алексей принимал участие в создании мюзиклов театра «Московская оперетта» — «Граф Орлов», «Джейн Эйр» и «Анна Каренина». Алексей Курбатов проводит мастер-классы во многих городах России, участвует в работе жюри международных конкурсов.

Надежда Артамонова родилась в 1980 году в г. Киеве. Начала заниматься музыкой в четыре года. В шестилетнем возрасте Надежда сыграла свой первый сольный концерт, в семь лет впервые выступила с оркестром. С 1987 по 1998 год Надежда училась в Киевской средней специальной музыкальной школе им. Н. В. Лысенко в классе доцента А. М. Панова. В это время она принимала участие в различных конкурсах и фестивалях, вела активную концертную деятельность. В 2004 году Надежда окончила Московскую государственную консерваторию с красным дипломом, в 2008 — аспирантуру (класс профессора С.И. Кравченко). Надежда известна публике как яркая самобытная скрипачка. Она лауреат нескольких международных конкурсов, успешно гастролировала в различных городах России, Австрии, Германии, Польши, Португалии, Украины, Франции, Швеции. Надежда выступала со многими оркестрами в России и за рубежом. Репертуар скрипачки обширен и включает музыку различных эпох и стилей: от барокко до авангарда конца ХХ — начала ХХI века. Много внимания в своей концертной деятельности Надежда уделяет современной российской музыке. Надежда принимала участие в работе Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского, неоднократно участвовала в фестивале современной музыки «Московская осень». В ее исполнении впервые прозвучали Соната-токката для скрипки соло Е. Терегулова, Поэма для скрипки с оркестром А. Комиссарова, Сонаты для скрипки и фортепиано А. Курбатова и другие сочинения.

Начало концерта в 06:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору