Предстоящие мероприятия

Набережные Челны
25 января 2025


Добавлено 03 июля / 15 organ_zal

пятница


Набережные Челны

3 июля 2015


Органный зал в Набережных Челнах

Автозаводский проспект, 8

Вечер одноактных спектаклей

Вечер одноактных спектаклей

В. Моцарт
«Директор театра»
«Пимпиноне»

Камерный музыкальный театр Бориса Покровского

Одноактная комическая опера Вольфганга Амадея Моцарта «Директор театра» — изящная миниатюра для четырех солистов. Она была поставлена Б. А. Покровским в 1975 году и с неизменным успехом шла почти 30 лет. В сезоне 2013–2014 театр возобновил оперу, в которой ранее блистало не одно поколение певцов.
«Директор театра» написан Моцартом в 1786 году для праздника, организованного в Вене кайзером Йозефом II в. честь генерал-губернатора Нидерландов. В программе торжеств, помимо званых обедов и танцев, было музыкальное «состязание» между итальянской и немецкой оперой. Для этого двум композиторам — Вольфгангу Амадею Моцарту и Антонио Сальери, — были заказаны одноактные произведения на комический сюжет из жизни театра.
Сальери представлял итальянскую школу и сочинил оперу «Сначала музыка, потом слово». Моцарт в немецких традициях написал зингшпиль «Директор театра». В нем композитор и либреттист посмеялись над вздорными нравами, так часто встречающимися в театральном мире.
В опере всего четыре музыкальных номера и увертюра, которые перемежаются веселыми разговорными диалогами. Но даже эту заказную миниатюру гений Моцарта сумел превратить в маленький оперный шедевр. Получилась очаровательная музыкальная шутка: искрометная и одновременно мудрая история о насущных проблемах обитателей театрального закулисья.
Проблемы эти за двести тридцать лет, прошедших со дня премьеры, ничуть не изменились, и потому «Директор театра» сегодня остается таким же понятным, смешным и остроумным музыкальным «анекдотом», как и во времена Моцарта. Б. А. Покровский в своей постановке подчеркнул все достоинства оперы, сочетая в режиссуре ясность мысли и блестящую виртуозность сценических решений.
В спектакле заняты молодые солисты театра Екатерина Ферзба, Татьяна Федотова (Мадам Херц), Ирина Алексеенко, Олеся Старухина (Мадемуазель Зильберкланг), Василий Гафнер, Алексей Сулимов (Директор театра), Андрей Цветков-Толбин и Роман Шевчук (Комик-буфф).

В наследии Георга Филиппа Телемана — одного их наиболее ярких представителей немецкого барокко — много небольших опер, называемых «интермеццо». Однако в наши дни наиболее успешно на сценах театров всего мира идет опера «Пимпиноне, или Неравный брак».
Это комическое интермеццо — единственное произведение, по которому отечественные музыканты и меломаны в настоящее время могут судить об операх некогда знаменитого немца, и своего рода «визитная карточка» всего оперного творчества композитора.
Телемана называли «счастливым соперником И. С. Баха»: ему не приходилось добиваться выгодных заказов и приглашений на должности, княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга. Композитор, чье имя сегодня известно не каждому, при жизни был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и Испании до России и Скандинавских стран. В честь него даже поэты слагали стихи. Вот, например, красноречивое двустишие Иоганна Маттезона:
«Корелли хвалят все; Люлли у славы в храме;
Один лишь Телеман взнесен над похвалами».
Один из секретов успеха его музыки кроется в собственных словах композитора: «Кто умеет быть полезным многим, поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих. То, что написано легко, подходит каждому. Давайте же останемся при этом».
Это не значит, что Телеман писал «просто» и на потребу публике. Но стремясь в искусстве «дойти до самых глубин», он очень заботился о понятности и доступности. При этом композитор был большим тружеником и считал, что в музыке, «этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы». В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово.
В оперном театре ему особенно удавались комедии. Либретто оперы «Пимпиноне, или Неравный брак» было написано П. Парьяти для итальянского композитора Т. Альбинони. А через десять лет И. Ф. Преториус сделал для Телемана его немецкую редакцию.
Интермеццо «Пимпиноне» впервые было исполнено между актами «Тамерлана» Г. Ф. Генделя 27 сентября 1725 года. После премьеры опера Телемана была издана самостоятельно и обрела успех.
Постановочные группы:
«Директор театра»
Режиссер-постановщик — народный артист СССР Борис Покровский
Дирижер-постановщик — заслуженный артист России Анатолий Левин
Художник — Алла Коженкова
Над возобновлением работали:
Режиссер возобновления — Валерий Федоренко
Дирижер-постановщик — народный артист России Владимир Агронский
Дирижер — Айрат Кашаев
Художник — Ольга Ошкало
Художник по свету — Владимир Ивакин
Ассистенты режиссера — Ярослав Радивоник, Людмила Соколенко, Борис Тархов, Нина Яковлева
«Пимпиноне»
Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Эстонии Арне Микк
Дирижер-постановщик — народный артист России Владимир Агронский
Художник — Юлия Акс
Режиссер возобновления — Валерий Федоренко

Начало концерта в 18:30

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору