19 сентября в 19.00
Большой зал
Вход - по билетам 300–700 рублей
ВЕЧЕР ДЖАЗА
Открытие XXVI Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»Исполнители:Мэнди ГЕЙНС (джазовый вокал, США)
Ансамбль «A-JAZZ» в составе:Анатолий ПАЛАЕВ (фортепиано)
Владимир НЕВЕРОВ (ударные)
Владимир КОЛЬЦОВ-КРУТОВ (контрабас, Москва)
XXVI Международный фестиваль камерного искусства «Осенняя лира» открывает выступление американской джазовой певицы Мэнди ГЕЙНС и петрозаводского ансамбля «A-JAZZ». Этот творческий союз уже выступал вместе в рамках Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»: в 2010 году Мэнди Гейнс впервые гастролировала в Петрозаводске и потом рассказала, что наш город очень похож на ее родной Цинцинатти.
Мэнди Гейнс – невероятная, фантастичная, зажигательная! – обладает всем, что необходимо настоящему мастеру шоу: неисчерпаемым оптимизмом, умением «держать зал», свободой поведения на сцене. А ее обаятельная улыбка и потрясающий голос восхитили всех. «Мэнди, мы Вас любим!» – кричала ей петрозаводская публика и в ответ слышала искреннее «Я вас тоже люблю!», сказанное по-русски. После концерта многие слушатели признались, что не могут описать словами те эмоции, что вызвало в них пение гостьи из США. И вот, четыре года спустя, Мэнди Гейнс вновь выступит в Петрозаводске с ансамблем «A-JAZZ», который высоко оценила в прошлый приезд.
Мэнди ГЕЙНС начала петь в раннем возрасте. Брала частные уроки вокала, пела в церкви, работала в театральных постановках и шоу. В 1988 году судьба забросила молодую певицу в не самую джазовую страну — в Тайвань. Тем не менее, там она начала строить свою карьеру в джазовом ансамбле «MIT»: приняла участие в записи их альбома, а затем осталась в качестве постоянной вокалистки группы.
После нескольких лет концертных выступлений в клубах Юго-Восточной Азии и сотрудничества с известными азиатскими музыкантами Мэнди Гейнс вернулась на родину, в театральные шоу и стала ведущей вокалисткой в «Театральном комплексе развлечений Олденберга» и «Звезде Цинциннати». В 1996 году певице выпала честь открывать концерт легенды джаза Херби Хенкока. Вскоре после этого ее признали лучшей исполнительницей в стиле R&B (ритм-энд-блюз) – по версии ежегодной музыкальной премии Цинциннати.
Жизнь Мэнди Гейнс – это путешествия, а ее путь затронул три континента – Америку, Азию и Европу. Она – частый гость в джаз-клубах Парижа, Брюсселя, Хельсинки, Бангкока, участвует в международных фестивалях, работает в жюри на джазовых конкурсах, ведет семинары, играет в музыкальных ревю…. Список можно продолжать.
Мэнди Гейнс обладает редким даром рассказать историю, наделяя музыкальные произведения индивидуальными чертами: «Пение – все для меня. Музыка – мощнейшее целительное средство в жизни, которое позволяет испытывать мир, покой, радость, наслаждение… и делиться всем этим с публикой».
Ансамбль «A-JAZZ» выйдет на сцену в следующем составе: к петрозаводским музыкантам Анатолию Палаеву (фортепиано) и Владимиру Неверову (ударные) присоединится московский контрабасист Владимир КОЛЬЦОВ-КРУТОВ, специально приглашенный для участия в карельском проекте.
Владимир Кольцов-Крутов работал в Нью-Йорке, в Петербурге, в 2006 году переехал в Москву. В разное время сотрудничал с такими музыкантами, как Б.Фрумкин, Д.Голощекин, А.Кондаков, И.Бутман, Д.Крамер, А.Кузнецов, И.Бриль, Б.Тейлор, А.Фостер.
8 октября в 19.00
Большой зал
Вход - по билетам 250 рублей
ФОРТЕПИАННЫЙ ВЕЧЕР концерт XXVI Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»
Исполнители:лауреат международных конкурсов Александр ЛУБЯНЦЕВ
В программе:И.-С.Бах – Английская сюита № 3; «Хорошо темперированный клавир», I том: прелюдия и фуга ля-бемоль мажор
Ф.Шопен – Баллада № 1, Скерцо № 2, Andante spianato и Большой блестящий полонез, Ноктюрн до минор
С.Прокофьев – Соната № 7
Пианист Александр ЛУБЯНЦЕВ – аспирант Петрозаводской государственной консерватории (класс профессора Виктора Портного), герой и фаворит последних двух конкурсов Чайковского.
Темперамент Лубянцева итальянцы назвали бы «capriccioso» — капризный и прихотливый. Этой причудливостью пианист одновременно завоевал публику и отпугнул жюри. Уже на XIII конкурсе его третье место многие сочли несправедливо далеким от заслуженной победы, а недопущение в финал XIV конкурса вызвало целую революцию в лучших традициях конкурса Чайковского: музыкальные критики отказались соглашаться с мнением жюри, не пропустившего Лубянцева в финал. В результате впервые за всю историю конкурса была учреждена альтернативная премия прессы, лауреатом которой (лучшим пианистом конкурса) стал Александр Лубянцев.
Именно тогда к нему пришла известность. Теперь за Александра борются несколько японских концертных агентств, он уже объехал с гастролями Африку, Францию, Финляндию и дважды выступил в концертном зале Мариинского театра.
Александр Лубянцев обучался в Высшей школе музыки в Любеке (класс Джеймса Токко), Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (класс Нины Серегиной), Петрозаводской государственной консерватории имени А.К.Глазунова (класс Виктора Портного). С 2007 года является участником концертов, организованных Санкт-Петербургским Домом музыки.
Среди наград, полученных на международных конкурсах, Гран-при на конкурсе имени Ф.Шопена в Нарве, I премия на конкурсе молодых пианистов в Санкт-Петербурге, V премия на конкурсе в Сиднее, Золотой диплом Виртуального конкурса «Golden Trophy» в Нью-Йорке.
15 октября в 19.00
Зал Благородного собрания (пл.Ленина, 1)
Вход - по абонементам и билетам 300 рублей
СЮИТА ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО
В программе:
И.-С.Бах – Сюиты № 1, № 2 для виолончели соло
В.Сильвестров – «28 июля 1750...» (в память J.S.B.) для виолончели соло
Сюита для виолончели соло
концерт XXVI Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»открытие абонемента № 8 «Музыкальный салон»Исполнители:лауреат международных конкурсов Алексей СТЕБЛЕВ (виолончель, Москва)
В октябре в Петрозаводске гастролирует лауреат международных конкурсов, московский виолончелист Алексей СТЕБЛЕВ. Он принимает участие в XXVI Международном фестивале камерного искусства «Осенняя лира» и в открытии абонемента № 1 «Вечера с Большим симфоническим оркестром». Вряд ли найдется человек, равнодушный к звучанию виолончели: нежный, бархатистый тембр её голоса не оставит безучастным и далёких от искусства слушателей.
Музыка сюит И.-С.Баха для виолончели соло знакома как музыкантам-исполнителям, так и любителям музыки. При этом об истории создания Сюит мы знаем ничтожно мало. Скорее всего, они были написаны в 1720/21 году в период службы Баха капельмейстером в Кётене. По мнению некоторых исследователей, сочинение циклов сюит для инструментов соло служило Иоганну Себастьяну своеобразной формой отдыха, если это слово применимо к его жизни. Фантазия Баха не ведала покоя, его гений удивлял снова и снова. Звучание виолончели, сольного инструмента, меняется от пьесы к пьесе: мы слышим и звучание органа, и полнозвучие многоголосия, будто на сцене не одна виолончель, а целый ансамбль.
Главная интрига концерта — это соотношение произведений гения эпохи барокко и современного композитора Валентина Сильвестрова.
Алексей СТЕБЛЕВ учился в Московской консерватории в классе виолончели профессора И.Гаврыша и в Российской академии музыки в классе квартета В.Берлинского.
Еще во время обучения в школе А.Стеблев завоевал свой первый Гран-при на международном конкурсе «Концертино-Прага»; позже, связав свою творческую судьбу с камерной музыкой, в составе «Москва-квартета» он завоевал победу на международных конкурсах в Вене и Санкт-Петербурге. За время работы в этом коллективе А.Стеблев выступает с концертами в большинстве стран Европы, Азии и в США, становится участником престижнейших фестивалей, выступает в ансамблях с такими выдающимися музыкантами как З.Пальм, М.Андрэ, В.Спиваков, А.Рудин, К.Лифшиц, К.Бельчеа, Н.Брайнин и многими другими.
В 2002 г. Алексей Стеблев становится солистом камерного оркестра «Виртуозы Москвы», в 2007 г. – артистом «Нового Русского квартета».
22 октября в 19.00
Большой зал
Вход - по билетам 300 рублей
ВЕЧЕР КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ
Вечер камерной музыки
концерт XXVI Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»Гастроли проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Звезды XXI века».
