28 НОЯБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 19:00
открытие фестиваля
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР РОССИИ ИМЕНИ Е. Ф. СВЕТЛАНОВА
ДИРИЖЁР — ВЛАДИМИР ЮРОВСКИЙ
КАМЕРНЫЙ ХОР МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Ансамбль Questa Musica
Александра Любчанская (сопрано)
САФРОНОВ
«Воображаемый моно-театр Владимира Маяковского» для женского голоса и оркестра
ЕКИМОВСКИЙ
Девятая симфония (Эпитафия авангарду) (Мировая премьера)
ФИЛАНОВСКИЙ
«Пропéвень о Прóросли Мирóвой» на тексты П. Филонова для ансамбля солистов, хора и оркестра (Мировая премьера)
Старт и первую кульминацию фестиваля обеспечат три опуса российских композиторов среднего и старшего поколений, в том числе две мировых премьеры. Эта Девятая симфония Виктора Екимовского, в которой ведущий московский авангардист прощается с авангардом, одновременно признавая его «скончавшимся» и утверждая, что его «технологические достижения останутся на все времена». И это «Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского — оратория на тексты художника и поэта Павла Филонова, посвященные войне как форме существования всего живого. Также в программе «Воображаемый монотеатр Владимира Маяковского» Антона Сафронова для женского голоса с оркестром.
28 НОЯБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 22:00
день 1. открытие постконцерт
БОЧИХИНА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР РОССИИ ИМЕНИ Е. Ф. СВЕТЛАНОВА
ДИРИЖЁР — ФИЛИПП ЧИЖЕВСКИЙ
FACE (Немая опера) — мультимедийный проект для инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции (Мировая премьера)
Впервые на «Другом пространстве» состоится мировая премьера оперы, написанной по заказу самого фестиваля. FACE Ольги Бочихиной — это «опера лиц, которые внешне немы, но пытаются озвучить себя». Живая игра Госоркестра имени Светланова под управлением Филиппа Чижевского будет сочетаться с электроакустическими звуками и видеопроекцией. По словам автора, «это театр мнимостей, где возможно одновременно увидеть лицо и изнанку, а мир инструментальный и мир электронный — его аналоги, реконструирующие целостность, слитость обеих сторон».
29 НОЯБРЯКОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 19:00день 2
МИХАИЛ ДУБОВ (ФОРТЕПИАНО)
ПАТРИЦИЯ КОПАЧИНСКАЯ (СКРИПКА)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР РОССИИ ИМЕНИ Е. Ф. СВЕТЛАНОВА
ДИРИЖЁР — ВЛАДИМИР ЮРОВСКИЙ
МЕССИАН
Семь хокку (Sept haïkaï) для фортепиано с оркестром
(1963)
КАПЫРИНЧетыре постлюдии для симфонического оркестра
РЕТИНСКИЙDe profundis для большого симфонического оркестра
БРИЛЬAgnus Dei для большого симфонического оркестра
Музыка лауреатов конкурса композиторов «Другое пространство»
Ф. КАРАЕВ
Концерт для оркестра
и скрипки соло
Программа второго большого фестивального концерта с участием Владимира Юровского составлена из музыки классика ХХ века Оливье Мессиана («Семь хокку» для фортепиано с оркестром, солист Михаил Дубов), одного из самых авторитетных московских авторов наших дней Фараджа Караева (Скрипичный концерт с участием международной звезды Патриции Копачинской), миниатюрных оркестровых
«Четырёх постлюдий» Дмитрия Капырина и молодых лауреатов композиторского конкурса «Другое пространство»: прозвучат мировые премьеры сочинений Евгении Бриль и Алексея Ретинского.
29 НОЯБРЯ
день 2 постконцертКОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 22:00
АНСАМБЛЬ «ЛАБОРАТОРИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ» (НОВОСИБИРСК)
ДИРИЖЁР — СЕРГЕЙ ШЕБАЛИН
СТИВЕН РАЙХ
Видео-опера
«Три истории"(Московская премьера)
Впервые в Москве будет представлена видео-опера «Три истории» крупнейшего американского композитора Стива Райха, посвященная технологическим потрясениям ХХ века — от крушения дирижабля «Гинденбург» до клонирования овечки Долли. Партитуру исполнит новосибирский ансамбль «Лаборатория новой музыки» под руководством Сергея Шебалина, неоднократно работавший с Райхом.
30 НОЯБРЯ
день 3 человек-машина
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ, 17:00
Маттиас Бауэр (контрабас, вокал)
Андре Бартецки (электроника)
КАТЦЕР
L’homme machine для контрабаса, голоса и электроники (1998)
«Человек-машина» классика немецкой электроакустической музыки Георга Катцера — это моноспектакль для контрабасиста, одновременно являющегося чтецом-вокалистом (Маттиас Бауэр). Издаваемые им звуки в режиме реального времени будут обрабатываться электроникой (Андре Бартецки). В основе сочинения — тексты опального французского философа Жюльена Офре де Ламетри, который мечтал о том, чтобы программировать человека, добиваясь от него функционального совершенства машины.
