Добавлено 06 февраля / 15 muzkarta

пятница


Санкт-Петербург

6 февраля 2015


Санкт-Петербургский Дом музыки

Английский зал Дома Музыки

набережная реки Мойки, дом 122

«Вечера в Английском зале»: «Свет и тени»

«Вечера в Английском зале»: «Свет и тени»

Александр Рамм (виолончель)
Андрей Санников (флейта)
Анна Одинцова (фортепиано)

Аудитория 12+, стоимость билетов 250–300 руб.
Обувь на шпильках, фото- и видеосъёмка запрещены
Подробная информация на сайте
Справки и аккредитация по телефону: (812) 702-60-96

О ПРОГРАММЕ

Теобальд Бём — известный немецкий инструментальный мастер, флейтист и композитор, создатель современной поперечной флейты. Его перу принадлежат многие произведения для флейты, где использованы в качестве основных тем народных напевы — немецкие, польские и проч. Одно из самых известных своих сочинений — Гранд-полонез — Бём создал в 1831 году, однаружив незаурядное мастерство композитора и заложив в сочинении возможность демонстрации виртуозности инструмента. Развернутая концертная пьеса складывается из двух разделов, где медленная торжественная Интродукция переходит в собственно Полонез с его феерическими звуковыми эффектами солирующей флейты.

Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора — Фантазия для флейты и фортепиано, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть.

Альфредо Казелла — известный итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный писатель. В качестве пианиста и дирижёра Казелла гастролировал во многих европейских странах, том числе неоднократно в России и СССР. Создавая в 1914 году Сицилиану и бурлеску для флейты и фортепиано, Казелла использовал форму конкурсного произведения Парижской консерватории. В диптихе слушателям открывается воссозданная современным автором историческая атмосфера Италии — в ее старинном танце (сицилиана) и образах комедийного театра 16 века (бурлеска). Контраст медленной, пасторальной по характеру Сицилианы и комической, подчас карикатурной Бурлески создает яркие, романтико-импрессионистические картины.

Поль Таффанель принадлежит к числу известнейших исполнителей 19 века. Одна из газет того времени писала о музыканте: «Его талант флейтиста выявляется столь полно, что виртуозность господина Таффанеля выглядит поистине универсальной. Он и впредь останется признанным, неподражаемым мастером, подобно Паганини флейты». Среди его сочинений особое признание завоевала Большая концертная фантазия на темы «Вольного стрелка». Популярная опера К.-М. фон Вебера шла на многих сценах Европы и горячо принималась публикой. Таффанель создал на основе ее ведущих тем развернутую концертную пьесу, по сути, передав основной событийный ряд оперы и продемонстрировав многогранные возможности инструмента.

Две пьесы выдающегося французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси «Арабеска» и «Медленный вальс», созданные как фортепианные, со временем были аранжированы для разных инструментов. Заложенные в них художественные возможности в каждой обработке приобретали новые оттенки, продолжая линию импрессионистического взгляда на окружающий мир. Арабеска — первая из двух в цикле, написанном в 1890–1891 годах, использует созданный Р. Шуманом жанр, характеризующийся прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Вальс (он у автора носит уточнение «Более чем медленно») был написан в 1910 году — это не столько танцевальная пьеса, сколько выразительная картинка с контрастными настроениями и прихотливо меняющимся ритмическим рисунком.

Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862–65 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть — трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.

Свою Сонату для виолончели и фортепиано в пяти частях Бенджамин Бриттен написал в 1961 году для М. Л. Ростроповича. После исполнения сочинения один из рецензентов назвал Сонату «пятью фотоснимками мастерства Ростроповича». Образной направленностью, структурой, программными заголовками частей, трактовкой сольного инструмента Соната в значительной мере связана с Первой сюитой. Первая часть Диалог построена как ведущийся в темпе Allegro активный «разговор» двух инструментов; вторая — Скерцо-пиццикато возникает как условно-шуточная сценка персонажей; третья решена композитором как Элегия несколько сумрачного оттенка; четвертая часть Марш переключает действие в активный, энергичный план; пятая часть Вечное движение — своеобразное дьявольское стаккато — в смысловом отношении подводит итог сложной композиции.

Проф. З. М. Гусейнова

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору