DKRT space, ул. Б.Покровская, 18
И.С.Бах
(1685−1750) Концерт для скрипки с оркестром ля минор, BWV 1041
(в версии для виоль д’амур)
А.Ишмуратов
(р.1973) Концерт для альта с оркестром № 2, ор.41 «Rennsteig»
С.Ахунов
(р.1973) «Лесной царь»
А.Пярт
(р.1935) «Fratres» для альта и струнного оркестра
Б.Бриттен
(1913−1976) «Лакриме»
Г.Пелецис
(р.1947) «Concertino Giocoso» для альта и струнного оркестра
Контент программы сочленил полюса темперации, начало XVIII века и конец XX-го без драматургических пауз и эволюционных модуляций, но диссонансов в её конструкции не предусмотрено, наоборот, не препарируя технологические швы, вы не найдете место, где сойдутся параллели музыкальных сооружений двух далёких друг от друга эпох. И вслед за ведущими современниками словно по лестнице Пенроуза мы сможем подняться на три столетия вниз.
Барокко создало музыку такой какой мы её знаем по сей день, собственно, оно придумало основные законы звукосочетания и ритма, гегемония которых оказалась несокрушима никакими революциями последующих столетий. Формула, запечатленная в известном стихотворении И. Бродского: «в каждой музыке — Бах», действительна покуда «в каждом из нас — Бог». Но не случайно она декларирована именно в то время, когда искусство, претерпевшее гуманистический кризис искало возДуха.
ХХ век, породивший реакционные и радикальные течения, в частности, в музыке, привел к коллапсу, к отторжению «чуждой» современности. Стилистические эксперименты авангардистов, замурованные в стенах академических школ, оставили по себе досадное чувство ущербности слуха. Этот стереотип современной музыки, даже теперь, спустя полвека её трансформаций хранит в «недоступности» множество прекрасных сочинений наших гениальных современников. Конечно, если слушатель не испытал эмоционального контакта с музыкальным произведением, то бесполезно его убеждать в идейности, технической изобретательности, композиционном совершенстве последнего — никакая умозрительная коннотация не заменит природу музыки, её естество, её сущностные свойства, не реанимирует музыкальность, принесенную в жертву ratio.
Для композиторов поставангарда вернуть музыке жизнь означало вернуть ей тайну и смириться с её непостижимостью и в этой неудовлетворенности черпать своё вдохновение. Обуздать своё творческое эго, «умение упростить дроби» — вот, по словам Арво Пярта, стремление всех великих композиторов. Квинтэссенцией творческой аскезы, «сакрального минимализма» этого эстонского композитора стали сочинения второй половины 70-х. Продолжая мысль Пярта, — ничего не добавить от себя, — оркестр исполнит последнюю из 16-и (!) версий самого исполняемой композиции этого периода «Frаtres» (братья — лат.). — для альта, струнного оркестра и ударных (2008).
Георг Пелецис, творчество которого, так же как и творчество Пярта отождествляют с направлением «новой простоты» или «новой консонантности» в музыке, еще один приверженец идеала далекого прошлого. Нередко в своих сочинениях он «переигрывает» старинные формы и на свет появляется, например, «Concertino Giocoso» (игривый концертик — итал.) для альта и струнного оркестра. Музыка Пелециса мерцает разными красками, но радость и легкость доминируют даже в его «Апокалипсисе».
Барочный Концерт для альта и струнных № 2 ор.41 «Rennsteig» (2016) современного «классика» Айрата Ишмуратова — станет еще одним доказательством, что прекрасное — есть неотъемлемая часть подлинного искусства. Ишмуратов — столь же редкое в наши дни сколько обыденное в эпоху барокко воплощение универсального музыканта, в обязанности которого входило умение одинаково хорошо играть, сочинять музыку и управлять оркестром, ансамблем, капеллой. Его карьера (в 1998 он еще играл в монреальской подземке, а 2007 году становится ассистентом канадского дирижёра Бернара Лабади, одного из наиболее признанных исполнителей музыки эпохи барокко, в его камерном оркестре «Скрипки Короля» (Les Violons du Roy) похожа на изумительные восхождения «Ренштайга» — исторического пешеходного маршрута в Тюрингии (Германия). Он проходит через леса и реки горного массива от города Айзенах, где родился великий Бах. В авторском видении «Rennsteig» и есть «образ молодого Баха, бегущего по лесу и слушающего его музыку…»
Татьна ФалинаСергей Полтавский — альтист, саунддизайнер и исполнитель на виоль д’амур, один из самых разноплановых инструменталистов в России.
Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки до экспериментов с live-электроникой и свободной импровизации. Сотрудничая с такими коллективами как «Bang on a Can», «N'caged», «Академия старинной музыки», Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) и группой «4'33» Алексея Айги, а также Сергеем Летовым, музыкант постоянно выходит за рамки стандартного альтового репертуара.
При этом все радикальные эксперименты базируются на классическом фундаменте: Сергей —
лауреат конкурса альтистов Юрия Башмета, на котором получил дополнительные специальные призы от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского.
Участник многочисленных фестивалей: «Декабрьские вечера» (Москва), «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Возвращение», Платоновский фестиваль (Воронеж), «VivaCello», фестиваль Владимира Мартынова (Москва), фестиваль Элисо Вирсаладзе, Ruhrtriennale (Германия), «Bang On a Can Summer festival» (США) и др.
В качестве солиста выступал с оркестрами: Государственный симфонический оркестр (ГАСО), «MusicAeterna», «Солисты Москвы», «Новая Россия», Государственный камерный оркестр России (ГАКО), «Questa Musica» и др.
Более шести лет под художественным руководством Сергея в Москве проводится фестиваль виольной музыки «Viola is my life».
С 2017 года — научный сотрудник Центра Электроакустической Музыки и преподаватель Московской государственной консерватории на факультете ФИСИИ.
В 2017 году на лейбле «Мелодия» был издан диск музыки «Низкие струнные» для состава альта, виолончель, контрабас, совместно с Евгением Румянцевым (виолончель) и Григорием Кротенко (контрабас).
В 2021 году «Fancy Music» и «Мелодия» издают альбомы ПИПЛ-трио (Аркадий Пикунов, Пётр Ившин, Сергей Полтавский) с Владимиром Мартыновым.
В конце 2021 года назван «музыкантом года» газетой «Музыкальное обозрение».
Несмотря на все радикальные эксперименты, музыкант столько же времени уделяет и классическому репертуару, в камерных ансамблях сотрудничая с Владимиром Спиваковым, Татьяной Гринденко, Хайнцем Холлигером, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Максимом Рысановым, Павлом Нерсесьяном, Юлианом Рахлиным, Аленой Баевой, Вадимом Холоденко, Борисом Андриановым, Андреем Коробейниковым, Валентином Урюпиным, Никитой Борисоглебским и др.