30 НОЯБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 19:00день 3
ENSEMBLE UNITED BERLIN
ДИРИЖЁР — ВЛАДИМИР ЮРОВСКИЙ
Александра Любчанская (сопрано)
Кристоф Энцель (саксофон)
КАТЦЕР
Szene für Kammerensemble («Сцена для камерного ансамбля») (1975)
ВИВЬЕ
Bouchara (1981)
МАНТОВАНИ
Troisième Round
(«Третий раунд») (2001)
РОМИТЕЛЛИ
Lost (1997)
«Человек-машина» классика немецкой электроакустической музыки Георга Катцера — это моноспектакль для контрабасиста, одновременно являющегося чтецом-вокалистом (Маттиас Бауэр). Издаваемые им звуки в режиме реального времени будут обрабатываться электроникой (Андре Бартецки). В основе сочинения — тексты опального французского философа Жюльена Офре де Ламетри, который мечтал о том, чтобы программировать человека, добиваясь от него функционального совершенства машины.
30 НОЯБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 22:00день 3 постконцерт
Percarus Duo
Мультимедийное перкуссионное шоу «The Pulse of Ancient Times» («Пульс древности»)
Московской филармонииУникальный дуэт Percarus Duo, в котором играют солисты ударной группы Госоркестра, специализируется на новой музыке и создает авторские мультимедийные шоу. На «Другом пространстве» Владимир Терехов и Михаил Путков представят одно из таких перкуссионных шоу под названием «Пульс древности».
1 ДЕКАБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 19:00день 4
Ансамбль солистов
«Академия старинной музыки»
Большой детский хор Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» имени Виктора Попова
ВЛАДИМИР МАРТЫНОВ
«Рождественская музыка» для детского хора, камерного оркестра и органа (Мировая премьера)
42 года назад молодой композитор Владимир Мартынов написал часовую ораторию «Рождественская музыка» для детского хора и камерного ансамбля. Сегодня, после почти полувекового пути сквозь «конец времени композиторов» и дальше, мэтр отечественной композиторской школы Владимир Мартынов представляет мировую премьеру новой
«Рождественской музыки».
1 ДЕКАБРЯКАМЕРНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ, 15:00день 4 GAME: Москва — Берлин
ГАМ-АНСАМБЛЬ / Ансамбль «Галерея актуальной музыки»
Дирижёр — Олег Пайбердин
ОЛЕГ ПАЙБЕРДИН
«Между танцем» для флейты, саксофона, скрипки, виолончели и фортепиано
БЕРГЕР
Link для альтового саксофона и live-электроники
БРАЙЕР
Link для альтового саксофона и live-электроники
РАЕВА
Schmetterling («Бабочка»)
для скрипки соло
ПОПОВ
SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео
ЦАПФ
Articolazione e tempo для флейты соло
ГУДАЧЕВ
«Тёмный собор» для пяти исполнителей, электроники и видео
Новая программа от ансамбля «Галерея актуальной музыки»,
с которого когда-то начиналась
история «Другого пространства». «GAME: Москва — Берлин» — это игра двух городов, основанная на сопоставлении камерных опусов московских и берлинских композиторов молодого и среднего поколений.
1 ДЕКАБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 22:00день 4 постконцерт
Фортепиано:
АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ
ЙЕРУН ВАН ВЕН
АЛЕКСЕЙ ЗУЕВ
ВЛАДИМИР ИВАНОВ-РАКИЕВСКИЙ
В ПРОГРАММЕ:
С. тен Хольт «Заклинание»
(Incantation) для четырёх роялей
Квартет пианистов, собранный Алексеем Любимовым, отправится в путешествие по гигантскому вибрирующему звуковому полотну «Заклинания» тен Хольта. Этот голландский мастер сумел подчинить своему слуху законы и технику американского минимализма, создав узнаваемый авторский стиль, который можно назвать «минимализмом с европейским лицом».
2 ДЕКАБРЯ
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИИ, 16:00
день 5 Vortex temporum
Московский ансамбль современной музыки
Михаил Дубов (фортепиано)
Иван Бушуев
(пикколо/флейта/альтовая, басовая флейта)
Олег Танцов (кларнет/бас кларнет)
Владислав Песин (скрипка)
Сергей Полтавский (альт)
Илья Рубинштейн (виолончель)
Московский ансамбль современной музыки представит масштабный опус французского композитора-спектралиста Жерара Гризе «Вихрь времени».
Это звуковое исследование силы Хроноса, которое приводит приводит автора к безутешным выводам — к отчаянию перед временем и олицетворяющей его смертью.
2 ДЕКАБРЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ЧАЙКОВСКОГО, 19:00день 5. КОНЦЕРТ ЗАКРЫТИЕ
Александра Любчанская (сопрано)
Максим Рысанов (альт)
Государственный академический
симфонический оркестр России
имени Е. Ф. Светланова
Дирижёр — Владимир Юровский
ГАМ-АНСАМБЛЬ / Ансамбль
«Галерея актуальной музыки»
Дирижёр — Олег Пайбердин Ансамбль
солистов «Студия новой музыки»
Дирижёр — Игорь Дронов
Московский ансамбль
современной музыки
Дирижёр — Федор Леднев
ГРИЗЕ Espaces Acoustiques («Акустические пространства»)
Последняя и главная кульминация фестиваля. В пространстве Зала Чайковского впервые объединятся три ведущих московских ансамбля современной музыки — МАСМ, Студия новой музыки и ГАМ-ансамбль, — а также оркестр-резидент фестиваля, альтист Максим Рысанов и четыре дирижера. Всё — ради грандиозной партитуры «Акустических пространств» Жерара Гризе, по определению Владимира Юровского, «одного из самых идеалистических проектов, когда-либо задумывавшихся композиторами в ушедшем XX веке».