Исполнители:лауреаты международных конкурсов
Айлен ПРИТЧИН (скрипка, Москва), Андрей ЯРОШИНСКИЙ (фортепиано, Москва)
В программе:Ф.Шуберт – Блестящее рондо си минор для скрипки и фортепиано
П.Булез – «Антемы I» для скрипки соло
Н.Паганини – Каприс № 4 для скрипки соло
П.Сарасате – «Шотландские напевы» для скрипки и фортепиано
К.Сен-Санс – Соната № 1 для скрипки и фортепиано
Р.Дюбюньон – «Антитанго» для скрипки соло
Ф.Ваксман – Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен»
Айлен ПРИТЧИН – один из самых известных музыкантов нового поколения, молодой и талантливый скрипач, ученик прославленного профессора Московской консерватории Эдуарда Грача. В настоящее время является аспирантом и ассистентом профессора Э.Грача.
Айлен Притчин – лауреат международных конкурсов, в числе которых V юношеский конкурс имени П.Чайковского в Японии (I премия и золотая медаль), IV конкурс скрипачей имени А.Ямпольского в Москве (I премия), конкурс имени П.Владигерова в Болгарии (I премия). 2009 год принес скрипачу I премию и специальный приз за лучшее исполнение современного сочинения на конкурсе скрипачей Canetti в Италии, а также III премию и специальный приз за исполнение современного сочинения на конкурсе скрипачей Sion-Valais в Швейцарии. В 2011 году Айлен был отмечен специальным призом жюри на Международном конкурсе имени П.Чайковского.
Айлен Притчин играет на скрипке Карло Бергонци (1719), предоставленной Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов.
Андрей ЯРОШИНСКИЙ с отличием окончил Московскую консерваторию по классу народной артистки России, профессора Веры Горностаевой. В настоящее время – аспирант в классе В.Горностаевой. Лауреат международных конкурсов в Испании, Австрии, обладатель специальных призов за лучшее исполнение произведений Шопена, Черни, испанской музыки.
В 2005 году Андрей стал финалистом и дипломантом XV Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена. Мазурки, исполненные им на конкурсе, были включены в проект «Mazurka Project», организованный Международным Центром истории и анализа записанной музыки, наряду с исполнениями Артура Рубинштейна, Артуро Бенедетти Микеланджели и других. Целью этого проекта является исследование изменений в стилях исполнений мазурок Шопена за последние 150 лет.
С 2009 года Андрей Ярошинский является официальным артистом фирмы «Steinway & Sons». В 2011 году музыкант становится лауреатом I премии на Втором Международном Конкурсе пианистов в Азербайджане, получив право на дебют в Лондоне с Королевским филармоническим оркестром и запись диска на лейбле NAXOS.
2 ноября в 18.00
Большой зал
Вход - по билетам
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
ДОРОГА ДОМОЙ
закрытие XXVI Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира»Исполнители:Алексей АРХИПОВСКИЙ (балалайка, Москва)
В программе:авторские композиции и обработки
На закрытие XXVI Международного фестиваля камерного искусства «Осенняя лира» с программой «Дорога домой» приглашен виртуоз Алексей АРХИПОВСКИЙ (балалайка), неоднократно гастролировавший в Петрозаводске. Его концерты проходили с ошеломляющим успехом.
Алексей АРХИПОВСКИЙ – настоящая сенсация в мировой музыке. Владея балалайкой просто за пределами человеческого понимания, он открывает слушателям традиционный русский инструмент с абсолютно неожиданной стороны. Те, кто впервые слышат виртуозную игру Архиповского, не в силах сдержать восторг и изумление: в руках мастера балалайка звучит как арфа, скрипка или клавесин. Описать словами исполнение Архиповского практически нереально: всего на трех струнах он способен создать музыкальную Вселенную – от скоморошьих запевок и унылого голоса шарманки до рок-н-ролльного драйва и виртуозных классических пассажей…
С сольными номерами Алексей Архиповский начал выступать с двенадцати лет. Музыкант закончил Московское училище имени Гнесиных, по окончании которого поступил на работу в Смоленский русский народный оркестр. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1985 году Архиповский получил звание лауреата на III Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. С 1988 года начал появляться на Центральном телевидении, а в 1989 и 1992 годах записал два первых альбома. В 1996 году музыкант начал работать с Людмилой Зыкиной и Государственным русским народным ансамблем «Россия».
Музыкант принимал участие в фестивалях «Этносфера» и «Мамакабо»; в фестивалях Российской Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии; в ряде проектов, среди которых стоит выделить выступления на Саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге и на саммите стран СНГ в Сочи в 2006 году. В 2007-2008 годах Архиповский участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново и других.
«Паганини балалайки» – как называет музыканта пресса – ждут в России и Европе, США и Японии. Его «трехструнная» интерпретация не только русских народных мелодий, но и классики, джаза, блюза, рока в собственных «балалаечных» обработках каждый раз вызывает восторг публики всех пяти континентов мира.
С 2 октября по 31 октября в фойе II этажа работает фотовыставка Ирины Ларионовой
«Город, знакомый до слез»