Добавлено 23 мая / 14 Татьяна
пятница
Москва
23 мая 2014
Московская академическая филармония
Большой зал Московской консерватории
ул. Большая Никитская, 13
Вечер с Юрием Башметом
Юрий Башмет (альт, дирижер)
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Солисты:
Виктор ТРЕТЬЯКОВ (скрипка),
Наталья ЛИХОПОЙ (скрипка)
В программе:
Р. Штраус (К 150-летию со дня рождения) - «Метаморфозы» -
этюд для 23 солирующих струнных инструментов
Р. Леденёв - «Метаморфозы темы Баха» (ария Петра из «Страстей по Матфею»)
для альта и струнных
В.А. Моцарт - Кончертоне для двух скрипок с оркестром
Й. Гайдн - Симфония № 44 («Траурная»)
23 мая Московская филармония завершает цикл «Три вечера с Юрием Башметом». В течение сезона маэстро совместно со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы» представил на суд публики три программы, развивающие идеи уже вошедших в историю телепрограмм и концертов «Вокзал мечты Юрия Башмета», которые некогда объединили целую галерею очень непохожих друг на друга гостей-«попутчиков» Башмета, с каждым из которых музыкант находил свою тональность в беседе, а музыканты его ансамбля «Солисты Москвы» демонстрировали не менее впечатляющее стилистическое чутьё, исполняя одинаково органично и классику, и авангард, и джаз. В завершающемся филармоническом цикле «собеседниками» Юрия Башмета и его «Солистов Москвы» также становились композиторы разных эпох. Финальный концерт абонемента объединяет сочинения великих венских классиков Гайдна и Моцарта, музыку выдающегося симфониста-новатора Рихарда Штрауса и опус нашего современника, неоклассика Романа Леденёва (род. 1930).
От сочетания на афишах «Моцарт-Третьяков-Башмет» у большинства слушателей наверняка связаны ожидания с возможностью услышать Симфонию-кончертанте для скрипки и альта с оркестром. Исполнение этого моцартовского шедевра Третьяковым и Башметом по праву признано образцовым. Но в связи с предстоящим концертом меломанам стоит пересмотреть привычные ожидания. Вообще, своеобразным подзаголовком не только данного концерта, но и всех программ филармонического цикла «Три вечера с Юрием Башметом», вполне можно считать название двух произведений, вошедших в программу - «Метаморфозы». Финальный вечер подвергает метаморфозам многие привычные сочетания.
«Метаморфозы» Рихарда Штрауса называют музыкальным завещанием композитора. Пьеса была создана Штраусом в преклонном возрасте в 1945 году, как говорят, под впечатлением от пострадавшего от бомбёжек Мюнхена. Возможно, самым пронзительным моментом этой траурной, глубоко исповедальной зарисовки является цитата траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена, которая воспринимается не только как воспевание великих образцов искусства, но и как глубокая скорбь о трагедиях, причинённых человечеству нацизмом. В то же время «Метаморфозы» оставляют ощущение просветлённости, в чём соприкасаются с «Метаморфозами на темы И.С. Баха» Романа Леденёва. Такое воздействие на слушателей обеспечивает сам первоисточник – «Метаморфозы» Леденёва написаны на тему арии альта из «Страстей по Матфею», ставшую одним из самых пронзительных и совершенных эпизодов в наследии И.С. Баха. Ария «Erbarme Dich» («Сжалься») падает на кульминацию евангельского сюжета, когда апостол Пётр, трижды предав Христа, как и было предсказано, горько раскаивается в содеянном. Он молится, взывает к милосердию, и музыка пронизана христианским сочувствием и состраданием — как в первоисточнике, так и в парафразе. В пьесе Леденёва главным проводником авторского высказывания становится солирующий альтист. Композитор создал несколько произведений для солирующего альта с оркестром: Концерт-поэма для альта (1964), «Маленький реквием» (1998), а предтечей последнего можно считать «Метаморфозы на тему И.С. Баха» (1993) для альта и камерного ансамбля.
Кончертоне для двух скрипок – один из самых лучезарных образцов двойного концерта в наследии Моцарта. Его довольно редкое исполнение объясняется просто: для воплощения в высшей степени совершенного замысла Кончертоне требуются солисты, обладающие самым незаурядным мастерством. И можно не сомневаться, что обращение к этому шедевру одного из величайших скрипачей современности Виктора Третьякова и одной из самых ярких представительниц русской скрипичной школы, некогда ученицы Третьякова, а ныне – профессора Боннской школы музыки Натальи Лихопой станет истинным откровением.
Завершит концерт Симфония № 44 Гайдна, названная современниками композитора «Траурной» из-за обилия ламентозных интонаций в её тематизме. Своим эмоциональным настроем симфония перекликается с «Метаморфозами» (как Р. Штрауса, так и Леденёва), а по своей гармоничной и ясной драматургии, всегда доминирующей в музыке Гайдна, корреспондирует с возвышенной музыкой Моцарта. Симфония сообщает программе цельность и становится эффектным, эмоциональным финалом.
Начало концерта в 19:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj