Мемориальная квартира С. Рихтера 15 апреля приглашает слушателей на очередной концерт в рамках проекта «Годы странствий: Франция — Италия». В программу концерта войдут сочинения Д. Скарлатти, И. С. Баха, Ф. Бузони, С. Рахманинова, О. Респиги, И. Стравинского, Г. Малера, А. Курбатова. Исполнители — лауреаты международных конкурсов
Алексей Курбатов (фортепиано) и
Надежда Артамонова (скрипка).В самом названии концерта «Вариации на итальянскую тему» заложена основная идея программы, в которой звучит и главная тема — музыка великих итальянцев (Д. Скарлатти, О. Респиги), и диалог с Италией композиторов разных стран и эпох (И.С. Баха, С. Рахманинова, И. Стравинского).
Клавирные сонаты К1 и К9 Доменико Скарлатти (1685−1757) — композитора, клавесиниста и органиста — относятся к важнейшей части творческого наследия композитора. Одночастные клавирные произведения, которые позднее стали носить название «соната» и «сонатина», Скарлатти писал на протяжении всей жизни. Авторское предисловие к первому изданию клавирных сонат Скарлатти в 1738 году оканчивалось словами: «Читатель, подойди к этим произведениям как человек, а не как критик, и ты увеличишь свое удовольствие. Будь счастлив!». Слава и признание пришли к композитору лишь после его смерти, а новаторские открытия в области сонатной формы позднее стали прочной основой для сонатного
Allegro.
Творчество итальянского композитора Отторино Респиги (18799−1936) принадлежат к наиболее ярким страницам итальянской музыки первой половины ХХ века. Джакомо Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки». Соната для скрипки и фортепиано си минор, P110 (1917) Респиги написана сразу после триумфальной премьеры его симфонического произведения «Fantana du Roma», которая выдвинула композитора в первый ряд итальянских музыкантов. В этом сочинении заметно влияние романтического музыкального языка И. Брамса и особенно последней части его 4-й симфонии.
Говоря о влиянии музыки итальянских композиторов на европейских коллег, прежде всего необходимо упомянуть И. С. Баха (1685−1750). Для Баха творчество итальянских мастеров стало настоящей школой концертного письма. Еще живя в Веймаре, композитор внимательно изучал произведения Вивальди и Корелли, черпая в них науку драматических вступлений, динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Концерт соль-минор BWV 975 (по концерту А. Вивальди RV 316) входит в число девяти скрипичных концертов Антонио Вивальди, которые Бах переложил для клавира и органа.
Не меньшее влияние Италия оказала и на русских композиторов, вдохновленных музыкальной историей этой страны. «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (ор. 42) Сергея Рахманинова (1873−1943) посвящены замечательному скрипачу и композитору Ф. Крейслеру — непревзойденному мастеру транскрипций. Тему сочинения Рахманинов заимствовал из 12-й скрипичной сонаты итальянского композитора Арканджело Корелли. Строгая, ритмичная, размеренная мелодия в духе средневекового танца-шествия фолии разработана композитором в череде контрастных по жанру, характеру и построению вариаций. Итальянская сюита из балета «Пульчинелла» для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского (1882−1971) написана в 1925 году и воссоздает стихию итальянских карнавалов с традиционными представлениями комедии масок
dell’arte. Музыка балета основана на «пересоздании» произведений Перголези, которым Стравинского увлек Сергей Дягилев, нашедший в итальянских архивах огромное количество его неоконченных рукописей: Стравинский с любовью и тактом использовал некоторые мелодии итальянского мастера, «переведя» их на собственный музыкальный язык.
Невозможно обойти тему музыкального диалога с Италией и без удивительного тандема Бах — Бузони, который являет собой отдельную, самостоятельную единицу в истории музыки (это словосочетание так приросло к репутации итальянского музыканта, что в Америке к его жене так и обращались — Миссис Бах-Бузони). Следуя за Ф. Мендельсоном, который «открыл» Баха широкой музыкальной общественности в XIX веке, пианист и композитор Ферруччо Бузони (1866−1924) своими фортепианными переложениями поставил Баха во главу «музыкального мироздания» всего XX века. Своими транскрипциями Бузони обогатил фортепианный репертуар рядом выдающихся сочинений, к числу которых принадлежит переложение хоральной прелюдии «Ich rufe zu dir, Herr Jesu Christ» BWV639 (эта прелюдия звучит в фильме А. Тарковского «Солярис») и знаменитая «Чакона» из скрипичной Партиты № 2 (ре-минор) BWV 1004.
И, наконец, особняком в программе концерта стоит сочинение, в котором Италия закодирована уже самой историей искусства: переложение современным российским композитором Алексеем Курбатовым для скрипки и фортепиано «Adagietto» из 5-й симфонии Густава Малера, которое звучало в знаменитом фильме Лукино Висконти «Смерть в Венеции» и с легкой руки режиссера навсегда «приросло» к образу этого вечного города.
Онлайн продажа билетов:
www.arts-museum.ruАлексей Курбатов — российский композитор, пианист, педагог. Первое произведение создал в пятилетнем возрасте, а в шесть лет написал балет. Занимался композицией у Т. Н. Хренникова, Т. А. Чудовой и Е. Д. Терегулова. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у доцента Ю. Р. Лисиченко и у профессора М. С. Воскресенского. В качестве пианиста Алексей выступал с концертами более чем в 100 городах мира. Алексей активно принимал участие в культурных программах фондов В. Спивакова, М. Ростроповича, фонда «Русское исполнительское искусство» и др., а также выступал совместно в одних концертах с такими всемирно известными артистами, как Владимир Спиваков, Миша Майский, Максим Венгеров, Вадим Репин. Отличаясь самобытностью и неповторимой индивидуальностью языка, произведения Курбатова продолжают лучшие традиции мировой симфонической и камерно-инструментальной музыки. В то же время его творчество органично вписывается в контекст русской культуры и истории. В этом смысле неслучайно появление в его творчестве таких произведений, как симфоническая поэма «1812» (написанная к 200-летию грозных событий), поэма для чтеца и трио «Ленинградский апокалипсис» (написанная по заказу вдовы знаменитого русского писателя-мистика Даниила Андреева) и Третья (Военная) симфония, премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге 8 сентября 2012 года в День памяти жертв блокады Ленинграда. Концерт из Большого зала филармонии транслировался на улицах города и стал большим событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Алексей принимал участие в создании мюзиклов театра «Московская оперетта» — «Граф Орлов», «Джейн Эйр» и «Анна Каренина». Алексей Курбатов проводит мастер-классы во многих городах России, участвует в работе жюри международных конкурсов.
Надежда Артамонова родилась в 1980 году в г. Киеве. Начала заниматься музыкой в четыре года. В шестилетнем возрасте Надежда сыграла свой первый сольный концерт, в семь лет впервые выступила с оркестром. С 1987 по 1998 год Надежда училась в Киевской средней специальной музыкальной школе им. Н. В. Лысенко в классе доцента А. М. Панова. В это время она принимала участие в различных конкурсах и фестивалях, вела активную концертную деятельность. В 2004 году Надежда окончила Московскую государственную консерваторию с красным дипломом, в 2008 — аспирантуру (класс профессора С.И. Кравченко). Надежда известна публике как яркая самобытная скрипачка. Она лауреат нескольких международных конкурсов, успешно гастролировала в различных городах России, Австрии, Германии, Польши, Португалии, Украины, Франции, Швеции. Надежда выступала со многими оркестрами в России и за рубежом. Репертуар скрипачки обширен и включает музыку различных эпох и стилей: от барокко до авангарда конца ХХ — начала ХХI века. Много внимания в своей концертной деятельности Надежда уделяет современной российской музыке. Надежда принимала участие в работе Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского, неоднократно участвовала в фестивале современной музыки «Московская осень». В ее исполнении впервые прозвучали Соната-токката для скрипки соло Е. Терегулова, Поэма для скрипки с оркестром А. Комиссарова, Сонаты для скрипки и фортепиано А. Курбатова и другие сочинения.