Алла Романова, Алла Федотьева, Еленя Велижанская, Лилия Полякова, Анна Занина, Ксения Коротаева, Евгений Слипаков, Ирина Ахунова, Дмитрий Яковлев
Екатеринбургский театр оперы и балета
осуществляет первую в России театральную постановку оперы Мечислава (Моисея) Вайнберга «Пассажирка». Уникальность российской премьеры в том, что впервые постановка оперы М. Вайнберга превращается в масштабный международный музыкально-театральный, научный, общекультурный и гуманистический проект,
в котором активное участие принимает
Уральская консерватория.
15 сентября в рамках этого масштабного проекта состоится концерт камерной музыки
Мечислава (Моисея) Вайнберга
в Большом концертном зале Уральской консерватории.
Начало в 19:00.
ВХОД СВОБОДНЫЙ!
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА
I отделение
М. Вайнберг.
Соната № 4 для скрипки и фортепиано Исполнители:
Лауреат Международных конкурсов, профессор
Алла Романова (фортепиано)
Лауреат Всероссийского конкурса, доцент
Алла Федотьева (скрипка)
М. Вайнберг.
»
Баюкая ребёнка»Вокальный цикл на стихи Габриэлы Мистраль
для сопрано в сопровождении фортепиано
(перевод с испанского О.Савича)
Исполнители:
Лауреат Международных конкурсов
Еленя Велижанская (сопрано)
Дипломант Международных конкурсов, доцент
Лилия Полякова (фортепиано)
II отделение
М. Вайнберг. Фортепианный квинтет ор.18Исполнители:
Лауреат Международных конкурсов
Анна Занина (фортепиано)
Лауреат Международных конкурсов
Ксения Коротаева (скрипка)
Евгений Слипаков (скрипка)
Лауреат Международных конкурсов
Ирина Ахунова (альт)
Лауреат Международных конкурсов
Дмитрий Яковлев (виолончель)
Приглашаем всех ценителей глубокой,
серьёзной музыки на наш концерт,
открыть для себя замечательного композитора,
услышать удивительную,
редко исполняемую в наше время музыку.
О композиторе
Имя М. Вайнберга широко известно в музыкальном мире.
Д. Шостакович назвал его одним из выдающихся композиторов современности. Художник большого и самобытного таланта, глубокого интеллекта, Вайнберг поражает разнообразием творческих интересов. Сегодня его наследие — это 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 4 оперетты, 3 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет,
5 инструментальных концертов и множество сонат, музыка к многочисленным кинофильмам
(«Медовый месяц»,«Укротительница тигров»,
«Летят журавли»,«Афоня»,«Тегенан-43» и др.)
мультфильмам(«Каникулы Бонифация», «Двенадцать месяцев»,
«Винни-Пух» .), театральным постановкам…
Талант композитора многогранен — в своих сочинениях он поднимается до вершин трагедийности и в то же время создает блестящие концертные сюиты, полные юмора и изящества комическую оперу «Любовь д’Артаньяна» и балет «Золотой ключик». Герои его симфоний — философ, тонкий и нежный лирик, художник, размышляющий о судьбе и назначении искусства, гневно протестующий против человеконенавистничества и ужасов фашизма трибун.
В своем искусстве Вайнберг сумел найти особый, неповторимый стиль, восприняв при этом характерные устремления современной музыки (поворот к камернизации, неоклассицизм, поиски в области синтеза жанров).
Каждое его сочинение — это глубокие и серьезные, навеянные важнейшими событиями века, мысли большого художника и гражданина.
Вайнберг родился в Варшаве в семье композитора и скрипача одного из еврейских театров.
Заниматься музыкой мальчик начал в 10 лет,
а через несколько месяцев состоялся его дебют как пианиста-концертмейстера в театре отца.
В 12 лет Мечислав — студент Варшавской консерватории. За восемь лет учебы (Вайнберг закончил консерваторию в 1939 г., незадолго до начала войны) он блестяще овладел специальностью пианиста (впоследствии многие свои сочинения разных жанров композитор будет впервые исполнять сам). В этот период начинают определяться художественные ориентиры будущего композитора.
Во многом этому способствовала культурная жизнь Варшавы, особенно деятельность филармонического общества, активно пропагандировавшего западноевропейскую классику.
Наиболее глубокие впечатления оставили выступления таких выдающихся музыкантов, как А. Рубинштейн, С. Рахманинов, П. Казальс, Ф. Крейслер,
О. Клемперер, Б. Вальтер.
Война резко и трагически изменила жизнь композитора. Погибает вся семья, сам он в числе беженцев вынужден покинуть Польшу. Второй родиной Вайнберга становится Советский Союз. Он поселяется в Минске, поступает в консерваторию на композиторский факультет в класс В. Золотарева, которую заканчивает в 1941 г.
Грозные военные события вновь врываются в жизнь музыканта — он становится свидетелем страшного уничтожения советской земли. Вайнберг эвакуируется в Ташкент, поступает на работу в театр оперы и балета.
Здесь он пишет Первую симфонию, которой суждено было сыграть особую роль в судьбе композитора.
В 1943 г. Вайнберг пересылает партитуру Шостаковичу с надеждой узнать его мнение. Ответом был организованный Дмитрием Дмитриевичем правительственный вызов в Москву. С тех пор Вайнберг живет и работает в Москве, с того года двух музыкантов связала крепкая, искренняя дружба. Вайнберг регулярно показывал Шостаковичу все свои сочинения. Масштабность и глубина концепций, обращение к темам широкого общественного звучания, философское осмысление таких вечных тем искусства, как жизнь и смерть, красота, любовь — эти качества музыки Шостаковича оказались сродни творческим установкам Вайнберга и нашли в его произведениях оригинальное претворение.
Главная тема искусства Вайнберга — война, смерть и разрушения как символы зла. Сама жизнь, трагические повороты судьбы заставили композитора писать о страшных событиях минувшей войны, обращаться «к памяти, а значит, и к совести каждого из нас». Пропущенные сквозь сознание и душу лирического героя (за которым, бесспорно, стоит сам автор — человек удивительной душевной щедрости, мягкости, природной скромности), трагические события приобрели особый, лирико-философский оттенок.
И в этом — индивидуальная неповторимость всей музыки композитора.
Тема войны воплотилась во многих произведениях композитора. «Музыка написана кровью сердца. Она ярка и образна, в ней нет ни одной „пустой“, безразличной ноты. Все пережито и осмыслено композитором, все выражено правдиво, страстно. Я воспринимаю ее как гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей против самого страшного в мире зла — фашизма», — эти слова Шостаковича, относящиеся к опере «Пассажирка», можно с полным правом отнести ко всему творчеству Вайнберга, они точно раскрывают суть многих его сочинений.
Особой нитью в творчестве Вайнберга проходит тема детства. Воплощенная в самых разных жанрах, она стала символом нравственной чистоты, правды и добра, олицетворением человечности, характерной для всей музыки композитора. С ней смыкается тема искусства как носитель важной для автора идеи вечности общечеловеческой культуры, нравственных ценностей.
созвучна идее всего творчества композитора. Каждое его произведение-это еще одно страстное обращение к людям, за каждой музыкальной концепцией всегда стоит человек «чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий».
Комментарии
Уральская консерватория.Концертный отдел, 13 сентября 2016:
Приглашаем всех,кто не сможет попасть в первый день на Премьеру оперы Мечислава (Моисея) Вайнберга "Пассажирка" в оперный театр, познакомиться с музыкой композитора на единственном концерте в Уральской консерватории.