62-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…»Сезон в преддверии 30-летия Фонда СпиваковаНа одной сцене с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» выступят представители двух поколений отечественной музыкальной культуры — художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, народный артист России, лауреат премии Правительства Р Ф в области культуры Александр Чернушенко и стипендиат фонда «Новые имена», участница концертных программы Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреат международных конкурсов, юная пианистка Софья Толстова.
В программе концерта — симфонические произведения последней трети XIX века. Это опусы Петра Ильича Чайковского — увертюра-фантазия «Гамлет» и симфоническая поэма «Франческа да Римини» — и Второй концерт для фортепиано с оркестром Камиля Сен-Санса.Произведения этой концертной программы родились в результате соприкосновения культур Европы и России. Симфонические произведения Чайковского наполнены образами европейской литературы — трагедии У. Шекспира и поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия». Второй фортепианный концерт Камиля Сен-Санса вдохновлен творческой дружбой с русским композитором, пианистом и дирижёром Антоном Рубинштейном. Взаимопроникновение культур стало основой для рождения музыкальных шедевров, которые с полным правом можно отнести к наиболее исполняемым произведениям их авторов.
Камиль Сен-Санс и Петр Чайковский были знакомы и неоднократно встречались. Их первая встреча состоялась в 1875 году в Петербурге. В исполненном тогда Втором фортепианном концерта Сен-Санса Чайковский отметил «необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы и, вместе с тем, весьма самобытную творческую индивидуальность». Сен-Санс активно способствовал продвижению русской музыки во Франции, в частности, по его инициативе в 1876 году в Париже состоялась премьера увертюры-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта». Последняя встреча двух композиторов состоялась незадолго до кончины Чайковского в 1893 году в Кембридже, где оба были удостоены звания почетных докторов Кембриджского университета. Исполненная по случаю «Франческа да Римини» сильно впечатлила Сен-Санса глубиной образов и смыслов.
Народный артист России
Александр Чернушенко — представитель петербургской дирижерской школы. Окончил Хоровое училище им. М. И. Глинки при Ленинградской академической капелле, а в 1984 — Ленинградскую консерваторию по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» под руководством профессора Ильи Мусина. Будучи студентом, организовал оркестр студентов и аспирантов консерватории, который под его руководством регулярно давал концерты классической музыки.
После окончания консерватории Александр Чернушенко работал дирижером Челябинского театра оперы и балета (1986−88 годы). В 1988 году был приглашен на должность дирижера в Михайловский театр (в то время — Ленинградский Малый театр оперы и балета), затем — на должность главного дирижера Музыкального театра Ленинградской консерватории. Работая в театрах, дирижер не только овладел обширным оперным и балетным репертуаром, но и приобрел опыт самостоятельных постановок.
Осенью 1991 года Александр Чернушенко осуществил воссоздание симфонического оркестра в Капелле Санкт-Петербурга, сформировал его творческий состав и с момента официального утверждения коллектива (1 ноября 1991 года) является его главным дирижером. Основу оркестра составили молодые музыканты — выпускники и студенты Санкт-Петербургской консерватории. Первые концерты оркестра сразу обозначили высокий профессиональный уровень нового коллектива.
Симфонический оркестр Капеллы под руководством Александра Чернушенко гастролировал в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Греции, Голландии, Бельгии, Испании, Великобритании, Ирландии, Китае, Японии, Южной Корее, Финляндии, Хорватии, Словении, Литве и других странах.
Являясь одним из ведущих дирижеров России, Александр Чернушенко получает приглашения для выступления с музыкальными коллективами городов России, ближнего зарубежья, Европы, США, Японии и других стран, а также с известными солистами. Участвовал в организации международных творческих акций, таких как фестиваль «Шубертиады», «Невские хоровые ассамблеи», Dreiklang, конкурс им. С. С. Прокофьева и других.
Александр Чернушенко участвовал в записи большого количества компакт-дисков, изданных в разных странах мира. Наиболее примечательным проектом стала запись оркестром и хором Капеллы трёх опер, двух ораторий и Реквиема Микиса Теодоракиса, а также запись произведений для крупнейших звукозаписывающих концернов Chandos и Naxos.
В 2020 году Александр Чернушенко был награжден знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» за большой вклад в развитие музыкальной культуры Санкт-Петербурга и России.
Софья Толстова родилась в 2009 году в Москве. Игре на фортепиано начала обучаться с пяти лет у профессора Валерия Владимировича Пясецкого. В настоящее время — учащаяся Центральной музыкальной школы — Aкадемии исполнительского искусства в классе Натальи Викторовны Богдановой (заведующая кафедры специального фортепиано).
Участвовала в мастер-классах Константина Лифшица, Максима Могилевского, Александра Гиндина, Эльмара Гасанова, Полины Осетинской, Екатерины Мечетиной.
Обладательница первых премий международных конкурсов «Призвание-музыкант», «Краски музыки», Межрегионального конкурса-фестиваля имени Н. А. Алексеева в Москве, Большого видеоконкурса Grand Music Art, Всероссийского конкурса имени А. А. Бакулова в Новоуральске и Международного фестиваля-конкурса в Вильяэрмосе (Мексика). Дипломант Международного конкурса юных пианистов Аstana Piano Passion.
С 2019 года — стипендиат фонда «Новые имена», лауреат I и II Всероссийских конкурсов стипендиатов фонда (2021, 2022). С 2020 года — стипендиат фонда Юрия Розума. Участница концертных программ «Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова».
Выступала в залах Московской консерватории, Камерном зале Московской филармонии, Малом зале МКЗ «Зарядье», Камерном зале Московского международного Дома музыки, Башмет-центре и других.
Как солистка выступала с Московским камерным оркестром «Времена года», Камерным оркестром Игоря Лермана, Омским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Выступает с сольными программами и в составе камерных ансамблей.
Билеты — 400−900 рублейПодробную информацию о концерте и билетах вы можете узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала (8422) 27−35−06, отдел работы со слушателями (8422) 44−19−73, на сайте www.leninmemorial.ru/">www.leninmemorial.ru/
и в официальной группе филармонии ВК:
vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты вы можете на сайте
www.leninmemorial.ru/«>www.leninmemorial.ru/