wiafs.ruКонцерты в Зимнем театре
Гала — концерт открытие фестиваля
пятница, 13 Февраля, 2015 г. | 19:00
К. В. Глюк (1714–1787)
Увертюра к опере «Орфей и Эвридика»
Й. Гайдн (1732–1809)
Концерт для трубы с оркестром Ми-бемоль мажор, Hob.:VIIe/1
Allegro
Andante
Finale. Allegro
Солист — Йенс Линдеманн (труба, Канада)
В. А. Моцарт (1756–1791)
Концерт № 9 для фортепиано с оркестром Ми-бемоль мажор, KV271
Allegro
Andantino
Rondeau. Presto
Солист — Елизавета Леонская (фортепиано, Австрия)
П. И. Чайковский (1840–1893)
«Размышление» соч.42№ 1
М. Равель (1875–1937)
«Цыганка» — рапсодия для скрипки с оркестром (1924)
Солист — Вадим Репин (скрипка, Россия)
Б. Барток (1881–1945)
6 румынских народных танцев для камерного оркестра (1917)
А. Гиллиланд (р. 1965)
«Dreaming of Masters III» для трубы с оркестром (2010)
(переложение Й. Линдемана для джазового трио и оркестра)
Солисты:
Йенс Линдеманн и джазовый ансамбль «Brassfire» (Канада)
Кристиан Александров (фортепиано)
Джереми Коутс (контрабас)
Джоэль Фонтейн (ударные)
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Дирижер: Юрий Башмет
Торжественное открытие VIII Международного зимнего форума искусств отражает широту и многообразие программы и творческих направленностей сочинского фестиваля. В программе гала-концерта прозвучит музыка трех веков — Венский классицизм, романтизм, сочинения ХХ и XXI столетий. Первое отделение концерта посвящено Глюку, Гайдну и Моцарту, во втором прозвучат романтически-виртуозные концертные пьесы Чайковского и Равеля, обработки народных танцев Бартока и джазовый концерт современного канадского композитора Алана Гиллиланда.
Созвездие солистов, выступающих на открытие фестиваля, включает прославленного скрипача, лауреата премии «Victoires de la musique», «русского Паганини» Вадима Репина — одного из ярчайших представителей скрипичной школы Захара Брона; а также пианистку и педагога, лауреата премий Св. Цецилии и «Diapason d’Or» Елизавету Леонскую, выступавшую в ансамблях со Святославом Рихтером. Особый гость концерта — канадский трубач Йенс Линдеманн. Виртуозно владеющий своим инструментом в академическом репертуаре, многолетний участник знаменитого на весь мир ансамбля «Canadian Brass», сегодня он с неменьшим успехом проявляет себя в джазовой музыке.
Вместе с Йенсом Линдеманном в Сочи выступит ансамбль «Brassfire», с которым трубач регулярно выступает на знаменитом джазовом фестивале в г. Монреаль. Каждый из его участников — пианист Кристиан Александров, басист Джереми Коутс и ударник Джоэль Фонтейн — универсальный музыкант, уверенно владеющий разнообразными музыкальными стилями и сочетающий сольную деятельность с работой в различных ансамблевых проектах. В исполнении «Brassfire» прозвучит обработка Линдеманна концерта «Dreaming of Masters» Гиллиланда для трубы, джазового трио и оркестра.
Маэстро Юрий Башмет будет в этот вечер за дирижерским пультом своего детища — лауреата премии «Грэмми», камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Вечер джаза
суббота, 14 Февраля, 2015 г. | 19:00
Абдулла Ибрагим (ЮАР) и его ансамбльАбдулла Ибрагим (фортепиано)
Клив Гайтон (кларнет, флейта, саксофон)
Ной Джексон (бас)
Уил Тэррил (ударные)Абдулла Ибрагим — единственный южноафриканский джазовый музыкант, добившийся признания во всем мире. Вот уже 65 лет продолжается его непрерывная концертная деятельность.
Примерно полвека назад он впервые появился в Европе, где привлек внимание Дюка Эллингтона. Легендарный джазист ХХ столетия по-настоящему открыл миру талант Абдуллы Ибрагима (до этого малоизвестного за пределами Африки), выступив с ним в серии концертов и способствуя его дебюту в Нью-Йорке. С этим городом — столицей мирового джаза — музыканта теперь связывают десятилетия творческой жизни, он регулярно выступает в США с ведущими мастерами джазовой музыки.
Пианист, композитор и аранжировщик (помимо этого, он владеет игрой на флейте, саксофоне, виолончели и некоторых народных африканских инструментах), автор музыки к десяткам художественных фильмов (в их числе «Шоколад»), выдающийся педагог, много сделавший для музыкального образования в своей стране, Абдулла Ибрагим с детства впитывал уникальное разнообразие музыкальных стилей своей мультикультурной родины. Народная и литургическая музыка Африки, госпел, рэгги, бибоп и европейско-американский джаз — все это отразилось в исполнении и композициях Ибрагима, сплетаясь в причудливый, но гармоничный и пряный букет. Быть может, именно поэтому его игра заставляет с восхищением прислушиваться миллионы людей самых разных континентов, в том числе и равнодушных к «обычной» джазовой музыке.
К сожалению, этого замечательного музыканта в нашей стране практически не знают. Зимнему форуму искусств в Сочи выпала честь познакомить россиян с искусством Абдуллы Ибрагима.
Вместе с ним в концерте примут участие известные представители современного джазового исполнительского искусства: Клив Гайтон — универсальный музыкант, владеющий флейтой, кларнетом и саксофоном (с 2004 г. он возглавляет «The Lionel Hampton New York Big Band»); молодой контрабасист Ной Джексон, в 2011 г. попавший в список 10 топовых записей джазовой музыки по версии «Detroit metro times»; а также ударник Уил Террилл
«Великие романтики. Брамс, Шуман и их окружение»
воскресенье, 15 Февраля, 2015 г. | 19:00Концерт проводится при поддержке Института Иоганнеса Брамса (Любек, Германия) и Фонда Йозефа Иоахима (Ганновер, Германия)
Роберт Шуман (1810–1856)
Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 129
Nicht zu schnell
Langsam
Sehr lebhaft
Клара Шуман (1819–1896)
Концертштюк для фортепиано и струнных фа минор (1847)
Йозеф Йоахим (1831–1907)
Концерт № 1 для скрипки с оркестром Соль мажор, соч. 3 (одночастный)
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Шесть песен (переложение для голоса и камерного оркестра)
«Liebestreu», Op. 3 № 1
«An die Nachtigall», Оp. 46 № 4
«Es schauen die Blümen», Op. 96 № 3
«Lerchengesang», Op. 70 № 2
«Mädchenlied», Op. 95 № 6
«Ständchen»,Op. 106 № 1
Adagio из квинтета си минор, соч. 115 (переложение для альта и струнного квартета)
Роберт Шуман
«Восточные картины», 6 экспромтов соч. 66 (переложение для камерного оркестра)
Солисты:
Мари — Элизабет Хеккер (виолончель, Германия)
Лидия Тойшер (сопрано, Германия)
Николай Хозяинов (фортепиано, Россия),
Александра Конунова — Дюмортье (скрипка, Молдова — Швейцария),
Юрий Башмет (альт, Россия)
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Дирижер — Юрий Башмет«Проливать свет в глубины человеческого сердца — таково призвание художника», — под этим девизом прошел творческий путь Роберта Шумана — одной из самых необычных, противоречивых и трагических фигур в музыке XIX века. П. И. Чайковский полагал, что весь период овременной ему музыки будущие поколения назовут «шумановским»:
«Музыка Шумана… затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники., — писал Чайковский, —
В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».
В 1853 г. в Дюссельдорф, где жила семья Шуман, прибывает никому не известный молодой музыкант с романтической, «вертеровской» внешностью. Он робко признается Шуману в том восхищении, которое испытывает перед его творчеством, и просит посмотреть его собственные творческие опыты. Шуман приходит в восторг, ознакомившись с рукописями, и в своей последней статье с символичным названием «Новые пути» предрекает юноше — Иоганнесу Брамсу — будущую славу первого композитора Германии.
Так, незадолго до трагического конца, жизнь Шумана ознаменовалась открытием нового гения. Брамс с радостью был принят в ближайший круг друзей композитора. В него также входил скрипач, композитор и дирижер Йозеф Иоахим — один из лучших исполнителей XIX века и создатель крупнейшей скрипичной школы следующего столетия (среди его многочисленных учеников можно назвать Леопольда Ауэра и Бронислава Губермана). Мастерством Иоахима восхищались Лист и Мендельсон, ему посвящали свои произведения Шуман, Брамс, Дворжак, Брух и многие другие. Нельзя не упомянуть и о гениальной пианистке Кларе Вик (Шуман), также обладавшей композиторским дарованием; жена, муза и непревзойденная исполнительница сочинений своего мужа, Клара в эти годы становится предметом романтической влюбленности Брамса, вызывая в нем восторженные творческие порывы и, одновременно, глубокие душевные страдания.
Концерт посвященный Брамсу, Шуману и их окружению, устроители Зимнего международного форума искусств в Сочи проводят совместно с Институтом Иоганнеса Брамса при Высшей школе музыки в Любеке (это одно из старейших учебных заведений Германии, недавно отметившее свое 100-летие). Впервые в России будет представлен столь широкий музыкально-исторический контекст жизни и творчества двух крупнейших представителей немецкого музыкального романтизма.
В программе концерта прозвучат сочинения, написанные Робертом и Кларой Шуман, Иоганнесом Брамсом и Йозефом Иоахимом.
Композиторское творчество Клары Шуман, наряду с безусловным влиянием индивидуальности мужа, отмечено несомненным композиторским талантом; об этом свидетельствует и концертная пьеса для фортепиано и струнного оркестра, законченная в 1847 г.
«Восточные картины» соч.66 (1848) завершают дрезденский период творчества Шумана; сочиненные в оригинале для двух фортепиано, они отличаются подлинной «оркестровостью» звучания и только выигрывают в подобном переложении. Виолончельный концерт, написанный вскоре после переезда семьи Шуман в Дюссельдорф (1850) — одно из последних сочинений композитора, отмеченное подлинным творческим подъемом, который был прерван прогрессирующей душевной болезнью.
Год спустя был сочинен первый (одночастный) концерт для скрипки с оркестром Йозефа Иоахима, практически неизвестный не только русской, но и немецкой публике (гораздо чаще исполняется его второй, «венгерский» концерт). Концерт написан в Веймаре и посвящен Ф. Листу, подвигшему молодого талантливого скрипача на композиторское творчество (уже позже Иоахим, как и Брамс, испытает разочарование в Листе и будет придерживаться иной, шумано-брамсовской музыкальной традиции).
Жанр романтической песни (Lied) сопровождал Брамса в течение всей жизни — от юношеского опуса 3 (1853) до «Четырех строгих напевов» (1896). Подобно Шуману, он был продолжателем «шубертианской» линии в камерно-вокальном творчестве. В концерте также прозвучит Adagio из квинтета соч.115 (1891) — жемчужина поздней лирики Брамса, которому суждено было завершить романтическую эпоху в немецкой камерной музыке.
В концерте принимают участие ведущие представители исполнительского искусства Германии молодого поколения. Это уроженка родного города Шумана Цвикау, виолончелистка Мари-Элизабет Хеккер — сенсационная победительница конкурса М. Ростроповича в Париже (2005), где она завоевала главный и оба специальных приза (в 2010 г. виолончелистке выпала честь исполнять концерт Шумана в Берлине под управлением Д. Баренбойма — в торжественном концерте, посвященном 200-летию со дня рождения композитора); камерная и концертная певица, лауреат национальных и международных конкурсов, солистка «Земперопер» Дрездена Лидия Тойшер (уже знакомая московской публике по исполнению моцартовских партий в Большом театре); лауреат I премии Международного скрипичного конкурса им. Й. Иоахима в Ганновере (2012), солистка Женевского международного оркестра Александра Конунова-Дюмортье, а также лауреат Международных конкурсов им. Скрябина в Париже и им. Шопена в Москве (2008), победитель Международных состязаний в Дублине и Сиднее (2012), солист Московской филармонии Николай Хозяинов (фортепиано).
Лауреат премии «Грэмми», камерный ансамбль «Солисты» Москвы выступит под управлением их бессменного руководителя и дирижера, маэстро Юрия Башмета.
Вечер памяти Вацлава Нижинского
понедельник, 16 Февраля, 2015 г. | 19:00Ф. Шопен — А. Глазунов, хореогр. М. Фокина
«Сильфиды (Шопениана)» (1909), Па-де-де и Вальс (Поэт и Сильфида)
Элиза Кабрера, Михаил Канискин (балет Берлинской Государственной оперы)
Р. Дриго, хореогр. М. Петипа
«Талисман» (1889), Па де Нуреддина и Дамаянти из 2 действия
Юргита Дронина, Исаак Хернандес (Национальный балет Нидерландов)К. Дебюсси, хореогр. В. Нижинского
«Послеполуденный отдых фавна» (1912)
Заслуженный артист России Игорь Колб (Мариинский театр, Санкт-Петербург)И. Стравинский, хореогр. М. Фокина
«Жар-птица» (1910), Па де Жар-птицы и Ивана-Царевица
Мария Яковлева, Владимир Шишов (балет Венской Государственной оперы)А. Адан, хореогр. М. Петипа
«Жизель» (1884), Сцена Жизели и Альберта из 2 действия
Юргита Дронина, Исаак ХернандесН. Римский-Корсаков, хореогр. М. Фокина
«Шахерезада» (1910), Па де Зобеиды и Золотого раба
Элиза Кабрера, Михаил Канискин (балет Берлинской Государственной оперы)К.М. фон Вебер, хореогр. М. Фокина
«Видение розы»
Народная артистка России Наталья Ледовская (академический музыкальный театр им. К.С, Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), Игорь КолбИ. Стравинский, хореогр. Э. Клуг (2012)
«Весна священная»
Национальный балет Словении
«Мой дом везде, где существует мир. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга. Бог Нижинский».В 2014 г. отмечалось 125-летие со дня рождения Вацлава Нижинского. «Сумасшедший Божий клоун», «Человек-птица», «восьмое чудо света»… Так называли этого человека в период его творческого расцвета. В XIX веке суеверная публика крестилась, слушая Листа или Паганини; когда Нижинский замирал в воздухе в своем прыжке, это казалось таким же фантастическим, нереальным… По словам Жана Кокто, «
он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову».Но не только «прыжками» завоевал Нижинский сердце своей эпохи.
«Мне страшно, я вижу величайшего актера в мире», — такое признание вырвалось у Сары Бернар, когда она увидела его на сцене Гранд-Опера. Неполных двадцать лет было отпущено Нижинскому для служения Терпсихоре, но на это время он сам стал «Синим богом» — богом танца, и весь мир лежал у его ног…
Без его танца нельзя себе представить знаменитых дягилевских «Русских сезонов», перевернувших представление о современном искусстве; нельзя представить себе всей эпохи начала ХХ в. Навеки останется в хореографии образ Петрушки, воплощенный им в балете Стравинского — Фокина, а также его образы в «Видении розы», «Шехеразаде», «Фавне», «Синем боге», «Карнавале»… Хореография самого Нижинского, освистанная современниками, казавшаяся спорной и «неудачной» даже великим, сегодня служит предметом глубокого изучения; ее влияние на современный балет неоспоримо.
Традиционный балетный вечер Международного зимнего форума искусств на этот раз не вполне «традиционен». Он будет посвящен гениальному танцовщику и хореографу и его окружению в искусстве, воплощенному силами ведущих танцовщиков современного балета и труппой Национального балета Словении — одной из старейших в Европе (в уходящем году она отметила свое 95-летие).
Будут исполнены балетные миниатюры и фрагменты из спектаклей, в которых была запечатлена роль Вацлава Нижинского. Это были знаменитые постановки Михаила Фокина для парижской антрепризы «Русские сезоны» Сергея Дягилева — «Видение розы», «Жар-птица», «Сильфида», «Шехеразада»… Зрители увидят и первый хореографический опыт самого Нижинского — «Послеполуденный отдых фавна», а также отрывки из «классических» балетов Мариуса Петипа («Жизель» и «Талисман»).
Эпоха Нижинского оживет в исполнении звезд современной академическиой хореографии — солистов Нидерландского Королевского Балета, победителей Международного балетного конкурса в Москве (2005) Юргитты Дрониной и Исаака Хернандеса; народной артистки России, обладательницы «Золотой маски», солистки балета Академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Наталии Ледовской и заслуженного артиста России, солиста балета Мариинского театра Игоря Кольба; солистов балетной труппы Берлинской Государственной Оперы, лауреатов «Dance Open-2013» в номинации «Лучший дуэт» Элизы Карийо Кабрера и Михаила Канискина; а также солистов балета Венской Государственной Оперы, воспитанников Академии хореографии им. Вагановой Марии Яковлевой и Владимира Шишова.
Во втором отделении вечера будет целиком показан балет И. Стравинского «Весна священная». Его премьера в хореографии Нижинского состоялась в театре на Елисейских полях Парижа в 1913 г. и закончилась грандиозным скандалом; лишь позже это сочинение было осознано как краеугольный камень искусства нового, ХХ века. Сегодня «Весна священная» имеет множество сценических версий; в Сочи будет показана хореография словенского балетмейстера Эдварда Клуга (она демонстрировалась на фестивале «Dance Open-2013» в Санкт-Петербурге) в исполнении труппы Национального балета Словении.
Роби Лакатош и его ансамбль с программой «Страсть»
вторник, 17 Февраля, 2015 г. | 19:00
Специальные гости концерта: «Терем-квартет»«Фантастическая Кармен»
среда, 18 Февраля, 2015 г. | 19:00
Авторский взгляд Юрия Башмета на оперу Ж. Бизе, новеллу П. Мериме и «Кармен — сюиту» Р. Щедрина«Контрабас»
четверг, 19 Февраля, 2015 г. | 19:00
Спектакль МХТ им. Чехова по пьесе П. ЗюскиндаВ главной роли — Константин Хабенский
«Мой ХХ век»
пятница, 20 Февраля, 2015 г. | 19:00
Бенефис альта с Юрием БашметомР. Леденев (р. 1930)
Концерт — поэма для альта с оркестром (1964)
А. Чайковский (р. 1946)
Концерт № 2 для альта и фортепиано с оркестром «Этюды в простых тонах» (1992)
Г. Канчели (р. 1935)
«Styx» для альта, смешанного хора и оркестра в 6 частях (1999)
Юрий Башмет (альт)
Александр Чайковский (фортепиано)
Камерный хор Краснодарской филармонии
Симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижер: Александр Сладковский
После смерти Дмитрия Шостаковича отечественная академическая музыка развивалась в разных направлениях. Целый ряд композиторов (в том числе те, кто формально не был его учеником в прямом смысле слова), невольно продолжали «шостаковическую» линию в традиционном ключе. Другие уходили в авангард, внутреннюю эмиграцию. Третьи — свободно смешивали разные стили и подходы вплоть до экспериментов с «прикладной» и рок-музыкой, приемы которой переносились в академические жанры.
В последний период творчества гениальный композитор вплотную подошел к наиболее сложным приемам современного музыкального языка. Так стоит ли удивляться, что влияние Шостаковича, так или иначе, отразилось на всем музыкальном пространстве России последней четверти века — «его ХХ века»?
Многое связывает композиторское творчество конца ушедшего столетия и с искусством Юрия Башмета. Это десятки сочинений композиторов самых разных направлений, написанные специально для маэстро, посвященные ему, вдохновленные игрой великого альтиста. Последнее сочинение Шостаковича — альтовая соната — была посвящена педагогу Башмета, Юрию Дружинину. Переняв эстафету у своих великих учителей, маэстро Башмет оставляет след в искусстве современности не только своими исполнительскими достижениями, учениками, осуществленными проектами, но и новой альтовой музыкой, авторы которой раскрывают его исполнительский стиль и, одновременно, фиксируют в своих сочинениях культурные коды уходящей эпохи.
Концерт предлагает Вашему вниманию наиболее значительную часть «музыкальной биографии» Юрия Башмета — прозвучат сочинения крупнейших представителей отечественной музыки конца столетия, исполненные им в разные годы.
Роман Леденев (р. 1930) — одна из наиболее ярких фигур «московской» композиторской школы. Ученик Ан. Александрова (который, в свою очередь, учился у С. Танеева), он сочетает в своем творчестве элементы современного музыкального языка и преемственность вековых традиций Московской консерватории, в которой сам преподает более полувека. Одночастный «Концерт-поэма» для альта с оркестром — образец раннего стиля Леденева, интересовавшегося в ту пору различными музыкальными техниками (в том числе «додекафонией»); написанный 50 лет назад, он впервые прозвучал в исполнении учителя Ю. Башмета Федора Дружинина.
Александр Чайковский (р. 1946) — композитор, педагог, пианист и музыкально-общественный деятель. С Юрием Башметом его сближает широчайшее многообразие творческой деятельности. Художественный руководитель Московской филармонии, профессор Московской консерватории, организатор музыкального фестиваля «Молодежные академии России», член жюри российских и международных конкурсов, Александр Чайковский сочиняет в самых различных жанрах (включая и «легкую» музыку), но предпочтение отдает концерту. Его три концерта для альта были вдохновлены исполнительским искусством Юрия Башмета. Второй концерт, с подзаголовком «Этюды в простых тонах», был написан в 1992 г. и содержит также партию солирующего фортепиано. Сам композитор нередко участвует в исполнении своего концерта, вступая в своеобразный диалог с альтистом на фоне яркой, насыщенной оркестровой палитры.
Гия Канчели (р. 1935) — один из наиболее значительных композиторов современности, автор монументальных симфонических полотен, музыки к спектаклям и популярнейшим художественным фильмам. «Styx» для альта, хора и оркестра, посвященный Юрию Башмету, был написан в 1999 г.
«С годами я ощущаю все более глубокую потребность общения с близкими мне людьми, кого уже нет в живых, но общение с которыми не прерывается, а душевная связь становится еще теснее, — комментирует сам композитор свое сочинение, —
… голос альта способен объединить миры живых и мертвых, которые разделены водами Стикса. Только альт, с его богатством, звуком и предопределено низкой экспрессией, может привести душу к примирению, миру и согласию».
Симфоническим оркестром «Новая Россия» дирижирует многолетний партнер Юрия Башмета, маэстро Александр Сладковский
«И классика, и рок»
суббота, 21 Февраля, 2015 г. | 19:00
Совместный концерт Дианы Арбениной, группы «Ночные снайперы», Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Юрия БашметаЗакрытие фестиваля
воскресенье, 22 Февраля, 2015 г. | 19:00
К 175 — летию со дня рождения П. И. ЧайковскогоВ. А. Моцарт (1756–1791)
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
П. И. Чайковский (1840–1893)
«Вариации на тему Рококо» для виолончели с оркестром, соч.33
Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч.35
Allegro moderato — Moderato assai
Canzonetta: Andante
Finale. Allegro vivacissimo
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
В. А. Моцарт
«Laudate Dominum» из Торжественной вечерни KV339
Ария Донны Анны из оперы «Дон Жуан»
Арии из опер итальянских композиторов
П. И. Чайковский
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч.23
Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
Andantino semplice ― Prestissimo.
Allegro con fuoco.
Солисты — Лауреаты I премий Международного конкурса им. П. И. Чайковского разных лет:
Победитель IX конкурса (1990) Густав Ривиниус (виолончель, Германия)
Победитель VI конкурса (1978) Элмар Оливейра (скрипка, США)
Обладатель Гран-При X конкурса (1994) Хибла Герзмава (сопрано, Россия-Абхазия)
Победитель VIII конкурса (1986) Барри Дуглас (фортепиано, Великобритания)
Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Дирижер: Юрий Башмет
В 2015 г. исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» — это признание гениального русского композитора и сегодня звучит пророчески. В мире стремительно меняющихся стилей и направлений, общественных формаций и технологий произведения Чайковского рождают отклик в душах миллионов так же, как и у его первых слушателей, входят в репертуар начинающих и сформировавшихся музыкантов всего мира — инструменталистов, певцов, оркестровых и камерных коллективов.
Основанный в 1958 г. Международный конкурс имени П.И Чайковского в Москве стал первым состязанием мирового уровня, появившимся в нашей стране, и до сих пор входит в число наиболее престижных музыкальных состязаний, привлекая молодых исполнителей со всего мира и приковывая внимание как профессиональной, так и самой широкой публики Москвы, России и зарубежья. Многие выдающиеся исполнители второй половины ХХ века получили здесь свой музыкальный старт.
Специальный концертный проект сочинского фестиваля представляет лауреатов Международного конкурса им. Чайковского, в разные годы удостоенных Гран-при и I премии. Это прославленный победитель VIII конкурса (1986), представитель английской фортепианной школы, кавалер Ордена Британской империи и почетный профессор Королевского музыкального колледжа в Лондоне Барри Дуглас, и сегодня пользующийся большим успехом среди российских слушателей; признанный интерпретатор современной скрипичной музыки, лауреат престижной премии Э. Фишера Элмар Оливейра, удостоенный золотой медали в 1978 г. (единственный американский скрипач, получивший эту награду за всю историю конкурса им. Чайковского); а также лауреат I Премии конкурса 1990 г., победитель международных конкурсов М. Ростроповича в Париже и ARD в Мюнхене, немецкий виолончелист и педагог Густав Ривиниус.
Особый гость концерта — выдающаяся оперная примадонна Хибла Герзмава. Обладатель Гран-при юбилейного Х конкурса (1990), народная артистка России и Абхазии, солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, она выступает на лучших оперных и концертных сценах мира в партиях русского, итальянского и французского репертуара, с не меньшим успехом исполняет камерную музыку, участвует в джазовых концертах. В исполнении Хиблы Герзмавы прозвучат арии Моцарта — любимейшего композитора Чайковского (он называл его «Рафаэлем в музыке»), а также арии из опер итальянских композиторов.
В программе юбилейного концерта — наиболее известные концертные произведения Чайковского, традиционно входящие в программу III тура конкурса: Первый концерт для фортепиано с оркестром (ставший благодаря конкурсу одним из музыкальных символов России), Концерт для скрипки с оркестром и «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. В концерте также прозвучат увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, которую Чайковский готовил к студенческому спектаклю Московской консерватории. За пультом Всероссийского юношеского симфонического оркестра — постоянного участника сочинского фестиваля — его создатель и главный дирижер Юрий Башмет.
Концерты в Зале камерной и органной музыки
Изменение программы фестиваля Искусств под руководством Юрия Башмета! В Зале органной и камерной музыки, в рамках фестиваля, состоится три концерта:«ВОКРУГ ОРГАНА» (14 февраля),«ТЕРЕМ-КВАРТЕТ» (18 февраля)и Финал конкурса молодых композиторов (19 февраля).
Билеты подлежат возврату в кассу.Концерт «Вокруг органа»
суббота, 14 Февраля, 2015 г. | 17:00
Орган соло и в инструментальных ансамбляхЖорж Бизе (1838–1875) — Альбер Рено (1855–1924)
«Арлезианка», сюита № 1 (переложение для органа и фортепиано)
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
К 40-летию со дня смерти
«Интермеццо», «Вальс-скерцо», «Русский лубок» —
Фрагменты балетов «Болт» и «Светлый ручей» в переложении для органа
Андре Капле (1878–1925)
«Adagio» для скрипки и органа
Сергей Прокофьев (1891–1953)
Второй «Пушкинский вальс», соч.120 № 2 (переложение для органа)
Жеан Ален (1911–1940)
«Trois mouvements» для скрипки и органа
Арам Хачатурян (1903–1978)
«Танец с саблями» из балета «Гаяне» (переложение для органа)
Жюльен Бре (р. 1974)
Пьеса для скрипки и органа
(написана специально для сочинского фестиваля — мировая премьера)
Дмитрий Шостакович
Четыре прелюдии из «24 прелюдий и фуг» соч. 87 (переложение для органа)
Жорж Бизе — Альбер Рено
«Арлезианка», вторая сюита (переложение для органа и фортепиано)
Солисты: Эрве Десарбре (орган, Франция)
Ксения Башмет (фортепиано, Россия)
Традиционный органный концерт сочинского фестиваля на этот раз представит «короля инструментов» в довольно необычном ракурсе. Впервые в Сочи выступит один из лучших представителей органной школы Франции, кавалер Ордена Почета Эрве Десарбре.
С равным успехом французский органист включает в свой репертуар произведения самых разных эпох — от раннего барокко до современных авторов; в его исполнительском багаже уже десятки мировых премьер сочинений французских, русских, немецких и других композиторов (многие из которых написаны специально для него — одна из пьес ныне живущего Жюльена Бре прозвучит на сочинском органе впервые). С особым пиететом относится Десарбре к французской музыке для органа, имеющей глубокую традицию, к сожелнию, малоизвестную у нас в стране. Для большинства слушателей впервые в этот вечер прозвучат имена композиторов Франции первой половины ХХ в., жизнь которых была трагически прервана (Андре Капле умер от последствий газового отравления на полях Первой мировой, Жеан Ален погиб в первые месяцы нападения Германии на Францию в 1940 г.).
Однако, бóльшую часть программы концерта составляют органные транскрипции. Публике предстоит услышать не только прелюдии из полифонического цикла и фрагменты балетов Дмитрия Шостаковича — на органе зазвучит один из «Пушкинских вальсов» Прокофьева и даже… «Танец с саблями» Арама Хачатуряна! Безусловный интерес представляет и переложение для органа и фортепиано популярнейшей музыки к «Арлезианке» Бизе, выполненное органистом и композитором конца XIX — начала XX вв. Альбером Рено.
В концерте Эрве Десарбре примут участие лауреат международных конкурсов Ксения Башмет (фортепиано) и…
К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского
понедельник, 16 Февраля, 2015 г. | 17:00
Романсы и струнные квартетыСолисты Всероссийского юношеского симфонического оркестра играют с камерным составом Всероссийского юношеского симфонического оркестра
вторник, 17 Февраля, 2015 г. | 17:00«Терем-квартет»
среда, 18 Февраля, 2015 г. | 17:00
Специальные гости концертаФинал конкурса молодых композиторов
четверг, 19 Февраля, 2015 г. | 17:00
посвященного 80-летию со дня рождения А. Шнитке и 100 -летию со дня рождения С. Рихтера
Специальный проект фестиваля
пятница, 20 Февраля, 2015 г. | 17:00
Совместный концерт
Детского международного камерного оркестра и Театральных студий Константина Хабенского из Казани, Новосибирска, Перми, Уфы, Воронежа, Санкт-ПетербургаВокальный вечер
суббота, 21 Февраля, 2015 г. | 17:00
Английская и немецкая камерно-вокальная музыка
Генри Пёрселл (1659–1695) — Майкл Типпетт (1905–1998)
«Music for a while» («Немного музыки»)
Генри Пёрселл — Бенджамин Бриттен (1913–1976)
«The Queen’s Epicedium» («На смерть королевы»)
Бенджамин Бриттен
«Семь сонетов на стихи Микеланджело» для тенора и фортепиано, соч. 40
1. Si come nella penna
2. A che piu debb`io mai
3. Veggio co` bei vostri occhi
4. Tu sa` ch`io so
5. Rendeta a gli occhi miei
6. S`un casto amor
7. Spirto ben nato
Роберт Шуман (1810–1856)
Песни на стихи Г. Гейне
«Dein Angesicht» ор.127 № 2
«Lehn deine Wang» ор.142 № 2
«Es leuchtet meine Liebe» ор.127 № 3
«Mein Wagen rollet langsam» ор.142 № 4
«Dichterliebe» («Любовь поэта»), соч.48
Вокальный цикл на стихи Г. Гейне
1. Im wunderschönen Monat Mai
2. Aus meinen Tränen sprießen
3. Die Rose, die Lilie, die Taube, die Sonne
4. Wenn ich in deine Augen seh'
5. Ich will meine Seele tauchen
6. Im Rhein, im heiligen Strome
7. Ich grolle nicht
8. Und wüßten’s die Blumen, die kleinen
9. Das ist ein Flöten und Geigen
10. Hör ich das Liedchen klingen
11. Ein Jüngling liebt ein Mädchen
12. Am leuchtenden Sommermorgen
13. Ich hab' im Traum geweinet
14. Allnächtlich im Traume
15. Aus alten Märchen
16. Die alten, bösen Lieder
Йен Бостридж (тенор, Великобритания)
Виктория Постникова (фортепиано, Россия)
Впервые на сочинском фестивале выступит один из крупнейших лирических теноров современности — британец Йен Бостридж (он уже знаком московской публике по участию в концертах, посвященный 100-летию со дня рождения Бенджамина Бриттена). Командор Ордена Британской Империи, экслюзивный артист «EMI Classics», лауреат «Гремми» (2007) и множества призов в области звукозаписи, он с равным успехом выступает в оперных театрах и камерных концертных залах, в кантатах Баха, песнях Шуберта, музыке Малера, Бриттена и Стравинского. Певец с университетским образованием, защитивший диссертацию в Оксфорде, Бостридж особой глубиной проникает в музыкально-поэтический образ каждого произведения и создает яркие, неповторимые интерпретации.
В ансамбле с Йеном Бостриджем играет выдающаяся пианистка, представительница прославленной школы Якова Флиера Виктория Постникова. Покорив лучшие концертные залы мира, выступая с прославленными оркестрами Европы и Америки, Виктория Постникова уделяет большое внимание камерному музицированию (в ее многолетней карьере выделяются выступления с И. Менухиным, В. Спиваковым и фортепианный дуэт с Г. Рождественским).
В исполнении Йена Бостриджа и Виктории Постниковой прозвучат шедевры английской и немецкой вокальной музыки. Две песни великого мастера английского барокко Генри Пёрселла, обработанные композиторами двести лет спустя, создают удивительную параллель с микеланджеловским циклом классика ХХ века — Бенджамина Бриттена. Написанные в разгар Второй мировой войны (1942), «Семь сонетов Микеланджело» были внутренне адресованы другу и спутнику жизни композитора, певцу Питеру Пирсу.
Второе отделение концерта посвящено представителям немецкого романтизма — Роберту Шуману и Генриху Гейне. Наряду с песнями, сочиненными в разные годы, прозвучит одно из ключевых шумановских произведений в области вокальной лирики — цикл «Любовь поэта». Погружение в тайники человеческой души, глубина чувств и правдивость эмоционального высказывания достигает в этом произведении максимальной выразительной силы.
Комментарии
muzkarta, 13 февраля 2015:
Изменение программы фестиваля Искусств под руководством Юрия Башмета! В Зале органной и камерной музыки, в рамках фестиваля, состоится три концерта: «ВОКРУГ ОРГАНА» (14 февраля), «ТЕРЕМ – КВАРТЕТ» (18 февраля) и Финал конкурса молодых композиторов (19 февраля).
Билеты подлежат возврату в кассу.